Первое изображение корабля появилось на почтовой марке РСФСР в ноябре 1922 года. Это была одна из 4-х марок почтово-благотворительного выпуска в помощь населению, пострадавшему от неурожая.
В июле 1931 года, на марках, посвященных спасению экипажа дирижабля «Граф Цеппелин», на заднем плане можно увидеть силуэт ледокола «Малыгин».
Сегодня мы рассмотрим марки и познакомимся с биографией ледоколов, которым посвящены отдельные выпуски. Начать рассказ про отечественные ледоколы просто необходимо с российского инженера-самоучки, промышленника, купца и судовладельца – Михаила Осиповича Бритнева.
Ему принадлежал, купленный в Англии, винтовой буксир «Пайлот», который использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Чтобы удлинить навигацию, Бритнев переоборудовал судно, срезав нос ниже ватерлинии под углом около 20 грд. За образец он взял конструкцию поморских кочей, которая позволяла этим мореходным судам вползать на лед без повреждений, избегая опасности быть зажатыми между льдин.
22 апреля 1864 года «Пайлот» вышел в Финский залив, продемонстрировав совершенно новый принцип хождения во льдах. Приводимый в движение паровой машиной мощностью всего лишь в 60 л.с., «Пайлот» просто наползал на лед и ломал его собственной тяжестью.
Современные российские ледоколы стали атомными, но общий принцип хождения во льдах восходит к конструкции, разработанной М.О. Бритневым более 150 лет назад.
«Пайлот» стал первым в мире судном ледокольного типа, а вот первым ледоколом Арктического класса, стал «Ермак», названный в честь русского исследователя Сибири Ермака Тимофеевича.
Судно было построено всего за 11 месяцев на судоверфи английского города Ньюкасл, по заказу правительства Российской империи. Инициаторами этого проекта были вице-адмирал Степан Осипович Макаров и известный ученый Дмитрий Иванович Менделеев.
17 октября 1898 года ледокол был спущен на воду, а 4 марта 1899 года он прибыл в порт Кронштадта. За 64 года эксплуатации ледокол поучаствовал в двух мировых войнах, сопровождал суда по Северному морскому пути и в Балтийском море, спасал застрявшие во льдах экспедиции и корабли. Ледокол был списан в 1963 году.
В 1916 году со стапелей той же верфи, в г.Ньюкасле, был спущен на воду и принят в состав российского флота ледокол «Святогор». 31 марта 1917 года на нем был поднят Андреевский флаг, в сентябре 1917 года его включили во флотилию Северного Ледовитого океана. Портом приписки стал город Архангельск. Дальше в судьбу судна вмешались революционные события. 1 августа 1918 года, для препятствия кораблям английских интервентов, корабль был затоплен возле г.Архангельска. Но это не помешало войскам Антанты занять город. Буквально через несколько дней судно было поднято и продолжило обеспечивать работоспособность порта. В 1920 году, при отступлении, бывшие союзники России забрали корабль с собой. В 1922 году советское правительство выкупило ледокол.
Спустя пять лет «Святогор» был переименован в «Красин», в честь советского дипломата, причастного к возвращению судна из Англии. А еще через год корабль прославился на весь мир. В мае 1928 года, при возвращении с Северного полюса, потерпел катастрофу дирижабль «Италия», под руководством итальянца Умберто Нобиле.
Из всех судов, отправленных на выручку уцелевшим членам экспедиции, добраться до них и спасти их смог лишь «Красин». На обратном пути он заодно помог германскому теплоходу «Монте Сервантес» с 1800 пассажирами на борту, который получил пробоины, налетев на лед. Ледоколом «Красин» проработал до 1972 года, перейдя после этого в класс научно-исследовательских судов, а после 1989 года стал кораблем-музеем. Сейчас он пришвартован возле набережной Лейтенанта Шмидта, у Горного института в Санкт-Петербурге.
В начале Первой мировой войны, Российскому правительству потребовалось увеличить сроки навигации через один из самых северных портов России – Архангельск. В 1914 году у Канады были приобретены два ледокола. Одним из них являлось судно «Earl Grey», построенное в Великобритании в 1909 году.
После прибытия в Россию судно было переименовано в «Канаду». Оно имело несколько другой принцип преодоления ледовых препятствий: не ломало лед тяжестью корпуса, а ударами своей острой стальной балки в носу корабля, именуемой форштевень, проделывало во льду трещину и затем вклинивалось в неё, расширяя до нужных пределов.
В 1920 году «Канада» была переименована в честь русского исследователя Арктики, адмирала Федора Петровича Литке.
Ледокол проводил морские суда по Северному морскому пути, а также участвовал в нескольких научных экспедициях.
Одним из руководителей экспедиций был Владимир Юрьевич Визе. На почтовой марке, посвященной этому советскому полярному исследователю, можно увидеть ледокол «Федор Литке».
В конце лета 1941 года пароход был вооружен артиллерией и включен в созданную Беломорскую флотилию, в составе которой занимался проводкой Атлантических конвоев. Был списан в 1959 году.
Еще одним ледоколом, купленным у Канады, стал «Lintros», построенный в Ньюкасле в 1913 году. До 1915 года работал в качестве почтово-пассажирского парома возле острова Ньюфаундленда. В том же году он был куплен Российским правительством для работы на линии Мурманск – Архангельск. В 1916 году был переименован в честь былинного русского героя Садко.
В июне 1916 года ледокол «Садко» затонул в Кандалакшской губе, наскочив на подводные камни. Через 17 лет, в 1933 году, был поднят, и спустя 9 месяцев, в июле 1934 года, совершил свой первый, после ремонта, выход в море. В 1937 году, вместе с ледоколами «Георгий Седов» и «Малыгин» оказался блокирован льдами в районе Новосибирских островов. Освободиться из ледового плена удалось только в сентябре 1938 года, с помощью ледокола «Ермак».
11 сентября 1941 года, на пути из Диксона к Земле Франца Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку в Карском море и затонул. Капитан ледокола Корельский А.Г. был обвинен во вредительстве и расстрелян.
Кроме изображения на марке СССР 1977 года ледокол «Садко» можно увидеть на марке посвященной 125-летию со дня рождения советского арктического исследователя Николая Николаевича Зубова.
Из-за увеличения прибывающих торговых и военных кораблей в порт Архангельска, ледоколы «Канада» и «Садко» не справлялись с поставленной задачей. Им на помощь, всё в той же Канаде, было приобретено ледокольное грузопассажирское судно «Bruce», построенное в 1912 году в английском Глазго. После покупки, в июле 1915 года, корабль был переименован в «Соловей Будимирович», в честь еще одного былинного героя. Помимо ледокольной проводки обеспечивал береговое снабжение между Архангельском и Беломорском. После революции, в августе 1921 года, «Соловей Будимирович» был переименован в «Малыгин».
Степан Гаврилович Малыгин – один из первых русских исследователей Арктики, автор первого руководства по навигации на русском языке, изданного в 1733 году. Судно принимало участие в многочисленных экспедициях по изучению Северного Ледовитого океана, в 1928 году участвовало в поисках дирижабельной экспедиции Умберто Нобиле. Через три года, когда У. Нобиле, уже в качестве пассажира, находился на его борту, в бухте Тихой, на Земле Франца Иосифа, состоялась встреча с немецкой экспедицией на дирижабле «Граф Цеппелин». Этой встрече посвящена серия из 4 марок 1931 г.в.
В 1937-1938 годах вместе с ледоколами «Садко» и «Седов» ледокол участвовал в дрейфующей экспедиции. «Малыгин» затонул в октябре 1940 года, во время шторма, у мыса Нижний, у полуострова Камчатка.
В 1915 году Министерством торговли и промышленности Российской империи был куплен ледокольный пароход «Bellaventure», который с момента спуска на воду в 1909 году и до своей продажи использовался для промысла тюленей, а также при строительстве портовых терминалов на острове Ньюфаундленд.
В 1916 году был переименован в «Александр Сибиряков», в честь исследователя Сибири и мецената Александра Михайловича Сибирякова. В годы Первой мировой войны корабль занимался в Белом море перевозкой прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался для весеннего зверобойного промысла в Белом море и в навигацию, как грузовое и снабженческое судно. В 1932 году совершил первый в истории переход из Архангельска до Чукотки за одну навигацию.
Трагична судьба этого ледокола. 25 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вступил в неравный бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Водоизмещение которого было в 10 раз больше. Два 76-мм зенитных орудия ледокола против 38 пушек крейсера. В этом неравном бою «Александр Сибиряков» был подбит и потоплен.
Интересна судьба следующего ледокола. По заказу Российского правительства на верфях английского Ньюкасла был построен ледокол, который после спуска на воду в 1916 году, был назван «Святой Александр Невский». В Ньюкасл уже прибыл российский экипаж, для принятия и транспортировки судна в Россию. Однако, Февральская революция и отречение Николая II внесли свои коррективы. Пока в России менялись правительства и шла Гражданская война, англичане приняли решение конфисковать ледокол и приписали его к британскому флоту как «HMS Alexander». В 1919 году он был выкуплен Советским правительством и переименован в честь вождя мирового пролетариата. Ледокол «Ленин» принимал активное участие в освоении Заполярья и Северного морского пути.
В августе 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде началось строительство первого в мире атомного ледокола. В процессе строительства судно именовалось «Проект № 92», по порядковому номеру химического элемента уран в таблице периодической системы Д.И. Менделеева. Еще в период строительства было принято решение присвоить ледоколу имя вождя. Но судно под таким названием еще было в эксплуатации. Тогда было принято соломоново решение, действующий ледокол «Ленин» переименовали во «Владимир Ильич».
В 1957 году он был передан Черноморскому морскому пароходству, где и трудился до самого списания в 1968 году.
В 1916 году у канадской фирмы был куплен ледокол «Beothic», который был построен на верфи шотландского Глазго в 1909 году.
После приобретения корабль был переименован в честь известного русского исследователя Арктики Георгия Яковлевича Седова и стал перевозить грузы и сопровождать суда в Белом море.
После революции к обычным работам ледокола добавилось участие в многочисленных научных экспедициях, а район плавания охватывал все арктические моря Советской России. В 1937 году, уже закончив работы в районе Новосибирских островов, ледокол послали на помощь судам «Ленинского» каравана, застрявшим в тяжелых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны. Наступала ранняя зима — пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом. «Георгий Седов» не смог помочь каравану и также застрял во льдах.
23 октября 1937 года начался его дрейф, который продлился более 2-х лет, до 13 января 1940 года. В том же 1940 году были выпущены марки, посвященные этому событию, на одной из них показан весь путь дрейфа, который составил 3 307 миль - больше 6 000 км.
В марте 1946 года в столовой судна возник пожар, в результате которого погибло 19 моряков. Ледокол «Георгий Седов» полвека трудился в арктических морях и был выведен из состава флота в 1967 году. Из серии марок, посвященных дрейфу, примечательна одна. По ней можно рассказать сразу про три ледокола.
Это, конечно, «Георгий Седов», дрейфу которого она посвящена, а также ледокол «Иосиф Сталин», изображенный на самой марке, который помогал вызволять «Седова» из ледового плена. На марке также можно увидеть фотографии двух человек, это руководитель экспедиции по спасению Иван Дмитриевич Папанин, и капитан ледокола «Иосиф Сталин» Михаил Прокофьевич Белоусов, чьим именем в 1953 году будет назван еще один ледокол. Но о нем чуть ниже, сейчас рассказ о «Иосифе Сталине». Названия кораблей часто менялись. Или после смены собственника, или по политическим мотивам. Вот и «Иосиф Сталин» в декабре 1958 года был переименован в «Сибирь».
Это был первый линейный ледокол, построенный в Советском Союзе. Был спущен на воду на Балтийском заводе, в Ленинграде, в августе 1937 года и назван в честь Иосифа Виссарионовича Сталина. В 1939-1940 гг. капитаном ледокола был Михаил Прокофьевич Белоусов, совершивший за одну навигацию два сквозных рейса по Северному морскому пути. В ноябре 1973 года ледокол был списан из действующего флота, а затем продан на металлолом в Гонконг.
Кто-то может возразить, что в СССР раньше был спущен на воду «Семен Дежнев». Действительно, он был построен на соседнем с Балтийским заводом, предприятии, который в то время носил имя секретаря Коминтерна, французского коммуниста Андре Марти, с годами переросший в завод «Адмиралтейские верфи». «Семен Дежнев» был ледокольным пароходом, а «Иосиф Сталин» - линейным ледоколом, более крупным и более мощным. В свой первый рейс «Семен Дежнев» отправился в 1939 году.
Правда, после начала советско-финской войны, он был переоборудован в сторожевик и зачислен в состав Северного флота. С началом Великой Отечественной войны он был переименован в СКР-19. В составе Северного отряда Беломорской военной флотилии судно перевозило грузы, сопровождало транспортные караваны, ходило в дозоры в акватории Северного и Карского морей.
25 августа 1942 года СКР-19 пришел в порт Диксон. Эти места считались тыловыми. Однако, 27 августа наблюдатели заметили немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который за два дня до этого потопил в Карском море ледокольный пароход «А.Сибиряков». Немцы решили разгромить и столь важный порт – открыли огонь по стоявшим на рейде судам.
Навстречу крейсеру вышел СКР-19, поставил дымовую завесу и стал стрелять из четырех трехдюймовых пушечек. Его артиллерия не обладала достаточной мощностью для эффективной борьбы с таким сильным противником, как крейсер. Но шквал артиллерийского огня, обрушившегося на неприятеля, сыграл свою роль, «Адмирал Шеер» предпочел ретироваться. В СКР-19 попало 4 снаряда, 7 моряков погибло. Спасая судно от затопления его пришлось посадить на отмель.
После починки «Дежнев» вернулся в строй и прослужил до Победы, а потом трудился в Арктике до списания в июле 1969 года.
Закончилась Великая Отечественная война. Для восстановления страны и освоения северных земель требовались новые ледоколы, но об этом в следующей статье…
По-прежнему жду Ваши пожелания на своей почте amur203@yandex.ru.
Иллюстрации автора
Владислав Николаевич Агарков
Продолжение следует...
Другие статьи автора
Ледоколы в океане филателии
Ледоколы в океане филателии. Часть II
Атомные ледоколы в океане филателии
Миллион разных, разных роз...
Ордена Российской империи
Государственные награды Российской Федерации
Государственные награды СССР
Антарктида. Сюжеты на марках
Исследование Антарктиды
Фауна Антарктиды
День Советской пожарной охраны
Северный полюс. Они были первыми
Салют, пионерия!!!!
Итог работы — первая книга!
Современные труженики Арктических морей
Обучая – изучаем!
Новый год в советской филателии
Новогодние марки в России!
Россия или Гвинея Биссау
Китайский Новый год в филателии
Профессия - пожарный
Пожарная техника в филателии
Филателистический букет из орхидей
Спорт в пожарной охране
Пожарная охрана в России
Интервью с В. Агарковым
Любовь к маркам осталась с детства