Закончилась Великая Отечественная война. Ледокольный флот СССР потерял часть кораблей, часть в силу своего возраста не справлялась с поставленными задачами.
В 50-х годах прошлого века Советский Союз, восстанавливающийся после войны, крайне нуждался в транспортном сообщении. Для транспортировки грузов строились всё новые и новые транспортные суда, в том числе и усиленного ледового класса, но даже им требовалась ледокольная проводка. Для этих целей Советский Союз заказал на верфях г.Хельсинки серию ледоколов. Решено было использовать проект недавно построенного финского ледокола «Voima» и внести в него незначительные изменения.
Первым ледоколом серии, построенным по советскому заказу, стал «Капитан Белоусов», названный в честь того самого капитана ледокола «Иосиф Сталин», спасшего из ледового плена «Георгия Седова».
С 1954 до 1975 года «Капитан Белоусов» трудился в Арктике, после чего отправился в более теплые края. На Азовском море возникла необходимость в мощном ледоколе. Дело в том, что из-за своей мелководности Азов, по сложности ледокольных проводок, может сравниться с арктическими морями. В 1992 году, после распада СССР, ледокол отошел Украине. До недавних пор «Капитан Белоусов» принадлежал Мариупольскому морскому порту и оставался единственным ледоколом Украины. В настоящее время проследить его судьбу тяжело, но можно с уверенностью сказать, что это самый возрастной ледокол. В декабре 2023 года он отметит 80-летний юбилей. Хотя «Красину» более 100 лет, но функцию ледокола он перестал выполнять в возрасте 56 лет.
В те же годы, когда на финских верфях строился «Капитан Белоусов», на голландской верфи «De Schelde», по проекту советских ученых был построен дизель-электроход ледового класса «Лена», который был введен в эксплуатацию в марте 1954 года.
Это был первый корабль серии транспортных судов для автономного арктического плавания. Более широкую известность получило второе судно этой серии, носившего имя еще одной великой реки России – «Обь». Именно дизель-электроход «Обь» доставил участников первой Советской Антарктической экспедиции на шестой континент, что положило начало советских изучений в Антарктиде.
Дизель-электроход «Лена» также участвовал в первых двух советских Антарктических экспедиция. Но до того, как отправиться в декабре 1954 года к берегам Антарктиды, «Лена» успела совершить первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов. Судно продолжало трудиться для освоения и поддержания жизнедеятельности в Арктике и Антарктике до своего списания в 1983 году.
В ходе успешной эксплуатации ледоколов, построенных на финской верфи «Wärtsilä Hietalahti», в конце 50-х годов там вновь разметили заказ на изготовление новых ледоколов. И в 1960 году был введен в эксплуатацию ледокол «Москва», головное судно серии из пяти дизель-электрических ледоколов, названных в честь крупных советских городов.
Позже там же были построены «Ленинград», «Киев», «Мурманск» и «Владивосток». Последний из перечисленных можно увидеть на почтовой марке 1986 г.в., посвященной вызволению из ледового плена научного судна «Михаил Сомов».
Остальные ледоколы серии на почтовых марках не изображались, поэтому вернемся к описанию «Москвы». На момент сдачи это был самый большой и самый мощный неатомный ледокол в мире. В феврале 1985 года «Москва» была в центре международного внимания, когда стадо белух оказалось в ледяной ловушке, недалеко от Чукотки. Ледокол пробил канал в паковом льду и сумел вывести более 2000 китов в открытое море. В октябре 1961 года, «Москва» всего за 10 дней совершила переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. А это почти 11 000 км. В 1992 году судно постигла участь большинства кораблей морского флота СССР. Оно было списано и продано на металлолом.
В канун нового 1962 года, а именно 30 декабря 1961 года, на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде, был сдан в эксплуатацию ледокол «Василий Прончищев», который назвали в честь исследователя Арктики XVIII в. Судно использовалось в устье Северной Двины и на Белом море, поддерживая деятельность порта Архангельск, как фактически незамерзающего порта.
Позже входило в состав Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ Северного морского пароходства. В 1988 году ледокол был задействован для исследований прибрежной зоны Ледовитого океана на маршруте Архангельск – Диксон – Тикси. Списан в 1989 году.
В 1962 году на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола, в городе с самым комсомольским именем – Комсомольске-на-Амуре, был введен в эксплуатацию дизель-электроход ледового типа «Амгуема».
Столь интересное для логопедов название взято по имени реки, которая протянулась на 498 км по полуострову Чукотка.
Всего было построено 15 ледоколов этого типа. Десять в Комсомольске-на-Амуре, а последние пять на Херсонском судостроительном заводе. Последним, из этой серии, в 1975 году, был построен «Михаил Сомов». И если про него полно информации, и про три дрейфа, и про Антарктические экспедиции, то, про судьбу первого из серии, ледокола «Амгуема», известно немного.
Можно сказать неизвестно НИЧЕГО. После ввода в эксплуатацию в 1962 году трудился в Дальневосточном морском пароходстве, списан в 1987 году. История ледоколов в филателии повторила их историю в жизни.
«Михаилу Сомову» посвящено несколько марок и блоков, а «Амгуема» отражена однажды, на марке 1977 г.в.
Продолжая успешное сотрудничество с Хельсинкской верфью «Wärtsilä», в 1975 году там был построен дизельный полярный ледокол «Адмирал Макаров».
Это был второй в серии из трех ледоколов, построенных в Финляндии по заказу СССР. Все три получили имена ранее существовавших ледоколов. Годом ранее был заложен «Ермак», а годом позже «Красин». Все три и сегодня продолжают трудовую вахту в Арктике. Изображенный на марке 1978 г.в. ледокол был назван в честь талантливого полководца, одного из разработчиков первого арктического ледокола «Ермак» - Степана Осиповича Макарова.
С момента ввода в эксплуатацию и до 2017 года «Адмирал Макаров» был приписан к порту Владивостока, после чего был переведен в Мурманск, где и продолжает свою трудовую вахту. До 1966 года под таким именем в Арктике работал пароход-ледокол, который до 1958 года назывался «Вячеслав Молотов».
Это были все НЕ атомные ледоколы, которых своим вниманием удостоила почта СССР и РФ. Им на смену стали приходить более мощные и современные ледоколы – атомные. Речь про них пойдет в следующей статье.
Иллюстрации автора
В.Н. Агарков
Продолжение следует...
Другие статьи автора
Ледоколы в океане филателии
Ледоколы в океане филателии. Часть II
Атомные ледоколы в океане филателии
Миллион разных, разных роз...
Ордена Российской империи
Государственные награды Российской Федерации
Государственные награды СССР
Антарктида. Сюжеты на марках
Исследование Антарктиды
Фауна Антарктиды
День Советской пожарной охраны
Северный полюс. Они были первыми
Салют, пионерия!!!!
Итог работы — первая книга!
Современные труженики Арктических морей
Обучая – изучаем!
Новый год в советской филателии
Новогодние марки в России!
Россия или Гвинея Биссау
Китайский Новый год в филателии
Профессия - пожарный
Пожарная техника в филателии
Филателистический букет из орхидей
Спорт в пожарной охране
Пожарная охрана в России
Интервью с В. Агарковым
Любовь к маркам осталась с детства