Про ледоколы Российской империи и СССР, которые оставили свой след в «океане филателии», было рассказано в прошлых статьях. Сегодня, оставаясь в акватории этого океана, речь пойдет об атомных ледоколах.
Только у одной страны в мире есть атомный ледокольный флот. И эта страна - Россия. Создавать его начали еще в Советском Союзе. Наверно, космос и ледоколы, это то немногое, в чем мы не только были первооткрывателями, но и продолжаем лидировать.
История атомного ледокольного флота ведет свой отсчет с 1959 года. Именно тогда состоялся торжественный спуск на воду первого на планете атомного ледокола, который получил имя вождя мирового пролетариата - «Ленин».
С тех пор 3 декабря отмечается, как День атомного ледокольного флота России. «Ленин» стал первым в мире гражданским судном с ядерной силовой установкой.
Его мощность была в два раза выше самого мощного НЕ атомного ледокола «Москва». 44 тысячи лошадиных сил «Ленина», против 21 тысячи «Москвы». А если вспомнить первый ледокол «Ермак», с его 9 тыс. л.с…
Один из главных плюсов атомных ледоколов, кроме мощности, возможность автономного плавания. Запас «топлива» рассчитан на несколько лет. Быстрее заканчивается провиант и другие вещи, связанные с бытовыми потребностями экипажа.
Ледокол строился на южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. Об уникальности «Ленина» свидетельствует такой факт: пока судно проектировалось и строилось, его создатели разработали 76 новых типов механизмов, испытали более 150 новых образцов судового оборудования и внедрили почти 500 рацпредложений. На постройку уникального для того времени ледокола работали более полутысячи научно-исследовательских институтов, КБ и предприятий по всему Советскому Союзу. В результате этих усилий появилось судно с неповторимыми характеристиками. При длине в 124 метра и ширине в 27,6 метра, ледокол «Ленин» мог преодолевать лед толщиной до 170 см. Экипаж состоял из 210 человек.
В мае 1960 года «Ленин» прибыл в порт приписки Мурманск и принялся за работу. За три десятка лет работы в Арктике ледокол участвовал в 26 навигациях, прошел 654 400 морских миль (то есть шестнадцать раз обогнул Землю по экватору!), в том числе 560 600 миль – во льдах, и провел за собой 3741 судно. Повседневную работу ледокола почта СССР не обошла своим вниманием, отразив на марках в 1965 году провод судов в проливе Вилькицкого, соединяющего Карское море с морем Лаптевых.
В 1989 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации. Его реактор мог прослужить еще не один десяток лет, но корпус и переборки уже «устали». Судьба ледокола могла быть самой печальной: в начале 1990-х содержание гиганта стало непосильным финансовым бременем Мурманского морского пароходства. Спасли уникальный ледокол в буквальном смысле слова всем миром. В 2000 году возник Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», который скоординировал все эти усилия, увенчавшиеся в конце концов решением превратить судно в музей.
5 мая 2009 года атомный ледокол «Ленин» ошвартовался в центре города Мурманска у морского вокзала, в кратчайшие сроки став «визитной карточкой» Мурманской области и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера.
Ледокол «Ленин» стал первым атомоходом, родоначальником нового типа ледоколов. Не случайно это судно можно увидеть на марках многих стран мира. На почтовой марке Румынии отмечена дата первого рейса ледокола. Примечательно, что миниатюра была выпущена 25 октября 1959 года, через месяц после этого события.
В 1979 году, к 20-летию первенца атомного ледокольного флота, был посвящен выпуск конверта и специального штемпеля для гашения.
Таким же образом были отмечены 25-ти и 30-ти летняя годовщина «Ленина».
Вслед за «Лениным» пришла целая серия кораблей с ядерной силовой установкой, которые стали основой атомного ледокольного флота СССР, а затем и России, на многие десятилетия. Головным кораблем проекта стала «Арктика».
Первое в мире судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. 17 августа 1977 года полюс был покорен, а уже 15 сентября 1977 года почтой СССР был выпущен номерной почтовый блок, посвященный этому событию.
Непросто дался этот беспрецедентный рейс. 13 суток заняло это сложное плавание по маршруту: Мурманск – Северный полюс – Мурманск. За это время ледокол прошел 3 852 морских мили ( 7 126 км), из них 1 200 миль (2 220 км) сквозь многолетние льды.
После смерти в 1982 году Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева Л.И., «Арктика» была переименована в «Леонид Брежнев», но в 1986 году первоначальное имя вернули. В августе 2008 года ледокол был списан.
Через 8 лет был заложен новый, более мощный ледокол, который унаследовал его название. О новой «Арктике» чуть позже, сейчас вернемся к судам из проекта первой серии. На Балтийском заводе в Ленинграде, по проекту «Арктики» было построено ещё 5 атомных ледоколов.
Через два года после начала эксплуатации «Арктики», в 1977 году ему в помощники поступил ледокол «Сибирь» (был списан в 1992г.). Еще через 8 лет - «Россия», который был принят в эксплуатацию в декабре 1985 года.
В 1990 году, впервые в истории арктических путешествий, на нем был совершен круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс.
В 2007 году ледокол обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна «Академик Федоров».
В июне 2013 года выведен из состава флота. На блоке 2008 г.в., посвященному Международному полярному году, можно увидеть ледокол «Россия».
В 2009 году вышла серия из 3-х марок с изображением атомных ледоколов, строительство которых было начато в 1980-1990 годах. В октябре 1992 года был поднят Государственный флаг на ледоколе «Ямал».
Изначально, при его закладке в 1986 году, его планировалось назвать «Октябрьская революция».
«Ямал» является пятым ледоколом, построенным по проекту типа «Арктика». Кроме своей основной задачи – проводки судов в морях Арктики, ледокол активно задействован в туристической отрасли, доставляя туристов к Северному полюсу. Именно одному из таких путешествий «Ямал» обязан появлению своей очаровательной акульей улыбки. В 1994 году, в рамках одной из гуманитарных программ, к полюсу должны были отправиться дети из разных стран. Чтобы было веселее, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть. Руководство компании рисунок не оценило, но т.к. до круиза оставалось несколько часов, решили закрасить его по возвращению в порт. Но всё вышло совсем наоборот - пассажиры, в особенности дети, оценили улыбку ледокола и кадры «зубастого» ледокола разлетелись по всему миру. Было принято решение оставить всё как есть.
«Ямал» рассчитан на автономное плавание, без захода в порт, на целых 4 года до новой перезагрузки топлива и почти на 8 месяцев до пополнения запасов провизии. Он и сегодня продолжает нести свою трудовую вахту. Планируется завершить его эксплуатацию в 2027-2028 годах.
Последним ледоколом из проекта типа «Арктика» стал «50 лет Победы».
Это один из самых долгостроящихся кораблей. Он был заложен 04 октября 1989 года, под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено. 23 марта 2007 года на ледоколе был поднят Государственный флаг. В октябре 2013 года участвовал в эстафете Олимпийского огня. В ходе этой эстафеты было поставлено несколько рекордов: Олимпийский огонь впервые достиг Северного Полюса, ледокол впервые добрался до Северного полюса в условиях полярной ночи, достигнуто рекордное для ледокола время прохождения до Северного полюса из Мурманска - 91 час 12 минут. В августе 2017 года и этот рекорд был побит, когда «50 лет Победы» дошел от Мурманска до вершины земли за трое сток. Ледокол продолжает трудится, его эксплуатация планируется до 2035 года.
Завершает серию из 3-х марок 2009 г.в. изображение атомного ледокола «Таймыр».
Ледокол назван в честь российского и советского ледокольного парохода, который с 1909 по 1956 год трудился в арктических морях.
Корпус судна был построен в конце 80-х годов по заказу СССР на финской судоверфи «Wärtsilä», на которой для нашей страны был построен не один ледокол. В 1988 году корпус отбуксировали в Ленинград, где на Балтийском заводе продолжилось его строительство, в том числе установка атомного оборудования. «Таймыр» отличается уменьшенной осадкой и предназначен для проводки судов в устьях сибирских рек. Его эксплуатация рассчитана до 2025-2026 г.
Сегодня путь по северным морям от Мурманска до портов Японии в два раза короче, чем через Суэцкий канал, и по времени значительно меньше — всего 18 дней вместо 37. На этом маршруте трудятся сотни судов, для сопровождения которых ледокольный флот пополняется новыми, более мощными кораблями. В 2012 году на Балтийском заводе начато строительство серии атомных ледоколов, которые должны заменить старые ледоколы, построенные в советское время.
Первым был заложен «Арктика», который спустили на воду в июне 2016 года. В рамках ледовых испытаний, 03 октября 2020 года он достиг Северного полюса и уже 21 октября 2020 года был принят в эксплуатацию.
Чуть позже, на том же Балтийском заводе, был построен ледокол «Сибирь», который был сдан в эксплуатацию в январе 2022 г.
Как уже говорилось в начале статьи, только одна страна в мире обладает атомными ледоколами. С 1959 года по сегодняшний день построено 13 таких судов. 8 из них продолжают обеспечивать круглогодичную работу Северного морского пути. В настоящее время, на Балтийском заводе, идет строительство еще двух ледоколов – «Якутия» и «Чукотка», ввод в эксплуатацию которых запланирован на 2024 и 2026 год. Самый мощный атомный ледокол «Лидер» скоро начнёт обретать реальные черты на судоверфи «Звезда», в Приморском крае. Выйти в плавание новое судно должно в 2027 г.
Думается, что АО «Марка» не обойдет вниманием эти события.
По-прежнему жду Ваши пожелания на своей почте amur203@yandex.ru
В.Н. Агарков
Другие статьи автора
Ледоколы в океане филателии
Ледоколы в океане филателии. Часть II
Атомные ледоколы в океане филателии
Миллион разных, разных роз...
Ордена Российской империи
Государственные награды Российской Федерации
Государственные награды СССР
Антарктида. Сюжеты на марках
Исследование Антарктиды
Фауна Антарктиды
День Советской пожарной охраны
Северный полюс. Они были первыми
Салют, пионерия!!!!
Итог работы — первая книга!
Современные труженики Арктических морей
Обучая – изучаем!
Новый год в советской филателии
Новогодние марки в России!
Россия или Гвинея Биссау
Китайский Новый год в филателии
Профессия - пожарный
Пожарная техника в филателии
Филателистический букет из орхидей
Спорт в пожарной охране
Пожарная охрана в России
Интервью с В. Агарковым
Любовь к маркам осталась с детства