Кто бы что ни говорил, а человек никогда не покорит космос. Да и полностью изучить его, тоже огромная проблема. Но мириады звезд, образующие миллиарды галактик, все равно будут манить к себе людей, жаждущих познать все тайны вселенной.
Но это все мечты, а вот собрать марки, посвященные полетам космических кораблей, вполне реально. Александр Сергеев из Серпухова не только собрал, но и систематизировал все полеты.
Разговор наш мы начали издалека... практически из космоса.
— Александр, вы, наверное, мечтали в детстве стать космонавтом?
— По-моему, раньше мало кто не хотел им быть. Мы все об этом мечтали и играли либо в индейцев, либо в Фантомаса, либо в космонавтов.
— В космос хотите полететь?
— Конечно!
— А как давно вы собираете марки?
— Увлекся филателией еще в школе, благодаря папе, ему тоже это было интересно. У меня тогда был альбом, в который я складывал марки по темам — звери отдельно, цветочки сюда, космонавты туда. Кстати, кое-что даже сохранилось.
Потом, как это обычно бывает, поступил в военное училище, стало не до марок. Долго не собирал. Интерес вернулся только когда приехал служить в Новосибирск. Стал следить за выпусками, навел порядок в своих альбомах. Со временем пришло понимание как лучше систематизировать материал...
— Почему именно космос?
— Во-первых, это мне было интересно. В стране же всегда был праздник, когда взлетал очередной корабль или космонавт выходил в открытый космос. Людей переполняла гордость! Да и в семье следили за этими историческими событиями. Я тоже радовался и бежал в киоск «Союзпечать» за очередной маркой. Конечно, никакой системы у меня тогда не было. Собирал то, что просто нравилось и то, что есть. Потом, став старше, уже начал читать литературу, интересоваться историей полетов и тем, какие события происходили между ними.
— А какая марка дала начало вашей космической коллекции? Помните?
— Если честно, то нет. Это было очень давно. Скорее всего, это марки с Гагариным или с Титовым. Точно уже не помню.
— Вернемся к вашей системе. Оформление коллекции в том виде, в каком все находится сейчас, пришло сразу или постепенно, методом проб и ошибок?
— Нет, все было немного не так. В свое время я поставил задачу, чтобы полетам в космос была посвящена хотя бы одна марка или конверт в моей коллекции. С этого все и пошло. Плюс ко всему, нужно было во всем этом как-то разобраться, изучить, так сказать, тему. Когда компьютера не было, читал журналы, посвященные астрономии и космонавтике, книги. Сидел и выписывал в блокнот интересные факты, помечал, выстраивал хронологию.
Потом, когда появился Интернет, нашел очень хороший сайт «Космическая энциклопедия» и там как раз все было подробно расписано: очередность полетов, факты, опыты, исследования. В общем, много чего интересного.
Сделал табличку, начал смотреть, что у меня есть из фил.материала; куда и какую марку нужно поставить, чтобы было в тему; когда и на чем космонавты летали. Вот так, потихоньку, дошел до того, что у меня сейчас есть. И мне лично эта система очень понятна и удобна.
— А что обозначают разные цвета и галочки?
— Все просто. В первом столбце разные цвета совпадают с цветом кляссеров. Зеленая галочка – вопрос закрыт, по данному полету все есть. Синяя — материал собран не в полном объеме. Красная — практически ничего нет, надо искать. Галочка, внизу буква «а» – конверт с автографом. К — карточка. Фа – фото с автографом.
— А оформление листов, альбома...
— На листах марки расположены в кармашках — это все в электронном виде. Я сканирую марки, ставлю их на свободное место, выравниваю, размещаю информацию. Это только для меня, чисто информационное. А в кляссерах листы я никогда не оформлял. Хотя руки чешутся иногда. Но как представлю, сколько нужно для этого времени и сил! Это очень большая работа!
Например, вот так выглядят «вордовские» файлы с полетами.
— Эта тема, наверное, такая же бесконечная как космос...
— Да, вы правы. Она бесконечна. Особенно, если начинаешь глубоко влезать в тему, в какой-то полет. Всплывают такие удивительные факты... Информации столько – глаза разбегаются. Вот, например, на борту МКС расцвел цветок, а фотографии все дают разные. Но истина где-то рядом. Я нашел белорусскую марку, на которой изображена астра-цинния, вот она и пошла по этой теме.
А история этого цветка была такой. В 2016 году, на МКС были высажены астры-циннии. Через какое-то время растения поразила плесень, и они стали погибать. Спасти не удалось всего лишь два цветка. Остальные благополучно продолжили расти и на них даже появились бутоны. Более того, одна астра-цинния даже зацвела.
И таких историй было много. Вот, к примеру... Появилась информация, что на МКС американцы начали проводить эксперименты с пауками. Астронавты завозили на корабль насекомых и наблюдали за ними, проводили сложные и интересные эксперименты. При этом контрольный образец оставался на земле, для сравнения показателей. И в одном из экспериментов пауков начали кормить мухами-дрозофилами, которые вдруг стали плодиться с такой скоростью, что пауки не успевали их съедать. Вскоре емкости были буквально забиты мухами. Что с этим делать никто не представлял, емкость-то не откроешь, иначе дрозофилы и астронавтов выживут. Вот такая веселая история.
С рыбками было много экспериментов. В специальных закрытых аквариумах брали с собой на корабль рыб, контрольный образец оставляли на земле, наблюдали за их поведением, сравнивали...
— Интересно....
— Если интересоваться, то можно найти очень много разных историй. Порой даже, на первый взгляд, неправдоподобных.
В 1967 году выходила серия «С Днем космонавтики», с широкими марками. Вот на одной из них изображен летящий космический корабль, оставляющий за собой след. Где-то я прочитал, что это первая марка, которая была выпущена в СССР с американским космическим кораблем. Оказывается, в это время был полет космического корабля Джемини. И как вот здесь быть? Что там имелось в виду? Никто не знает.
Или вот история. На одном из шаттлов астронавты выходили в открытый космос без страховки. В каком-то источнике было написано, что они отдалялись на 100 метров от корабля, кто-то сообщал — на 180, потом я прочитал, что на 200 метров. А как было на самом деле? Представляете, без страховки отойти от корабля на 200 метров! Как астронавта ловить-то потом?
Про наших космонавтов тоже интересных фактов много. Сергей Константинович Крикалев улетел из СССР, а приземлился уже в России.
Алексей Архипович Леонов летал два раза. И оба полета были знаковыми. На «Восходе» он выходил в открытый космос, а второй полет был по программе «Союз-Аполлон». По этой программе у меня отдельный кляссер, потому что эта тема бесконечная. Впрочем, собственно, как и филателия.
Я вообще, восхищаюсь космонавтами и их тяжелой работой. Много элементов они отрабатывают на земле. Но одно дело привычные условия, а другое — повторить все в космосе!!! Это титанический труд!
— А вы встречались с космонавтами лично?
— На персональных встречах, один на один, никогда. А на выставках, да. Находился в зале, где они выступали. Был такой случай. В Москве проходила выставка, посвященная юбилею программы «Союз-Аполлон» и мы с товарищем (служили вместе) сидели в «засаде», ждали Алексея Архиповича Леонова, который должен был быть на церемонии открытия. Но он появился на выставке только через два дня, мы как раз на службе были и не застали его. И пока мы его ждали, упустили остальных космонавтов, не подошли к ним. А у нас и конверты были подготовлены для автографов. Но не получилось. И такое бывает.
— Александр, а как вы собираете фил.материал? Покупаете, меняете...
— По-разному. Вот, например, встретился я по работе с женщиной. Она намного старше меня, работала на Байконуре, на радиостанции. А муж ее готовил космонавтов к старту. У них была традиция, перед запуском космического корабля, перед тем, как уйти на предполетную подготовку, экипажи приходили к ним в гости. И она мне подарила два конверта, один с автографом Германа Степановича Титова, а второй с автографом Алексея Архиповича Леонова. Один из конвертов, вот здесь, на листе.
Автографы поставлены фломастером. Я спросил почему, она засмеялась и сказала, что кто-то из них был в зарубежной командировке и привез фломастеры. Вот, что лежало на столе, тем и расписались.
— Подлинность таких вещей проверяете?
— Мне неважно, есть ли сертификат подлинности или нет, мне достаточно того, что человек сказал. И это все происходило в его присутствии. Тем более, это был подарок.
— По какому принципу вы подбираете материал по конкретным темам?
— Есть автографы космонавтов на фотографиях. Как их считать? Экспонатами коллекций? Вроде к филателии они особо отношения не имеют, с другой стороны, идеально дополняют коллекцию.
Или вот пример... На корабле «Союз МС-02» доставили в космос мощи Серафима Саровского. А через 155 суток частица мощей была передана в Звездный городок, в Храм Преображения Господня. Я попросил своего товарища, который служил в Звездном, взять автографы не только у космонавтов, но и у батюшки. Он прислал два конверта. Один я отправил знакомому, который собирает тему Серафима Саровского. И смотрите, вроде никаким боком автограф батюшки не подходит, а с другой стороны, на конверте еще и космонавты расписались. Да и марка с памятником Серафиму Саровскому в тему? В тему.
Или факел Олимпийского огня. Наши и американцы выпустили красивый конверт, а российские космонавты были с факелом на орбите. Опять в тему.
— На космических марках бывают ошибки?
— Конечно. На марках, даже на официальных, их очень много. Например, самая распространенная ошибка, и не только у нас, но и во всем мире, на марках с Гагариным. Он летал на корабле «Восток», а в половине случаев, на миниатюрах пишут «Восток-1». Или начинают придумывать несуществующие эмблемы. А сколько я прочитал несуразных историй про Терешкову, Гагарина. Такую чушь иногда пишут! И, к сожалению, никто за это никакой ответственности не несет.
— Какой из полетов вызвал у вас затруднение в сборе материалов?
— Последние полеты китайских космонавтов. Раньше я марки заказывал по Интернету. Сейчас это вызывает значительные трудности и пришлось обратиться за помощью на ваш сайт. Мне помогли. Но и ваши коллеги, и коллеги из Китая, были очень удивлены, что кому-то понадобились эти марки. А у меня появились прекрасные буклеты, посвященные этим полетам.
А одно затруднение у меня было растянуто на несколько лет. Это советско-афганский полет. Были выпущены марки. Нашу я купил, а афганскую никак не мог найти. Перевернул весь Интернет, все сайты. Увидел только в одном месте, гашеную в наборе с другими марками. Потом я вышел на одного продавца, у него был альбом, а там то, что я искал много лет! Стоила она, эта марка, копейки. Вот пришлось попотеть, пока нашел.
Обидно еще, что у нас все выходит с опозданием. Вот ребята, Пересильд и Шипенко, полетели в космос.
Весь мир выпустил марки по этой теме в огромнейшем количестве. Частные почты старались и госкорпорации. Я даже не знаю, сколько нужно альбомов, чтобы все это собрать. Австрийская частная почта самая первая показала три миниатюры с изображением Юлии Пересильд, ее дублера и эмблемы. Отлично смотрится, красиво. А наши марки вышли последними. Обидно!
— Александр, вы говорили, что после публикации интервью, может быть критика. По поводу чего нас и вас должны раскритиковать?
— По поводу моего подхода к оформлению листов. Я беру любой фил.материал — открытки; гашеные и чистые марки, конверты; ставлю рядом вещи, которые на выставках вместе размещать не разрешается. Мне достаточно просто того, чтобы все это подходило к теме. А основная часть филателистов — консерваторы.
— Как увлечь молодое поколение филателией?
— Инстинкт собирательства никто не отменял. Надо просто показывать, рассказывать, проводить классные часы в школах, приглашать на них филателистов. В библиотеках устраивать встречи, вести кружки. Интернет дает в этом плане много возможностей.
Я периодически сталкиваюсь с тем, что вот достается человеку в наследство альбом и он сразу пытается его куда-то пристроить. Не продавайте, не выбрасывайте вы, пожалуйста, эти марки. Сохраните! Потом альбомы будут дороже и не в плане денег, а в плане памяти. А если вдруг внуки ваши заинтересуются, а вы им такой подарок сделаете!
Но у нас не все так плохо. Я получаю вашу рассылку и вижу, как люди подходят к своему увлечению творчески — красиво и со вкусом оформляют коллекции, устраивают выставки, работают с молодежью. В общем, не сидят на месте!
— А вы сами никогда не хотели читать лекции, например, в библиотеке?
— Для того, чтобы выходить с лекцией, нужно сделать хотя бы десятка полтора выставочных листов, все оформить красиво и оригинально, разбить на подтемы, чтобы человек подошел и заинтересовался. Это бешеный труд и время. Да и все сразу показать просто невозможно.
— У вас в семье кто-то из молодого поколения увлекается филателией?
— Внучка Кира интересуется моей коллекцией. Ей всего 6 лет, а она уже знает как выглядит корабль Гагарина и на каких марках он изображен. Недавно возили ее на Красную площадь, показывали, где захоронен первый космонавт.
Кстати, есть много марок, которые, на первый взгляд, между собой не связаны, но если внимательно посмотреть, сопоставить факты, то, как говорится, удивительное рядом!
— Давайте загадаем нашим читателям загадку?
— Хорошо. Вот четыре марки. Что их связывает?
Ответ на эту загадку будет опубликован в ближайшей рассылке.
Пользуясь случаем хочу сказать спасибо людям, которые оказали мне помощь дельными советами и в подборке материалов: Андрей Тырин, Василий Колясев, Константин Зайцев, Александр Ильюшин, Ольга Павлова, Денис Петров, а также моим друзьям из разных городов нашей страны и всего мира...
Беседовала Е. Кравцова