В стране полным ходом идёт обсуждение модного фильма «За нас с вами». И конечно же, все было не так мрачно, как показывают нам либералы.
Зрители недаром сравнивают эту ленту с фильмом «Покровские ворота» (где столько теплоты и душевности). Но я бы ещё сравнил и с очень тонким артхаусным фильмом «Собачий рай», в котором поднимается тема детских сокровищ. А что такое марки колоний как не детские сокровища?
Хотя многие зрители думают, что всё было именно так, как показал нам талантливый режиссёр А.С. Смирнов. Но для меня важно, что в фильме есть филателистический компонент. Один из героев – аспирант Олег Рутковский – дарит 10-летнему мальчику остатки коллекции марок колониальных стран.
На этот фрагмент стоит обратить внимание по следующим причинам:
1) Впервые в нашем кино предмет филателии выступает в качестве новогоднего подарка.
2) Впервые в кино в кадре оказывается кляссер, с которого сорван (снят) виниловый переплёт.
3) Впервые в России (да и уж не в мире ли!) на экране действует профессиональный философ, занимавшийся в юности филателией – ведь интересный же сюжетный ход, правда?
4) Впервые в нашем кино советский школьник сознается, что покупает марки у спекулянтов, и в диалоге фигурирует школьная спекуляция филателистическими товарами.
И — вишенка на торте —
5) впервые в нашем кино жительница Москвы не знает как правильно назвать занятия филателией и, приглашая двоих филателистов к столу, делает пластический жест замешивания теста (или комкания платка), то есть высказывание о марках (просьба бабушки к внуку отвлечься от марок ради новогоднего стола) зашифровано через жестикуляцию.
На снимке бабушка и внук за новогодним столом, мальчик только что убрал кляссер по требованию бабушки.
Кроме кадров из фильма прилагаю фотографию модного актера Ивана Добронравова (по фильму коллекция принадлежит ему). Он прекрасно сыграл молодого философа. И ещё размещаю здесь афишу к фильму. Передача кляссера от среднего поколения младшему состоялась именно в этих стенах…
Про фильм говорят, что там идеально передан быт. И действительно, мастера по реквизиту и художник по костюмам сделали очень многое…
Журналисты говорят, что коммуналка – метафора СССР, а вот чадящая духовка – общий символ неустроенности жизни. Очень многих тронула фраза: «ОЛИВЬЕ С КАРТОШКОЙ – ЭТО НЕ ОЛИВЬЕ. ЭТО ОБЩЕПИТ». Для некоторых критиков и зрителей эта фраза стала неприятием советского быта.
Было ли тогда слово ОБЩЕПИТ ругательным? Трудно сказать. Но мне хочется высказаться о филателии. Как хранили марки колониальных стран? Школьники покупали альбомы для рисования, расчерчивали их и расклеивали марки по странам. Наклейками служили края марочных листов (советских, конечно).
Кляссеры появились на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. В фильме фигурирует советский кляссер, с которого почему-то снята виниловая обложка. Обложки действительно снимали, только не с советских альбомов, а с трофейных немецких, потому что на них мог быть вытеснен орёл – символ Третьего Рейха. Альбом с орлом никто бы не решился открыто кому-нибудь показывать, а вот если на немецком альбоме было изображение берлинского медведя (так оформлялись альбомы для сигаретных рекламных карточек, я видел их у букинистов), это ничего. За герб Берлина не преследовали.
Итак, мои филателистические замечания по фильму состоят следующем:
1) Действие происходит в начале 1950-х, а на экране кляссер 1960-х годов;
2) На экране марки африканских стран 1960-х годов, в то время как в СССР циркулировали трофейные «колонии» 1930-х годов.
Поскольку и критики, и зрители считают, что посмотрели фильм о страхе, моя фантазия заработала, и я представил себе такой сюжетный ход: в московской квартире хранится трофейный немецкий филателистический альбом со свастикой и орлом, но владельцы боятся его кому-нибудь показать...
По фильму мальчик-филателист – потомок польских дворян по линии матери. Ему лет десять, это значит, что когда в Польше выйдет серия марок ДИНОЗАВРЫ, ему будет 23 года. Может быть, он забросит филателию, а может быть, найдет родных в Польше и переедет туда. Или останется в Москве, но будет получать от родных письма с красивыми польскими марками и помещать их в красивый кляссер.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)