Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
Цикл мы начнем со статьи, посвященной Марку Шагалу.
* * *
Шагалу посвящено множество почтовых эмиссий разных стран.
Существует даже специализированный каталог шагаловских марок, составленный с большой любовью и уважением к творчеству этого замечательного художника. Но эта ценнейшая книга вышла совсем недавно, а ведь долгие годы филателисты были лишены литературы о Шагале.
Мы уже отметили в начале нашего очерка, что книга Б.М. Кисина «Страна филателия» была первым в истории России филателистическим руководством, в котором анализировалась эстетика Шагала, композиционные особенности его картин на примере марки Франции, которая тогда была одним из немногих филателистических объектов, связанных с именем Шагала.
Автор книги подошел к разбору шагаловской эстетики очень по-взрослому, он обратился к школьникам с доверительной интонацией, надеясь, что юные филателисты не будут подходить к картине «Свадьба» с мерками, которыми мы меряем реалистическую цветную фотографию. Здесь работали совсем другие законы, и автор блистательно разъяснил их детям.
Марк Захарович Шагал (1887 – 1985) родился в белорусском городе Витебске. Выходец из бедной еврейской семьи, он долго не мог найти средств на обучение изобразительному искусству.
Вначале он учился у местного художника Пэна (инициалы). Затем одним из его учителей был знаменитый Лев Бакст, к счастью, нашедший отражение в почтовых документах.
Автопортрет, 1914
Шагал мечтал попасть в Париж и, наконец, судьба послала ему такую возможность.
В Париже Шагал познакомился с наивысшими достижениями авангарда. Он увидел работы Пикассо, Брака, Делоне, познакомился с кубизмом и футуризмом.
В его живописи появились парижские мотивы, например, образ Эйфелевой башни, который мы как раз и встречаем на вышеупомянутой марке Франции, репродуцирующей картину «Свадьба».
Но как бы ни было сильно влияние достижений авангардизма, художника всегда тянуло изображать свою родину, родной город Витебск. Он удивительным образом сочетал бытовые сюжеты с философским осмыслением бытия.
То, что изображает Шагал, относится к бытовой сфере, но всегда предстается как Вечное, Незыблемое. Марки и блоки, посвященные Шагалу, являются данью уважения, которую почтовые администрации отдают знаменитому живописцу.
Многие почтовые миниатюры отличаются яркой цветовой гаммой. Художник был жизнелюбом, и многие его картины проникнуты радостью бытия. Поэтому маркоиздатели недаром выбирают для почтовых эмиссий такие сюжеты, в которых отражен восторг мастера перед многообразием жизни.
Первой и пока единственной российской маркой, на которой репродуцировано произведение Шагала, стала миниатюра номиналом 1500 рублей из серии Государственный Русский Музей (1997).
На ней воспроизведена картина «Прогулка» (1911).
Нельзя не пожалеть о том, что марки с репродукциями работ Шагала (так же, как и марки, посвященные Малевичу) никогда не использовались в коллекциях на космическую тему.
Беларусь, 1994 г
А ведь художник уделял много внимания «безопорному полету». И пусть он не употреблял этого словосочетания, мы не можем не отметить, что герои шагаловских картин в буквальном смысле слова летят по небу.
Характерно, что марки отражают не только живопись Шагала, но и его замечательные витражи. Например, в ООН выпущен малый лист, воспроизводящий большой витраж работы Шагала.
Британские авторы Кеннет Чэпмен и Барбара Бейкер в своей прекрасно изданной книге «Филателия в цвете» помещают этот лист как пример в высшей степени удачного выпуска.
Вот что сказано в подписи под иллюстрацией: «Витраж Марка Шагала из штаб-квартиры ООН был репродуцирован в 1967 году на малом листе, который для почтового употребления может быть разделен на шесть шестицентовых марок. Марки вышли в день Объединенных наций (24 октября) 1967 года в поддержку кампании за разоружение».
Этот выпуск очень красив. Он имел большой успех у коллекционеров, и мало кто в мире разделил лист на шесть шестицентовых марок – все хотели сохранить единство композиции.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления