Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве художника-авангардиста, педагога, теоретика искусства, философа, основоположника супрематизма — Казимира Малевича.
* * *
Филателисты имеют право на особое мнение о Казимире Малевиче (1878 - 1935), ведь авангардные построения художника широчайше используются в мировой почтовой графике. Во многих странах мира отправители писем наклеивают на конверты марки с геометрическими построениями и даже не знают, что держат в руках образцы стиля Казимира Малевича – супрематизма.
Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году на Киевщине в польской семье. Он учился в сельскохозяйственном училище, но рано проявил интерес к рисованию. В юном возрасте будущий футурист прошел через период увлечения И. Репиным и И. Шишкиным.
Он вполне профессионально работал в области реалистической живописи, а во время первой мировой войны создавал блестящие агитационные карикатуры. Но художник рано решил, что в реализме все уже создано, и надо идти дальше. Необходимость монтажного, конструируемого художником искусства (отсюда слово «конструктивизм») буквально витала в воздухе.
Сама эпоха, насыщенная техническими и политическими преобразованиями, властно диктовала появление нового отношения к прекрасному. Авангардисты воспевали скорость, быстрое движение. Железнодорожный бум заставлял взглянуть на мир из окна вагона или едущего наперегонки с поездом автомобиля. Еще один бум – авиационный – привел к необходимости взглянуть на землю с небес.
Имя Малевича тесно связано с понятием «супрематизм» – направлением в искусстве, предполагающем изображение форм в виде простых геометрических фигур. Эти построения уже давно полюбились дизайнерам: в духе Малевича оформлены интерьеры зданий, обложки книг, тара и упаковка некоторых товаров и даже игральные карты…
Малевич создал «параллельный мир», но не в том смысле, как его трактуют фантасты. Мир геометрических построений – это особая символика многомерного пространства, бесконечно простирающегося во всех направлениях Космоса. Жаль, что марки с репродукциями работ Малевича ни разу не включались в космические коллекции. Но обнаружение новых произведений художника привело к новому витку бума Малевича. Даже сам факт научной экспертизы «Черного квадрата» (1913) вызвал к жизни такие горячие споры о творчестве художника, что стало ясно: нерешенных вопросов еще очень много.
Чаще всего представители обыденного сознания говорят, что для создания такого произведения совсем не нужно никаких умений. Есть мнение, что это полотно является не познанным до конца чудесным прорывом в бездну, в бесконечность и в четвертое измерение. Говорят также, что сама картина способна провоцировать споры, жаркие дискуссии. Уж не значит ли это, что любая репродукция «Черного квадрата» может неким биоэнергетическим образом воздействовать на наши умы и души?
Живопись способна по-разному воздействовать на чувства человека. Хорошо, когда эти эмоции описаны правдиво и искренне. А ведь противники Малевича не раз прибегали к провокациям. Недобросовестные люди распространяют слухи о том, что сама могила художника способна генерировать некую энергию, не говоря уже о репродукциях его работ, излучающих… особенный свет.
Уже сегодня ясно одно: супрематизм был новым видением мира, своего рода прорывом в особенное – космическое сознание. Получается, что Вселенная может представать как бездонный колодец слепящего света, и геометрические фигуры становятся своего рода «дорожными знаками» на пути в космическую бесконечность. Ученые расшифровывают эти знаки, словно древние письмена и постепенно конструируют ход творческого процесса художника, сравнивают его построения с тайнописью. К. Малевич по праву назван легендарной фигурой столетия. Существуют школы – художественные объединения творцов-единомышленников, имеющие в основе супрематистскую доктрину Малевича.
Но не только интерпретация картин и литературных текстов Малевича ставит в тупик его биографов. Множество тайн связано с ненайденными и вообще неизвестными работами Малевича.
Несколько лет назад был обнаружен один из вариантов всемирно известного «Черного квадрата». Это настоящая детективная история. В Самарское отделение Инкомбанка обратился молодой человек с просьбой купить у него одну из версий «Черного квадрата». Картина оказалась подлинной. Искусствовед Г. Никич, приглашенный для идентификации картины, вспоминал потом, что «всем сразу стало ясно, что картина подлинная – от нее исходила какая-то специфическая энергия». А продавец картины после заключения сделки надолго исчез и вернулся домой в состоянии глубокой депрессии. Тогда и было высказано мнение, что энергетика картины долго «не отпускает» владельца.
К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 год, Третьяковская галерея
Семья, продавшая Инкомбанку картину, владела также частью архива Малевича и фрагментами его скульптурных работ. Биографы художника не теряют надежды найти новые фото- и даже кинодокументы, рассказывающие об основателе супрематизма. Противники Малевича, похоже, даже рады, что его работы утрачены. Чего (или что?) только не писали в последние годы о картине «Черный квадрат». Это, мол, и сатанинская картина, и основание иудейского храма, и отражение полной бездуховности большевизма, и живописное воплощение той пропасти, в которую ввергал Россию коммунистический строй.
Не остались в стороне даже молодежные журналы, которые не преминули пренебрежительно высказаться о революционном искусстве. Противники художника ведут себя смело, не жалеют громких слов.
«Чёрный квадрат». Рубеж 1920—1930-х годов Государственный Эрмитаж
А ведь в тридцатые годы Малевича не предавали анафеме. Создатель «Черного квадрата» всегда вызывал у людей глубокое почтение. В зрелые годы он походил скорее на основателя новой религии, чем на художника-педагога. Он требовал от учеников беспрекословного подчинения принципам супрематизма, но это окупалось тем поистине безграничным идейным багажом, который приобретали ученики. Многие иностранные гости Петербурга (а в прошлом – Ленинграда), сойдя с трапа самолета, сразу же просили гидов отвезти их в ГИНХУК – давно не существующий Институт художественной культуры, основанный Малевичем, и удивлялись, узнав, что этой школы давно уже нет. Излишне говорить, как хорошо бы распродавались марки с картинами Малевича, как охотно гасили бы их иностранцы в почтовых отделениях современных музеев.
«Чёрный квадрат». 1929 год. Государственная Третьяковская галерея
В 1935 году Казимира Севериновича не стало. Он готовился к смерти и спроектировал себе особый супрематический гроб сложной формы. В этом гробу тело художника перевезли в Москву. Перед отправкой с Московского вокзала гроб пронесли по Невскому проспекту в сопровождении большого количества людей. Усопший считался революционным художником, и Ленсовет без колебаний оплатил эти не совсем обычные похороны. Но не было ни посмертной выставки, ни желания вернуть в СССР работы Малевича, оставшиеся за рубежом. Впереди были годы забвения. Марки появились лишь в 1990-е годы. Среди стран, посвятивших художнику почтовые миниатюры, мы находим Россию, Белоруссию и Бельгию.
Урну с прахом похоронили в деревне Немчиновка под Москвой. Но первый памятник на могиле Малевича, созданный по эскизу художника Николая Суетина, недолго простоял на месте. Монумент представлял собой деревянный куб с черным квадратом, и вандалам не составило особого труда разбить его. Памятник из дерева был утрачен. А восстанавливать могилу чиновники от культуры не спешили, к тому же начались гонения на авангардное искусство.
Отметим, что люди, не понимающие абстрактного искусства, есть во многих странах, но нигде в мире споры с абстракционистами не имели такого агрессивного характера, как в СССР. Еще в конце семидесятых вокруг имени Малевича начались странные виражи судьбы. Его имя вдруг стали упоминать в связи с предстоящей Олимпиадой–80.
Не секрет, что многие зарубежные поклонники русского искусства попытались использовать Олимпиаду для того, чтобы познакомиться с русским авангардом, побывать в местах, связанных с именами М. Шагала, К. Малевича и В. Кандинского. Началась негласная подготовка к этим событиям.
К 1980 году в нескольких странах мира прошли выставки работ художника, но если устроители выставок присылали в СССР каталоги, то почтовая цензура нещадно изымала эти издания. Возникло предложение обустроить могилу, но тут выяснилось, что в Немчиновке она даже не зарегистрирована. Пришлось отложить установку надгробья, которое воссоздано лишь недавно.
Теперь картина «Черный квадрат» висит в Эрмитаже, и каждый может прийти на свидание с этим многострадальным произведением. Оно многозначно и таинственно, поэтому и встреча с ним обещает быть интересной. А почтовые администрации стран мира дарят нам все новые и новые возможности пополнить разделы коллекции по искусству марками, посвященными творчеству Казимира Севериновича.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи цикла:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления