АО «Марка» подвело итоги конкурса историй «Моя первая марка»!
За время проведения конкурса было получено 13 удивительных, порой забавных, а иногда и очень трогательных историй, которые будут опубликованы в официальных аккаунтах АО «Марка» в социальных сетях и на страницах нашего портала в разделе «Публикации».
Победителями конкурса стали:
1. Светлана Пименова из г. Королёв Московской области и её интересная история про детство и первую марку 1997 года с изображением Клёпы – известного мультипликационного героя того времени.
2. Михаил Антоненко из Краснодарского края, станица Тбилисская и его трогательная история из далёкого детства про наборы марок: «Уральские самоцветы» и «Сокровища оружейной палаты».
3. Владимир Михайлович Быченков, доктор философских наук из Москвы и его невероятная и интереснейшая история «Апостолы и остолоп» о марке с репродукцией картины Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» из замечательной серии «Зарубежная живопись в музеях СССР», выпущенной в декабре 1970 года.
Подробнее об итогах конкурса, вы можете прочитать в официальной группе АО «Марка» ВКонтакте.
* * *
Светлана Пименова
Сентябрь 1997 года. Мне 14 лет. За окном светит солнышко. Я вместе со своими одноклассниками в кабинете русского языка и литературы. Дети болтают и балуются, но тут в класс входит «она» - Ломаковская Лена с толстенькой коричневой книгой в руках. Торжественно пройдя среди парт, она присела к Олегу. «Смотри, что я принесла, – говорит она ему, открывая книгу. – Это коллекция моих марок».
Оказывается, Олег тоже был коллекционером. Не думала, что ребята могут этим увлекаться. Для меня почему-то это хобби ассоциировалось только со взрослыми солидными мужчинами. А тут такой сюрприз!
До этого момента я и не задумывалась, что марки можно коллекционировать, что они бывают такие разные и красивые. Никогда таких не видела.
Лена с Олегом начали обсуждать обмены, а я все смотрела на альбом с марками и не могла оторвать взгляд. Прозвенел звонок и в класс вошла наша учительница. Начался урок. Сосредоточиться на его теме у меня не получалось. Перед моими глазами были маленькие разноцветные марки с замечательными картинками. Я не могла дождаться, когда закончится этот урок.
Лена не была моей близкой подругой, но мне так хотелось еще раз взглянуть на марки, поэтому я, набравшись храбрости, попросила ее дать мне посмотреть альбом. Как и любой коллекционер, она готова была разделить свое увлечение с восхищенной аудиторией. Я листала альбом, а Лена рассказывала, как эти марки к ней попали, с чего началась ее коллекция и какие темы она любит больше всего.
Домой я «летела на крыльях счастья», чтобы поскорее рассказать родителям про свое желание начать коллекционировать марки. Мама меня выслушала, улыбнулась и, наверное, про себя подумала – посмотрим, что из этого выйдет. Мы жили рядом с главпочтампом нашего города, поэтому договорились с мамой в выходной туда сходить и посмотреть, продаются там художественные марки или нет. Другого варианта начать собирать коллекцию я не знала. Да я вообще до этого знала про марки только то, что их клеят на конверты, чтобы отправить письмо.
Долгожданная суббота! Мы с мамой идем на почту! Я открыла дверь и мой взгляд уперся в чью-то спину - весь зал был заполнен людьми. «Вот это очередь», - подумала я.
Мама предложила зайти в другой раз, ей, видимо, не хотелось провести половину выходного в очереди, но я была непреклонна. Очень уж хотела получить или просто увидеть новые марки. Очередь двигалась медленно, мамино терпение перерастало в ворчание и недовольство. Вот, наконец, мы подошли к заветному окошку.
«Есть у Вас художественные марки?», - спросила я. Оператор сделала удивленное лицо и позвала свою коллегу на помощь. После продолжительных поисков перед моим взором предстал потертый альбом – кажется здесь должны быть! Я вся в нетерпении. Ждала, что увижу многообразие красивых и необычных марок, но нет. Долистав альбом примерно до середины, оператор, так же как и я, поняла, что он пуст. У меня на глаза навернулись слезы. Как же так?! Главная почта города и здесь нет художественных марок! На помощь нам пришла заведующая. Она вернулась из своего кабинета, со словами: «Вот, вчера поступила, просто не положили еще в альбом». И на стол легла одна марка, но какая!
Это же Клепа - известный мультипликационный герой! Я была просто счастлива!
Конечно, мы купили эту единственную марку. Она стала началом моей коллекции, которую я собираю уже 25 лет. Сейчас в ней много разнообразных марок на разные темы, но эту первую марку и историю ее появления я не забуду никогда.
Михаил Антоненко
Жизнь сложилась таким образом, что мне, в возрасте от 6 до 11 лет (с ноября 1962 года по январь 1968 года), с небольшими перерывами, пришлось провести в санаториях Краснодара и Геленджика.
Осенью 1965 года в санатории Геленджика (я тогда уже учился в 3-ем классе), в нашей палате было, не помню с чего начавшееся, поголовное увлечение марками. Я как-то поотстал в этом вопросе от всего коллектива. Поразмыслив, пришёл к выводу, что обратиться за помощью, из тех с кем переписывался, можно только к двоюродному брату, который к тому времени учился, то ли на первом, то ли на втором курсе Томского политехнического института.
В дальнейшей жизни мы встретились с ним лишь единожды, в конце лета 1982 года. Я в тот год (жена получила распределение после института) перебрался в Набережные Челны, а он жил в соседнем городе – Нижнекамске. Со второй попытки застал его дома, но оказалось, что на следующий день он с семьёй уезжает в длительную командировку на Кубу. Я той же осенью был призван в армию, а вернувшись, через полтора года перебрался с семьёй в другой город. Так что, когда он вернулся весной 1986 года с Кубы, я уже из Набережных Челнов (переименованных в Брежнев) уехал. Теперь уже и не встретимся, осенью 1994 года у него случился инфаркт.
Позже, уже будучи студентом, я понял, что брату из своего скромного студенческого бюджета выкроить целый рубль было непросто. Но в очередном письме пришло два набора марок: «Уральские самоцветы» и «Сокровища оружейной палаты». К сожалению, эти наборы у меня не сохранились, фотографии, на которых изображены марки этих серий, взяты из Интернета. Потом моя коллекция пополнялась различными марками, но эти две серии запомнились на всю жизнь.
Родители периодически присылали в письме рубль на различные мелочи, который частично расходовался на приобретение марок. Ещё одним источником финансирования моего увлечения был, когда я перешёл из разряда «лежачих» в разряд «ходячих», сбор пустых бутылок в тёплое время года, которые сдавались в магазин, находившийся на территории санатория, а марки приобретались в киоске у входа в санаторий или приходилось просить воспитательниц. Иногда коллекция пополнялась за счёт обмена.
О хранении марок знаний никаких не было, и почерпнуть их особо было неоткуда, поэтому хранил марки в книгах, в тетрадях между листами, хорошо хоть не приклеивал, как делали некоторые товарищи.
Ценность коллекции в то время у нас определялась, в основном, по количеству. Моя коллекция уверенно удерживала второе мест. На первом месте была коллекция владельца альбома для марок, в который марки вклеивались на бумажных ножках.
«Революция» в осознании способов хранения произошла весной 1966 года, когда к нам в палату попал мальчик, родители которого работали в Индии. У него был, неведомый для нас, кляссер с марками, на которых, в основном, если я правильно помню, были изображены английские монархи. Моя коллекция «съехала» на третье место.
В конце 1967 года меня выписали из санатория. Зная, что моё увлечение коллекционированием марок в семье не приветствуется, марки были распроданы, а сумма, около 10 рублей, была передана в бюджет семьи.
Вновь к коллекционированию марок я вернулся уже в студенческие годы.
На этом повествование о моих первых марках можно было бы и закончить, но, благодаря неправильному хранению, три марки из моей первой коллекции позже обнаружились в одной из книг и хранятся у меня до сих пор.
Не скажу, что филателия стала увлечением всей моей жизни, но периодически я к ней возвращаюсь. В последние, по крайней мере, лет пять я вновь к ней вернулся. Собираю отдельные темы, в основном связанные с личностями, событиями, техникой ушедшей советской эпохи. Собираю уже не отдельными марками, а листами.
Продолжение следует...