Очень люблю выдающегося кинорежиссера Пьера Гранье-Деферра (1927 – 2007) и не перестаю радоваться тому, что он имеет отношение к почте и маркам.
И хотя на марках отражен всего один его фильм – экранизация романа Ж.Сименона “Кот”, таких марок целых две! А, как правило, шедеврам французской волны посвящено всего по одной марке (да и то не всем). А фильму “Кот” – целых две!!! За что же такая честь?
Это очень трогательный фильм о взаимоотношениях пожилой супружеской пары. Под старость вроде бы они ненавидят друг друга, делают друг другу мелкие пакости. Месье Буайе заводит себе кота, который становится его единственным другом, но мстительная жена убивает кота… И пропасть между стариками становится ещё шире.
Но к концу фильма выясняется, что они друг без друга не могут. Они и умерли один за другим, вернее за другой. Союз на самом деле был прочным, а внешние проявления ненависти наводили зрителя на ложный след. Отметим ещё раз, что фильм снят по одноименному роману Жоржа Сименона. Он отразил в романе свои напряженные отношения с матерью.
Мнение жюри и зрительские симпатии совпали. Лента получила Серебряного медведя, который крупным планом изображен на блоке. Жаль, что фильм не был куплен для проката в СССР. Ведь в Советском Союзе зрительницы часто плакали на индийских мелодрамах, а что бы они сказали, увидев на экране супругов Буайе? Вероятно, прокатчики посчитали, что в фильме слишком мало действия… Впрочем, и сегодня фильм не выглядит устаревшим, и нам не поздно восхититься мастерством режиссера…
К счастью, в океане печатной продукции есть и такие филателистические материалы, которые косвенно относятся к творчеству талантливого кинематографиста Гранье-Деферра. А собственно марки ведь тоже однажды появляются на экране: в фильме “Сын”, в качестве детских сокровищ. Мальчик, впервые видящий отца, показывает ему жестяную коробочку с сокровищами, среди которых – марка. Помещаем здесь картмаксимум, посвященный этой ленте, хотя на марке кадр из другого фильма.
Впрочем, есть и такой блок, который бы вроде косвенно относится к нашей теме, а с другой стороны не столь уж косвенно. Дело в том, что Гранье-Деферр, будучи армянином, обладал фантастическим сходством со знаменитым французским шансонье Шарлем Азнавуром. Сходство было поистине поразительным, поэтому блок Армении с портретом Азнавура вполне может быть помещен на страницу альбома, посвященную Гранье-Деферру.
Итак, фильм “Кот” получил отражение на двух марках и блоке, а фильм “Сын” – на сувенирной открытке. Какие ещё фильмы мне хотелось бы увидеть на знаках почтовой оплаты? Учитывая, что в СССР был очень популярен фильм “Зелье” (в советском прокате “Тайна фермы Мессе”), было бы замечательно когда-нибудь увидеть марку с кадром из этой картины. И пока ее нет, поместим в мини-подборку знак почтовой оплаты с портретом Жана Габена – исполнителя роли землевладельца Маржолена. Он лихо расправился с мафией и зрители были заворожены хладнокровием и умом главного героя.
Кроме Габена у Гранье-Деферра снимались Симона Синьоре, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян, Лино Вентура и Роми Шнайдер. К счастью, их портреты есть на марках.
А на марке, посвященной фильму “Кот”, мы видим стареющую Симону Синьоре.
А вот актрисы Леи Массари, которой в этом году исполнилось 90 лет, нет не марках, но есть советская открытка 1975 года с цитатой из интервью известной актрисы. Именно она сыграла в фильме “Сын” роль матери мальчика, который хранит марки в жестяной коробочке, как сокровище.
На западе при рассказе о знаменитых людях принято приводить примеры путаницы с именами или конфузливых случаев с перепутыванием имен. О сходстве с Азнавуром мы уже упомянули.
Гораздо неприятнее созвучие фамилии Гранье (возможно, искаженная армянская фамилия Гаранян!) с фамилией знаменитого архитектора Тони Гарнье. Ведь эта путаница проникает в том числе и на страницы кинопрессы! Чтобы в дальнейшем избегать путаницы, помещаем здесь марку с портретом Тони Гарнье – гениального изобретателя металлоконструкций в архитектуре.
Среди французских режиссеров новой волны два талантливых армянина – Анри Вернейль (а можно сказать и Вернёйль, урожденный Малакян) и герой моего очерка Гранье-Деферр (предположительно Гаранян). Как бы было просто – Гаранян и Малакян – может быть и их фильмы стали бы более близки нашим зрителям из-за легкости произношения имен. Ведь это Малакян (ой, то есть Verneuil) привел в большой кинематограф Жана-Поля Бельмондо. С учетом того, что в Армении часто выходят марки на тему Знаменитые армяне, хочу робко предложить почтовой администрации Армении выпустить блок из двух марок с портретами двух вышеупомянутых кинематографистов.
Итак, нашему зрителю ещё предстоит открыть для себя Гранье-Деферра. А как режиссер связан с русской культурой? В 1980-х годах он снял гневный антисталинистский фильм “Женщина у своего окна”. В СССР фильм показан не был, но он шел на нескольких сеансах в кинотеатрах Госфильмофонда. И поскольку только что в России вышел блок, посвященный важнейшему кинохранилищу страны, можно поместить этот блок в нашу подборку. Уж там-то хранятся оригинальные копии фильмов Гранье –Деферра, без всяких купюр…
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Авангард в филателии
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления