К 100-летию со дня образования
Республики Северная Осетия-Алания
К 250-летию добровольного
присоединения Осетии к России
К 165-летию со дня рождения
Коста Левановича Хетагурова
6 июля 2024 года отметила свой столетний юбилей Республика Северная Осетия-Алания.
В эпоху СССР она называлась Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республикой. За целый век своего развития немало прекрасных сыновей и дочерей взрастила эта благодатная земля.
Нашим сегодняшним героем станет осетин, давший родному народу письменность и литературу. Это всемирно известный Коста Леванович Хетагуров (1859-1906).
Его мощная фигура торжественно возвышается над площадью Карла Маркса, перед национальным Северо-Осетинским драматическим театром во Владикавказе, носившем в советское время название Орджоникидзе, в честь революционного деятеля Серго Орджоникидзе.
Этот монумент украшает и марку 1999 года выпуска, посвященную Республике в серии «Регионы России».
Празднование 130-летнего юбилея народного просветителя Осетии в СССР поставило немало вопросов перед советскими филателистами. Им было интересно узнать, какая из разновидностей марки реагирует на ультрафиолетовое облучение? Или, например, каким образом появился беззубцовый вариант на тонированной бумаге, не отмеченный в официальном каталоге?
Уже к шестому классу у Коста Хетагурова появилась мечта стать художником. На средства выделенной Коста Хетагурову стипендии Баталпашинского уезда Кубанской области, куда до революции входила Осетия, стало возможным обучение мальчика в Санкт-Петербургской Академии художеств.
Маленькому Коста очень повезло – он попал в класс известного профессора П.П. Чистякова, выпустившего немало знаменитых художников. Коста тоже стремился всегда оправдывать надежды своего талантливого учителя, поэтапно овладевая мастерством рисовальщика и живописца.
Обычно, рассказывая в наших статьях о выпускниках Санкт-Петербургской Академии художеств, таких как Александр и Карл Брюлловы, Гаральд Боссе, Роберт Андреевич Гёдике и других, мы всегда считаем своим долгом вспомнить о врученных им золотых и серебряных медалях, о званиях, полученных в ходе обучения.
Хотелось бы сделать так и сейчас. Но, к глубокому сожалению, придется нарушить эту добрую традицию.
И совсем не потому, что Коста не старался быть прохожим на них всех. Нет!!!
Причина оказалась банальной. Прекратились стипендиальные поступления в его адрес. Откровенно черный день в его жизни последовал за этим событием. 20 октября 1883 года Коста исключают из числа воспитанников Санкт-Петербургской Академии художеств. Но он не сдается! Как и положено юному горцу, Коста до последнего стремится к своей цели, и хлопочет о том, чтобы ему выдали так называемый «билет на бесплатное посещение лекций».
Искренне жаль, что никто из академических чиновников не оценил стремлений пылкого сердца, и ничего не сделал для того, чтобы просьба юного живописца была удовлетворена.
Не имея возможности реализовать свои таланты в качестве художника, Коста начинает пробовать свои силы в литературе – кипучая энергия требовала выхода!
На протяжении двух последующих лет Коста жил в Санкт-Петербурге, работая подёнщиком, грузчиком, и в это же время - не прекращая доказывать руководству Санкт-Петербургской Академии художеств, что он достоин того, чтобы пройти полный курс обучения в этом учебном заведении.
Но если братьев Брюлловых в ситуации непроглядной бедности спасало то, что они были детьми бывшего преподавателя Санкт-Петербургской Академии художеств, что позволяло им учиться там бесплатно, то у Коста Хетагурова такого аргумента быть не могло…
Не выдержав многочисленных испытаний судьбы, и поняв, что все его попытки продолжить обучение тщетны, в начале лета 1885 года, Коста возвращается в село Георгиевско-Осетинское, где находился его отцовский дом. Набравшись сил, он переселяется во Владикавказ, стремясь там найти достойное применение своим талантам. Здесь Коста Хетагуров реализуется в качестве церковного живописца.
Моделью при создании картин «Скорбящий ангел», «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии» послужила Анна Яковлевна Попова, чей образ стал для Коста Хетагурова источником вдохновения не только в живописи, но также и в поэзии. И ее портрета маслом он тоже не мог не написать.
Совместно с художником А.Г. Бабичем Хетагуров оформлял театральные постановки, создавая яркие и запоминающиеся декорации для каждой из них. Живописцев связывала общность интересов, и они помогали друг другу расти профессионально.
Картины и рисунки на различные светские темы органично дополняли театральную и церковную живопись, ставшие во главу угла во время владикавказского периода работы Коста Хетагурова.
Среди образцов портретной живописи, созданных им в это время, следует назвать портреты Мысырби Гутиева, Кошерхан Жукаевой, Елены Фёдоровны Крек-Носковой, Тутти Тхостовой и других. Коста Хетагуров проявил также и недюжинный организаторский талант, проводя во Владикавказе и Ставрополе выставки своих картин. Сочувствуя всем, кто, как и он, испытывал нужду и ее горькие последствия, Коста много сил и времени уделял благотворительной деятельности.
16 (28) августа 1889 года в Пятигорске состоялась церемония открытия памятника М.Ю. Лермонтову, которую фотохудожник Г.И. Раев запечатлел с высоты расположенного рядом Спасского собора.
Коста Хетагуров был уполномочен возлагать к пьедесталу памятника венок с надписью «От сынов Кавказа». На это торжественное мероприятие Коста Хетагуров получил официальное приглашение. На церемонии открытия памятника Хетагуров выступил с речью и прочитал свое стихотворение-экспромт «Перед памятником», первую строку которого мы выбрали в качестве названия нашей статьи:
Торжествуй, дорогая отчизна моя,
И забудь вековые невзгоды,
— Воспарит сокровенная дума твоя,
— Вот предвестник желанной свободы!
Она будет, поверь,— вот священный залог,
Вот горящее вечно светило,
Верный спутник и друг по крутизнам дорог,
Благодарная, мощная сила!..
К мавзолею искусств, в храм науки святой
С ним пойдешь ты доверчиво, смело,
С ним научишься ты быть готовой на бой
За великое, честное дело.
Не умрет, не поблекнет в тебе уж тогда
Его образ задумчивый, гордый,
И в ущельях твоих будут живы всегда
Его лиры могучей аккорды...
Возлюби же его, как изгнанник-поэт твои мрачные скалы,
И почти, как святыню, предсмертный привет
Юной жертвы интриг и опалы!... 16 августа 1889 г. Пятигорск
Вслед за церемонией, посвящённой открытию памятника, состоялся торжественный обед. Коста Хетагуров в этот момент так обратился к собравшимся: «…пусть этот праздник послужит стимулом для нашего возрождения к лучшему, честному, доброму. Пусть поэзия Лермонтова жжёт наши сердца и учит нас правде».
25 октября 1893 года в «особом прибавлении» к №3720 газеты «Новости дня» была опубликована телеграмма ее корреспондента о безвременной кончине великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Коста Хетагуров откликнулся на это печальное событие стихотворением «Памяти П.И. Чайковского»:
Разбита стройная, чарующая лира,
Повержен жертвенник, разрушен пышный храм,
— Навеки улетел «соловушка» от мира
В страну далекую, к далеким небесам...
И стало тяжело на сердце, безотрадно,
И мрак, холодный мрак сгустился над душой,
— Удар безвременный, и как он беспощадно,
Как неожиданно направлен был судьбой!
Оценим ли теперь великую потерю,
Горячая слеза
Найдется ль у кого?
Тогда лишь в будущность народа я поверю,
Когда он гения оплачет своего;
Когда печаль свою он глубоко сознает
И вещие слова поэта он поймет:
«Пусть арфа сломана,— аккорд еще рыдает...
Не говорите мне: он умер,— он живет!». 1893 г.
Год спустя последовало завершение своеобразного «поэтического триптиха», посвященного памяти великих деятелей отечественной культуры. В данном случае Коста Хетагуров стал автором стихотворения «Памяти А.Н. Островского»:
Угас и он, как витязь благородный,
Не кинув бой неравный до конца,—
И эта смерть печалью безысходной
Наполнила все чуткие сердца.
Уж нет его среди друзей послушных,
Соратников под знаменем любви...
Не плачь о нем! Ты, вместо слез ненужных,
Себя его идеей вдохнови.
Невежеством беспомощно сраженный,
Ты не сходи с тернистого пути,—
Иди за ним! И факел, им зажженный,
Раздуй сильней и всюду им свети.
Пусть умер он для новых вдохновений,
Для новых дум, печалей и труда,
Ведь не умрет его великий гений
В его родном народе никогда. 1894 г.
В этот же период, проведенный Коста Хетагуровым на своей малой родине, он попробовал свои силы в прозе, написав рассказ «Охота за турами».
Одновременно с этим он уделял достойное внимание поэзии, создав стихотворения «Джук-тур», «Желание», «Раздумье».
Гражданская позиция Коста была высокой и превосходно сформированной. Однако он постоянно терпел притеснения от чиновников, и даже дважды отправлялся в ссылку. Но и там не прекращал ни писать, ни рисовать. В Ставропольский период своей жизни Коста приютил его бывший учитель рисования по ставропольской гимнази В.И. Смирнов, который и воспитал в юном осетине приверженность к живописному мастерству.
В Ставрополе Коста работает в качестве постоянного сотрудника газеты «Северный Кавказ». Затем он станет ее редактором, а затем соиздателем. В редакции газеты «Северный Кавказ» Коста проработал до 1897 года.
Многими исследователями его творчества эти годы жизни Коста расцениваются как «период наиболее интенсивной творческой и общественной деятельности». Хетагуров в этот отрезок времени создаёт многочисленные стихи, поэмы и статьи. В выходивших на Кавказе газетах «Казбек» и «Северный Кавказ», а также в журнале «Терские ведомости» 90-х годов XIX века печатаются лучшие образцы его творчества.
В столичной периодике также можно было регулярно встречать произведения Коста Хетагурова. В 1895 году в газете «Северный Кавказ» увидел свет его сборник русскоязычных сочинений.
В 1897 году Коста Хетагуров активно включается в деятельность благотворительного Общества, в основную задачу работы которого входило распространение образования и технических сведений в среде горцев Терской области. В этом же году Коста Хетагуров участвует в росписи интерьера собора Андрея Первозванного в Ставрополе.
P.S. Из окон маленькой хатки, служащей горным приютом нашей семье с момента пандемии, прекрасно видны горы любимого Карачая Коста Хетагурова. В стародавние времена там находилась столица древней Алании. А по пути к ней встречается станица Каладжинская. Отец Коста устроил его учиться в Каладжинское начальное станичное училище. От родного села семьи Хетагуровых ее отделяет 163 километра горной дороги.
В 2018 году нам посчатливилось представлять Москву на Всероссийской научной конференции с международным участием «Карачай в составе России: исторический опыт, современное состояние и перспективы трансформационных и модернизационных процессов», посвященной 190-летию присоединения Карачая к России на базе Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.
Здесь мы были рады познакомиться с руководством и аксакалами Республики Карачаево-Черкессия, на территории которой находится родное село Коста Хетагурова. Поскольку же Коста – осетин, то Осетия-Алания по праву гордится своим верным сыном!
Ю.А., П.А. и О.Ю. Латышевы