Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Что такое «Открытая филателия»

2024-07-12 06:51:11, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В последнее время к нам в редакцию приходит много писем от филателистов с вопросом: Что такое «Открытая филателия»? Для получения компетентных ответов и комментариев к этому интересному направлению коллекционирования, мы обратились к президенту Союза филателистов России, члену коллегии жюри ФИП (FIP) Алексею Бородину.  

*  *  *

Для популяризации филателии, в том числе и среди молодёжи, руководство Международной федерации филателии - ФИП (Fédération internationale de philatélie, сокращённо FIP) в 2012 году сформировала регламенты для новой выставочной категории — «Открытая филателия» (Open Philately). Это нововведение было направлено на консолидацию различных, в том числе и не филателистических, направлений коллекционирования.

Безграничное разнообразие при относительно невысокой стоимости коллекционируемого материала делает его доступным для коллекционеров. Важно, что процесс подбора материала для таких экспонатов является увлекательным, творческим поиском, азартной игрой, особенно привлекательной для молодёжи.

В статье содержится информация о предпосылках и принципах возникновения «Открытой филателии», особенностях подбора материала при создании выставочных экспонатов, а также о критериях их оценки жюри. В статье также продемонстрировано несколько фрагментов наиболее интересных зарубежных экспонатов.

Известно, что коллекционирование — это деятельность, в основе которой лежит формировании коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). В мире существует миллионы любителей коллекционирования. Они являются приверженцами более ста наиболее популярных видов хобби («… филий»).

К первой группе таковых относится коллекционирование различных однородных объектов, например: почтовых марок, монет, бонов, открыток, значков, календариков, солдатиков, пивных этикеток, морских раковин, курительных трубок, пуговиц, фарфора, предметов роскоши (картин, ювелирных изделий, автомобилей, яхт, летательных аппаратов), и многих других. Продолжение этого довольно длинного списка не может вместиться в рамки данной статьи.

Вторая группа видов коллекционирования называется – аналогофилия. По сути, это собирание разнородных предметов, аналогичных по теме (мотиву). Выбор такого вида коллекционирования даёт много вариантов для проявления своей фантазии и оригинальности, ведь тематика собирания может быть абсолютно любой: домашние и дикие животные, цветы, известные люди, велосипеды, автомобильный железнодорожный, морской транспорт... Зачастую выбранная тематика является следствием профессиональной деятельности человека или его увлечения, например: история, медицина, авиация, археология, астрономия, охота, спорт, искусство, кино. Главный объединяющий принцип такого коллекционирования — все предметы и материалы соответствуют выбранному коллекционером тематическому направлению.

Перечень экземпляров, составляющих коллекции, не имеет ограничений. Это могут быть марки, виньетки, открытки, конверты, монеты, спичечные этикетки, наклейки, магнитки, медали, значки, календарики, телефонные карты, игрушки, пивные пробки, игральные карты, пуговицы, и многое другое…

Следует отметить, что среди предметов, содержащихся в таких собраниях, значительную долю составляют письма, почтовые карточки, сувенирные гашения, почтовые марки и другой филателистический материал, так ли иначе связанный с профессиональной деятельностью и жизненными интересами коллекционера.

Обычно размеры таких объектов разумно ограничены возможностями внутреннего пространства жилища владельца и удобством демонстрации своего «богатства» друзьям и гостям. В некотором роде такие собрания, по сути, представляют собой домашний музей. Важно отметить, что особо увлечённые коллекционеры могут найти вожделенную вещь для своих коллекций где угодно, как блошином рынке, так и в продуктовом магазине, или даже в мусорном баке!

Впервые понятие «Открытая филателия» возникло в мировом филателистическом сообществе в начале нового века. Тогда многие группы коллекционеров, желающих демонстрировать свои экспонаты на общедоступных выставочных площадках, не имели такой возможности из-за отсутствия соответствующих организаций и объединений, способных финансировать подобные мероприятия. Именно для решения таких вопросов и, несомненно, с целью популяризации и развития нового направления в коллекционировании в 2012 году, руководство ФИП приняло решение о создании экспериментальной категории «Открытая филателия» (Open Philately). Это решение открыло возможности коллекционерам, имеющим в своих коллекциях значительную филателистическую составляющую, создавать и демонстрировать экспонаты на конкурсных филателистических выставках высоких рангов. Специально для конкурсных выставок правлением ФИП было разработано «Руководство», объясняющее принципы формирования экспонатов и их оценки на выставках.

Руководство по оценке экспонатов категории «Открытая филателия» (Open Philately Guidelines)

1. Конкурсные выставки

Данное руководство подготовлено, чтобы помочь жюри в оценке, а экспонентам в разработке экспонатов «Открытой филателии».

2. Правила

«Открытая филателия» стремится расширить круг экспонирования, позволяя филателистам включать объекты из других областей коллекционирования в поддержку и в порядке развития понимания демонстрируемого филателистического материала.

Это обеспечивает возможность представить круг исследования посредством показа филателистического материала в его культурном, социальном, коммерческом или другом контексте, и показать более широкие и глубокие знания этого предмета.

Расширение круга материалов, разрешённых для экспонирования в «Открытой филателии», имеет перспективу вовлечения новых коллекционеров для того, чтобы они получили опыт и удовольствие в демонстрации своих достижений, как хобби.

2.1. Объём филателистического материала должен составлять, по крайней мере, 50% от общего объёма экспоната.

2.2. Не обязательно, чтобы нефилателистический материал составлял половину экспоната, но разнообразие такого материала будет влиять на результаты оценки по таким показателям, как «разработка» и «материал».

3. Принципы формирования экспоната

Экспонаты открытого класса показывают материал в двух аспектах: филателистическом и нефилателистическом, также экспонаты должны развить выбранную тему в выразительной и творческой манере.

Экспонат открытого класса может включать:

3.1. Все типы филателистического материала, демонстрируемого во всех других классах экспонатов (см. SREV).

3.2. Нефилателистический материал может включать все виды вещей, за исключением запрещённых и опасных.

Нефилателистический материал должен соответствовать выбранной теме и служить для её иллюстрации.

3.3. Экспонат «Открытой филателии» должен показывать разработку выбранной темы в выразительной и творческой манере.

3.4. Филателистический материал должен быть описан в соответствующей терминологии, как это могло бы быть в подобных экспонатах традиционного, почтовой истории, тематического или любых других классов.

3.5. Нефилателистический материал должен быть описан, соотноситься и сопровождать разработку экспоната.

3.6. Экспонаты могут разрабатываться по хронологическому, географическому или любому иному принципу, который экспонент полагает подходящим для употребления.

4. Критерии оценки экспонатов

4.1. Важность понимания экспоната «Открытой филателии» может означать, что необходимый текст должен быть включен, чтобы обеспечить фоновой информацией выбранную тему. Однако весь текст должен быть лаконичным и ясным, а нефилателистический материал должен усиливать понимание темы и привлекательность экспоната открытого класса.

4.2. Экспонаты «Открытой филателии» оцениваются жюри в соответствии с таблицей.

Таблица

Распределение баллов по критериям оценки экспонатов Баллы
Разработка и значимость: 30
— название экспоната и план 10
— филателистическая разработка 5
— нефилателистическая разработка 5
— филателистическая значимость 5
— нефилателистическая значимость 5
Знания и исследования: 35
— филателистические знания и исследования 20
— нефилателистические знания и исследования 15
Материал: 30
— состояние 10
— редкость 20
Презентация экспоната: 5
ВСЕГО: 100

5. Разработка и значимость

5.1. До 10 баллов может быть дано за название и план экспоната, при этом учитывается соответствие между названием экспоната, раскрытием его содержания и структурой экспоната.

Все экспонаты «Открытой филателии» должны иметь титульную или вводную страницу, чтобы показать:

— направленность экспоната;

— соответствующую общую информацию о теме, развитой в экспонате;

— план, поясняющий разработку экспоната.

План не должен иметь обширного текста, но логическое подразделение содержания на разделы, должно донести его основной смысл до жюри и публики;

— указание персональных исследований;

— библиографию.

Хорошо продуманный титульный лист будет способствовать как экспоненту, так жюри, коллегам-экспонентам и публике.

5.2. До 30 баллов может быть дано за разработку и значимость экспоната.

5.3. Баллы за разработку распределяются соответственно, по 5, за филателистическую и нефилателистическую стороны разработки.

5.4. Подобным образом, по 5, распределяются баллы за филателистическую и нефилателистическую значимость.

6. Знания и исследования

6.1. Исследования должны быть интерпретированы в более широком смысле и показывать главным образом всесторонние знания темы экспонентом. Эти знания подтверждаются через выбор материала и использование краткого, но существенного текста.

6.2. До 35 баллов может быть начислено за знания и исследования.

6.3. Эти 35 баллов подразделяются на 20 — за филателистические знания и исследования, и 15 — за нефилателистические знания и исследования.

7. Состояние и редкость

7.1. До 30 баллов может быть дано за состояние и редкость материала.

7.1.1. Эти 30 баллов распределяются: до 10 за состояние как филателистического и нефилателистического материала, и до 20 за редкость обоих видов материала.

7.1.2. Копии должны отличаться в размере от оригинала, по крайней мере, на 25 процентов.

7.2. Филателистический материал:

7.2.1. Весь филателистический материал должен быть оригинальным.

7.3. Нефилателистический материал:

7.3.1. Весь нефилателистический материал должен быть оригинальным, где это возможно.

7.3.2. Предполагается, что экспоненты при разработке темы, употребят все доступные им возможности в использовании нефилателистического материала его во всем разнообразии, а не только почтовые карточки и другой графический материал.

8. Представление экспоната (презентация)

8.1. Хорошее представление экспоната оценивается до 5 баллов и это важно. Экспонат должен хорошо выглядеть и быть сбалансированным в пределах каждого выставочного листа, стенда и весь в целом.

8.2. Монтаж нефилателистических материалов большого или необычных размеров на листах формата А3 часто оказывается преимущественным для достижения более привлекательного вида экспоната и раскрытия темы.

8.3. Нефилателистический материал не должен превышать по толщине более 5 мм, чтобы его можно было монтировать на стандартных выставочных стендах.

9. Награды

9.1. Все экспонаты оцениваются по указанным выше критериям.

9.2. Награды (медали и сертификаты) представляются соответственно набранным в результате работы жюри баллами (от 60 до 100). Диплом участника выдается за экспонаты, набравшие менее 60 баллов.

9.3. Экспонаты открытого класса на 5 стендах, получившие 85 баллов и выше на выставках ФИП, имеют право демонстрироваться на 8 стендах в течение 10 лет, начиная с 24 июня 2012 г. после состоявшегося 72 конгресса ФИП в Джакарте.

9.4. В случае разночтений текста, возникающих вследствие перевода, английский текст является превалирующим.

Одной из целей класса «Открытой филателии» является стимулирование коллекционирования.

*  *  *

Комментируя «Руководство», необходимо заострить внимание на доминирующущей роли филателистической составляющей экспонируемого материала. Согласно п.3.1, допускаются «Все типы филателистического материала, демонстрируемого во всех других классах экспонатов», которые определены в специальных регламентах по оценке конкурсных экспонатов для выставок ФИП. Таким образом, экспонат «Открытой филателии» может содержать весь спектр существующего филателистического материала: марки почтовые, телеграфные, ревеню, их пробы (кроме нежелательных выпусков), разновидности, проекты; любые цельные и целые вещи, почтовые наклейки, ярлыки, облатки, календарные, специальные, сопроводительные штемпели, почтовые отметки.

Основное условие для экспоната — филателистический материал должен составлять не менее 50% от общего количества, демонстрируемого в экспонате, тем не менее это вовсе не означает, что нефилателистического материала должно быть значительно меньше 50%. Экспонаты должны быть хорошо сбалансированы по составу материала, что положительно влияет на оценку жюри.

Нефилателистические материалы можно условно разделить на две группы: плоскостные (графические) и объёмные. Практически невозможно показать весь этот список, так как он, практически, безграничен. Вот далеко неполный перечень таких нефилателистических материалов, которые уже ранее встречались в экспонатах «Открытой филателии».

В первую группу входят плоские (графические) предметы, например: открытки, виньетки, боны, спичечные этикетки, гравюры, дипломы, квитанции, билеты, телефонные карты, рекламные листовки, плакаты, проспекты, фантики (обертки), этикетки от любых продуктовых и промышленных товаров, медицинские рецепты, удостоверения, сертификаты, повестки, меню ресторанов, планы салфетки, расписания транспорта, объявления, карты географические и игральные, и многое другое…

Вторую группу (объёмных) объектов составляют: значки, медали, жетоны, монеты, медальоны, ювелирные украшения, пробки от пивных бутылок, текстильные изделия, мягкие игрушки, рукоделие, шевроны, пуговицы, иголки, спичечные коробки, упаковки из под табака, сигар, чая, кофе и других изделий или продуктов, магнитки, шерсть животных, перья птиц, любые мелкие предметы и многое другое. Для этой группы экспонатов имеется важное ограничение по толщине (не более 5 мм). Такое требование обусловлено конструктивными возможностями стандартных выставочных стендов. В тоже время, допускается размещать материалы больших размеров на листах формата А3.

Важно отметить, что практически безграничный выбор материалов для экспонатов имеет и определенные рамки, определяемые общественными этическими и моральными нормами, и это обстоятельство должно учитываться при подготовке экспоната.

Впервые дебют «Открытой филателии» состоялся на Всемирной филателистической выставке «Австралия 2013». В этом конкурсном классе демонстрировалось 19 работ коллекционеров из семи стран. Наиболее высокие оценки получили за свои экспонаты, что удивительно, коллекционеры-женщины: Ж. Бэнфилд – «Медицина — история и развитие» и С. Кларидж — «Женщинам-медсёстрам – салют!». Высоко были оценены и разработки, изобилующие совершенно необычными нефилателистическими материалами, такие, как «Исследование Антарктики», «Все на пляж!», «История бриллиантов», «Рукоделие», «Верблюды», «Карета подана», «Кокосовые острова», «Зингер — швейная машинка, изменившая быт».

Тогда для многих опытных филателистов стало неожиданностью то, что эти нетрадиционные филателистические экспонаты вызвали любопытство и необычайный интерес у посетителей, в первую очередь не имеющих вообще никакого отношения к коллекционированию, и что очень важно – привлекли внимание многочисленных детей. Чтобы подойти к выставочным стендам, необходимо было подождать в очереди некоторое время! Обычно подобная ситуация возникает лишь только в залах «Почётный двор», где за пуленепробиваемыми стёклами демонстрируются всемирно известные филателистические уники и раритеты.

Посетители Всемирной филателистической выставки CHINA 2019 у стендов раздела «Открытая филателия».

Положительная динамика развития «Открытой филателии» отмечалась и на последующих всемирных и международных филателистических выставках, на которых многие экспонаты отмечались золотыми медалями. Тематическое разнообразие таких коллекций значительно расширилось. Вот названия только некоторых из них: «Покорение Арктики», «Афины 1896 г. – Олимпийские игры», «История Холокоста в Германии», «Чашка чая — история, культура и производство чая», «Шелк: наука и культура», «История велосипеда», «Балет», «История пивоварения», «Железные дороги», «История обуви».

Фрагмент экспоната «Международный союз медсестёр». Значки национальных ассоциаций медсестёр, почтовая марка.

Стенд с экспонатом «Все на пляж!».

Фрагменты экспоната «Все на пляж!». 
Иллюстрированная открытка, маркированная почтовая карточка, магнитка, пробка от бутылки, почтовые марки,
целая вещь (открытка прошедшая почту), спичечный коробок, телефонная карта, лотерейный билет.

Фрагменты экспоната «Рукоделие».
Агитационная этикетка, почтовая марка, набор иголок, нитки-мулине, фотография, карточка ручной работы, открытка, ножницы.

Стенд с экспонатом «Ребята, давайте выпьем по пинте» («История пивоварения»).

Стенд с экспонатом «История велосипеда».

Фрагмент экспоната «История велосипеда».

Стенд с экспонатом «История обуви».

Фрагменты экспоната «История обуви».
Конверты, сапоги сувенирные, рекламный штемпель, открытки, КПД, почтовые марки, картмаксимум, старинный крючок для шнуровки, маркированная карточка с рекламой шнурков.

Стенд с экспонатом «Афины 1896 г. – Олимпийские игры».

Фрагмент экспоната «Афины 1896 г. – Олимпийские игры».

Стенд с экспонатом «История Холокоста в Германии».

Стенд с экспонатом «История Румынского Королевства».

Возрастающий в филателистическом сообществе интерес к «Открытой филателии», несомненно, свидетельствует о правильном направлении, выбранном ранее ФИП с целью вовлечения многих новых коллекционеров в творческую работу по созданию выставочных экспонатов.

В заключение важно отметить, что для популяризации нового направления среди наших филателистов и особенно молодёжи, организаторам выставок любых рангов, необходимо активнее включать в экспозиции не только традиционные филателистические коллекции. К сожалению, среди российских коллекционеров до сих пор не создано ни одного такого полноформатного выставочного экспоната. Тем не менее, хочется надеяться, что данная статья внесёт вклад в дело популяризации и развития «Открытой филателии» в России и заинтересует многих наших коллекционеров.

Использованные материалы:

1. Веб-сайт FIP (www.f-i-p.ch)

2. Регламенты всемирных филателистических выставок (2013 – 2024гг.).

3. Отчёты жюри всемирных филателистических выставок (2013 – 2024 гг.).

4. Фотоматериалы автора статьи.

Статья опубликована на rusmarka.ru

Член коллегии жюри FIP 
Алексей Бородин



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета