К 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха
9 октября 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения Академика Императорской Академии художеств, знаменитого русского художника, сценографа, философа, археолога, путешественника, писателя, а также общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.
На сайте «Филателия.РУ» о нем уже неоднократно писал Алексей Иванович Сухарев и Андрей Петрович Дьяченко. Наша же задача – отдать долг уважения Большому Мастеру в день его юбилея.
Николая Константиновича Рериха следует назвать в качестве автора идеи и инициатора Пакта Рериха, который также называют пактом мира, пактом культуры. Он на позициях яркого общественного деятеля основал международные культурные движения «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
В различных городах России и разных странах функционируют общества и музеи Рериха.
На групповом портрете художников общества «Мир искусства» (1916—1920) работы Бориса Михайловича Кустодиева Рерих – второй слева. Он и возглавлял это широко известное художественное объединение. Если на эскизе к портрету видны сцепленные в замок пальцы художника, то в итоговой работе их перекрывает газета, которую держит в руке сидящий первым слева Игорь Эммануилович Грабарь.
Он так отзывался о таланте Рериха: «Рерих был для всех нас загадкой. [..] Я даже не знаю сейчас и никогда не знал раньше, где кончается искренность Рериха, его подлинное credo, и где начинается поза, маска, беззастенчивое притворство и рассчитанное мудрецом жизни уловление зрителя, читателя, потребителя. [..] эти два элемента — правдивость и лживость, искренность и фальшь — в жизни и искусстве Рериха неразрывно спаяны… [..] Рерих — вообще явление особенное, до того непохожее на всё, что мы знаем в русском искусстве, что его фигура выделяется ослепительно ярким пятном на остальном фоне моих воспоминаний о жизни и делах художников давно канувших лет. Рерих, прежде всего, бесспорно блестяще одарён…».
По словам латышского и советского философа, поэта, переводчика, писателя, а также общественного деятеля Рихарда Яковлевича Рудзитиса: «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость».
С 1895 года Николай Константинович занимается в студии прославленного русского художника греческого происхождения Архипа Ивановича Куинджи.
Архип Иванович по-отечески относится к свим ученикам. Для них у мэтра всегда накрыт стол с лакомствами, и он не боится делиться с насущими свет его души всему миру молодыми людьми всеми своими мастерскими секретами. Внутренний свет полотен Куинджи мы всегда можем наблюдать на тысячах рериховских картин.
В 1897 году Рерих заканчивает учёбу в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Павел Михайлович Третьяков приобрел для своей необыкновенной коллекции дипломную картину Рериха «Гонец».
Н.К. Рерих за работой над картиной «Гонец»
Во время обучения у Архипа Ивановича Николай Константинович достаточно тесно общается с сыном архитектора Василия Петровича Стасова - Владимиром Васильевичем .
Стасов рекомендовал Рериху: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники».
Лев Николаевич дал молодому художнику такое напутствие: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!». Много общих тем было неоднократно затронуто в беседах с Ильёй Ефимовчем Репиным. Вскоре они оба окажутся в Финляндии.
И если Исаак Израилевич Бродский уговорит Репина вернуться уже в советскую Россию, то с Рерихом подобного не произойдёт.
В 1899 году в поместье князя Путятина Николай Константинович Рерих знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. Весь мир узнает ее вскоре как Елену Рерих, «мать Агни-Йоги», знаменитого на весь мир философско-религиозного учения.
28 октября 1901 года Николай Константинович и Елена Ивановна обвенчались в церкви при Императорской Академии художеств.
На следующий год у них появится сын Юрий, который станет учёным-востоковедом, а еще два года спустя – младший сын Святослав. Он возьмет с отца прекрасный пример, став художником и общественным деятелем.
В 1909-1913 годы Рерих участвовал в постановке опер русского композитора, педагога, дирижёра, общественного деятеля, музыкального критика, члена так называемой «Могучей кучки» Николая Андреевича Римского-Корсакова - «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка». А в 1912 году на могиле композитора, по эскизу Рериха, был выполнен каменный памятник в виде древнего новгородского креста.
Эти постановки будут иметь большой успех в «Русских сезонах» Сергея Дягилевя. Осенью 1920 года Николай Константинович по приглашению Дягилева участвует в оформлении русских опер Модеста Мусоргского и Александра Бородина в Лондоне.
Нельзя не упомянуть о следующем этапе жизни художника - участии Рериха в Центрально-Азиатской экспедиции.
Органичной составляющей Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха 1923-1928 годов следует назвать Гималайский регион. Западные Гималаи данная экспедиция перешла в августе 1925 года, минуя перевал Зоджи Ла, по пути из Шринагара в Лех, столицу Ладакха.
Достаточно подробное отражение связанные с этим переходом события нашли в дневниковых записях Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи», а также у его сына Юрия, получивших название «По тропам Срединной Азии». Особое внимание уделено им в рериховских книгах «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи». Именно здесь было положено начало обширной серии полотен под общим названием «Гималаи».
Сюда вошло порядка пятисот картин, призванных отобразить богатую и разнообразную живописную панораму этой экспедиции.
В своей работе «Шамбала: в поисках новой эры» 1930-го года Н.К. Рерих описывает Шамбалу в качестве святого города, располагающегося к северу от Индии, связанного с подземным городом Агарти, возможность оказаться в котором существует посредством подземного тоннеля, проходящего под Гималаями.
Многие приписывают Николаю Константиновичу способность видеть Землю как бы из космоса. Дополнительным подтверждением правоты этих предположений могут служить слова первого космонавта планеты. Их Юрий Гагарин занес в свой бортжурнал во время своего исторического полёта: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».
P.S. Имя Рериха для нашей семьи значит неизмеримо много. Его творчество углубленно изучал мой папа – физик-ядерщик и философ Юрий Александрович Латышев. Мне в первые годы работы в Москве посчастлвиилось быть заместителем директора экспериментальной школы-лаборатории «Мир через Культуру», развивавшей идеи начатого Рерихом одноименного движения. Работа проходила в тесном соприкосновении с центром-музеем Рериха в столице. Символично, что юбилей художника празднуется вскоре после Дня Учителя. Наша семья считает Николая Константиновича Учителем с большой буквы.
Олег Юрьевич Латышев