К 150-летию Всемирного почтового Союза
В истории почтовой графики есть имена, которым всё ещё не отдана дань уважения в той мере, в которой они этого заслуживают. К счастью, филателисты не забыли имя Эжена Грассе (1845 – 1917), выдающегося франко-швейцарского графика, живописца и дизайнера. Он сделал очень многое для превращения почтовой марки и авторской открытки в произведение искусства, и поэтому его имя теснейшим образом связано с историей почты и с эволюцией стиля графики малых форм.
Юбилей Всемирного Почтового Союза (ВПС), который отмечается в 2024 году, дает повод вспомнить марки Швейцарии, посвященные 25-летию ВПС и вышедшие в 1900 году (с опозданием на год). Эти почтовые миниатюры по праву считаются шедеврами графики малых форм.
Эжен Грассе в равной мере принадлежит Франции и Швейцарии. Как художник он сформировался в период господства в искусстве эклектических направлений, но всё же он был плоть от плоти человеком эпохи модерна. В это интереснейшее время мировое искусство осваивало неизведанные темы и мотивы. В тематике почтовой открытки были очень популярны мотивы волны и вьющегося растения, и это касалось в первую очередь открыток. Но и марки отличались все более сложными цветочными мотивами.
Официальные почтовые марки при этом оставались довольно строгим (с точки зрения мотивов) жанром. Там не было места ни отважным героям Жюля Верна, ни, допустим, цирковым персонажам Тулуз-Лотрека. Но зато марки колониальных стран, которые печатались во Франции, были призваны еще и отражать экзотику разных континентов (фауну и этнографию), и это было своего рода “вызовом” для почтовых дизайнеров (далеко не каждый из них бывал в экзотических странах, и поэтому приходилось пользоваться фотографиями).
Почтовая открытка опережала марку по тематическому разнообразию, она становилась всё более совершенной, изысканной. Новые мотивы уверенно заявляли о себе и стремительно проникали в оформление почтовых карточек. Благодаря Жюлю Верну и кинематографисту Жоржу Мельесу на французские открытки проникла космическая тема, примеры которой смотрелись в высшей степени необычно.
В целом панорама почтовой графики Франции рубежа XIX и XX веков очень разнообразна (мы говорим о Франции, так как Грассе долгие годы работал именно там). Многие талантливые художники, имевшие европейскую известность, отдали дань искусству малых форм и с увлечением проектировали изящные почтовые миниатюры.
Художники, работавшие над эскизами открыток, были довольно свободны в выборе тем. Модерн тяготел к природным формам и отсюда обилие растительных орнаментов. Но были и открытки в так называемом геометрическом стиле, хотя Грассе был далек от этого направления. Более популярна была линия, имевшая название “взмах бича”. А под влиянием японской гравюры на дереве приобрёл популярность образ утонченной лирической героини в свободно ниспадающих одеждах.
Эжен Самюэль Грассе родился 25 мая 1845 года в Лозанне (кантон Во). Его отец был столяром. Профессиональную подготовку Эжен получил в Высшей технической школе города Цюриха. И хотя он изучал архитектуру, зодчим всё же не стал. Главным для молодого архитектора стали графика малых форм, искусство книжного переплёта, открытка и плакат.
Художник много и увлечённо учился мастерству и стремился к разносторонней самореализации. Он пробовал себя не только в графике (хотя чаще всего он упоминается в литературе как плакатист), но и в скульптуре. Помимо этого он серьёзно занимался живописью и ювелирным искусством.
Едва ли не самой известной работой Грассе стал переплёт знаменитого французского энциклопедического словаря “Ларусс”, на котором изображена женщина с одуванчиком. Это лиричное изображение надолго стало эмблемой издательства “Ларусс”, а затем и элементом фирменного стиля этого издательского дома. Будучи напечатанной на ткани, композиция для “Ларусса” украсила один из знаковых переплётов европейского модерна, сделала его колоритной приметой эпохи.
С книжного переплета эта эмблема шагнула на почтовые открытки и конверты издательства. Получается, что Грассе стоял у истоков фирменного стиля во французском искусстве. Более того, он убедительно доказал, что одно и то же изображение может быть подвержено жанровой трансформации. Эмблема издательства может из украшения на переплёте книги стать изящной виньеткой для почтовой карточки или конверта.
Очень интересно было бы предположить, что Грассе мог бы стать разработчиком фирменного стиля ВПС, но судьба распорядилась иначе. Знаменитая аллегорическая скульптура Шарля Рене де Сен-Марсо навечно стала эмблемой ВПС. Она запечатлена на марках многих стран, в том числе СССР и России. А марки, посвященные юбилею 1899 года (или 1900 года, как указано на самих марках) стали удивительным памятником культуры.
Попробуем очертить общие закономерности почтовой графики Грассе. Талантливый швейцарец привнёс в искусство почтовой графики тонкость исполнения и мастерство обработки деталей. Однако эти качества и ранее были у многих мастеров. Что же добавил в почтовый дизайн этот поистине уникальный художник?
Грассе не просто увлекался растительным орнаментом. Он даже защитил диссертацию на эту тему, положив в основу графические работы своих студентов. Владение закономерностями растительных орнаментов позволило художнику создать графические серии, которые надолго полюбились всем любителям изящного. Это красочные циклы литографий “Времена года” и “12 месяцев”. Именно эти графические сюиты чаще всего воспроизводятся на современных подарочных открытках.
В цикле литографий “12 месяцев” фигурирует любимая героиня Грассе – Прекрасная садовница. Эта изящная женщина так любит свой сад, что даже зимой приезжает из городской квартиры навестить деревья. Открытки этого цикла репринтируются чаще других, они известны в традиционном и в миниатюрном формате.
Нельзя не отметить, что Грассе был современником английского художественного движения “Артс энд крафтс” (“искусств и ремёсел»), к которому принадлежали знаменитые художники Уильям Моррис и Уолтер Крейн. Грассе проникся их новаторскими идеями и пытался имплантировать их на швейцарскую почву.
Особенно вдохновлял Грассе талантливый английский художник и теоретик искусства Уолтер Крейн (1845 – 1915), родившийся в один год с героем нашего очерка и скончавшийся за два года до Грассе. Жаль, что он не создал ни одной марки, ведь он тончайше чувствовал графическую природу печатной продукции малых форм. Однако общность эстетики Грассе с тонким и изящным стилем Крейна очевидна. Это редкий пример, когда художник учился мастерству не у старшего по возрасту педагога, а у своего сверстника (Крейну посвящены марки Австрии и ГДР).
Самым известным произведением почтовой графики, созданным Грассе, была серия марок к 25-летию Всемирного Почтового Союза. В эскизах Грассе к этому выпуску воплотилась современная тенденция к синтезу разных жанров. Марка вобрала в себя особенности как книжного переплёта и обложки того времени, так и собственно графики малых форм.
Известно, что образование Всемирного почтового союза (ВПС, основан в 1875 году) стало значительным событием в жизни Европы. Унифицировались формы почтовой связи, разрабатывались универсальные почтовые тарифы, совершенствовались виды транспортировки почтовой корреспонденции. В 1900 году было решено выпустить серию марок, посвященную юбилею ВПС. Эти марки, композиция которых имела в основе фигуру ангелоподобной женщины в крылатой диадеме – символ ангела-вестника – стали подлинными шедеврами. Возможно, что в образе этой лирической героини мы видим ту же самую прекрасную садовницу, фигура которой в длинном платье стала узнаваемым брендом.
Три вошедшие в юбилейный выпуск марки хорошо изучены историками почты. Они поступили в продажу в Берне 2 июля 1900 года. Гравировальные работы выполнил известный график Фредерик Флориан (Париж). Марки имели номиналы 5, 10 и 25 сантимов. Характерной особенностью выпуска был вытянутый по вертикали формат (влияние японских какемоно). После 2 июля марки переиздавались дважды. Известны тиражи марок с другой величиной марочного поля, а затем и с перегравированным клише. Таким образом, марка каждого номинала имеется в коллекциях филателистов в трёх разных исполнениях.
Очень интересен для коллекционеров следующий факт. Композиция Грассе для марок к юбилею ВПС легла в основу почтовых карточек и идеально вписалась в пропорции художественной открытки. Рисунок размещался в правой стороне карточки и не мешал восприятию адресной части (не подавлял текст оптически). Карточки с композициями красного и зелёного цветов часто воспроизводятся в книгах по истории открытки как памятник культуры эпохи модерна, впитавший в себя особенности стиля.
К юбилею ВПС были выпущены и другие открытки, на которых был изображен знаменитый памятник ВПС, созданный скульптором Шарлем-Рене де Сен-Марсо, но он не так эффектно смотрелся на открытках, как вертикальная композиция работы Грассе. Именно эти одноцветные почтовые карточки убедительно доказали, что талантливо выполненная эмблематическая композиция может путешествовать из одного жанра тиражной графики в другой, не теряя своих эстетических достоинств.
Известно, что марки, посвящённые ВПС, были в коллекции А.П.Чехова и сегодня хранятся в его доме-музее в Ялте в оригинальной форме – они сложены в пачки и перевязаны ниткой. Из-за такого способа хранения долгое время не был сделан окончательный вывод о том, можно ли считать Чехова настоящим филателистом. А мог ли знать произведения Чехова сам Грассе? Увы, мы ничего не знаем об этом. Большинство созданных художником композиций имеют в основе символистские мотивы. Все изящные дамы, нарисованные Грассе, словно призывали вернуться в мир сказок или пьес знаменитого символиста Мориса Метерлинка, хотя на дворе была эпоха бурного технического прогресса.
На переплётах, изобилующих орнаментами и красивыми шрифтовыми композициями, часто можно было увидеть рельефное тиснение, изображавшее технические символы эпохи: пароходы, воздушные шары, подзорные трубы и различные морские приборы. Культ техники был всеобъемлющим. Сказочная вселенная Грассе, населённая прекрасными принцессами и феями, была напоминанием о том, что не техникой единой жив человек…
Грассе принадлежал своей эпохе и обзор его творчества немыслим без упоминания о его знаменитых современниках, которые работали в аналогичном стиле. Выдающийся мастер эпохи модерна Альфонс Муха (1860 – 1939) взял очень многое от стиля Грассе, от разработанного им типажа. Оба художника исповедовали эстетику модерна и оба отдали дань почтовой графике. Сегодня открытки, созданные ими в 1890-е годы, активно репринтируются, издатели группируют их в изящные подарочные почтовые наборы. Творчество А.Мухи в жанре почтовой графики заслуживает отдельного разговора.
Отметим при этом, что в библиотеках России было немало изданий, оформленных художниками, которые находились под сильным влиянием Грассе. К ним относятся справочники и энциклопедии, книги о театре и балете, подшивки журналов с оформленными в “фирменных стилях” тканевыми переплётами. Интересно, что многие немецкие книги по медицине и садоводству, оформленные в стиле Грассе и его последователей были набраны готическим шрифтом и в силу того обстоятельства, что в СССР мало кто мог читать этот шрифт, остались невостребованными и вследствие этого очень хорошо сохранились. А это значит, что у изучения эстетики Грассе – большое будущее.
Грассе скончался во французском городе Ско в октябре 1917 года. Как известно, для нашей страны это был год Октябрьской революции. Модерн уходил в прошлое, уступал место новому революционному искусству.
Но большевики (хоть и провозглашали новое искусство и объявляли о гибели старого мира), тем не менее, брали от буржуазного искусства очень многое. Например, оформлением первомайских демонстраций и других революционных празднеств порою занимались художники “старой школы”, блестяще владевшие изобразительным арсеналом модерна. Получалось, что некоторые приёмы Грассе обрели вторую жизнь в искусстве РСФСР и СССР двадцатых годов.
Но и до Октябрьской революции российские художники отдавали дань орнаментальным построениям Грассе. Назовём здесь мастеров объединения “Мир искусства”. Произведения Грассе наверняка видели К.Сомов, А.Бенуа и И.Билибин. Почтовые открытки этих замечательных мастеров ещё предстоит проанализировать с точки зрения стилистической общности с манерой Грассе.
В нашей филателистической литературе Грассе почти не упоминался, но можно задаться вопросом, с кем мог конкурировать столь утонченный мастер графики в области почтового дизайна? Мы несколько раз встречаем в советских книгах по филателии имя французского гравера на металле Луи-Эжена Мушона (1843 – 1914). Он считается крупнейшим французским гравером эпохи эклектики и модерна. Его тончайшие гравюры вызывали восторг у ценителей прекрасного во многих странах мира. Мушон тонко, с соблюдением всех градаций тона, гравировал аллегорические композиции для французских марок.
В 2023 году было отмечено 180-летие Мушона и 120-летие со дня его приезда в нашу страну. В 1903 году он был приглашен в Россию для создания проектов почтовых марок с портретом императора Николая Второго. До нас дошли типографские пробы этих талантливо нарисованных и выгравированных знаков почтовой оплаты.
Именно Мушон выгравировал знаменитый сюжет “Марианна-сеятельница”, который был положен в основу французских стандартных марок начала ХХ века. Композиция была выгравирована на основе медали работы выдающегося французского скульптора и медальера Оскара Роти (1846 – 1911). На марке и медали была изображена Марианна – символ Франции – в виде идущей по полю сеятельницы.
Этот талантливый скульптор недаром считался новатором в медальерном искусстве. Он отказался от высокого гурта и вместо высокого рельефа прибегал к плоскому. Современник знаменитых Родена, Бурделя и Майоля, он был ярким представителем символизма и модерна. Для фигуры сеятельницы позировала француженка мадемуазель Раго. Она позировала обнаженной, и в истории почтового дизайна (и в истории графики французского, да и мирового модерна) это уникальный случай, когда для одетой фигуры позировала обнаженная модель. Для Роти (и для Мушона) этот заказ стал этапным в карьере.
Присмотревшись внимательнее к новым знакам почтовой оплаты, французы были поражены: Марианна сеяла против ветра. Это было необычно, и сам собой напрашивался вывод о том, что художник допустил ошибку. Назревала сенсация. Но власти не спешили уничтожать выпущенные в свет знаки почтовой оплаты или хотя бы остатки тиража. Марка прекрасно смотрелась на открытках и украсила первые французские картмаксимумы (они тогда назывались открытка с маркой на лицевой стороне).
Фигура Марианны отличалась грацией и изяществом. Её волосы развевались так красиво, что художнику простили ошибку и чиновники почтового ведомства решили ничего не переделывать. Изображенная девушка заслуживала быть аллегорией Франции. Она быстро стала одним из символов французского модерна.
Почему мы вспоминаем этот сюжет в связи с юбилейными марками ВПС? Дело в том, что обе фигуры, созданные Грассе и Роти – Мушоном, имеют общие черты. Важным элементом тематической палитры модерна была аллегорическая женская фигура. Как Мушон, так и Грассе использовали типаж мифологической красавицы для воплощения символических смыслов. Есть много общего и в пластике движений двух символических фигур.
Настоящая статья приурочена к юбилею ВПС. Но автор ставит и побочную цель – предложить коллекционерскому сообществу организовать в 2025 году выставку к 180-летию со дня рождения Грассе. К этому времени должна появиться новая печатная продукция, связанная с юбилеем ВПС (например, брошюры, буклеты, каталоги посвящённых ВПС марок, эскизы знаков почтовой оплаты, на которых изображен памятник в Берне). А в день открытия предлагаю филателистическим клубам и обществам связаться в режиме видеоконференции с Домом-музеем А.П.Чехова в Ялте (при условии, что музей не будет против). Это будет достойная дань памяти о великом художнике.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Фото из открытых источников
От редакции: с этим докладом А.П. Дьяченко (на фото слева) выступал на XV Научно-практическом семинаре по истории почты, филателии и филокартии «Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии», который прошел в начале октября в Санкт-Петербурге.
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления