В июле 2024 года исполнилось 135 лет со дня рождения легендарного советского скульптора-монументалиста Веры Игнатьевны Мухиной. Филателист Олег Юрьевич Латышев и его соавторы, рассказывают об этой замечательной женщине.
* * *
В 1937 году Вера Игнатьевна Мухина создает монумент, который впоследствии будет назван образцом скульптуры ХХ века.
28 вагонов поезда, следовавшего по маршруту «Москва – Париж», будут отданы слагаемым легендарной скульптуры Веры Игнатьевны.
Увенчать единством твёрдой и неотвратимой поступи Рабочего и Колхозницы павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года во французской столице предложит Мухиной автор его проекта.
Так Вере Игнатьевне посчастливится работать в прекрасном продуктивном тандеме с известным советским архитектором, одним из ведущих представителей сталинской архитектуры, соавтором и главным архитектором неосуществлённого проекта Дворца Советов, народным архитектором СССР, лауреатом Сталинской премии второй степени Борисом Михайловичем Иофаном.
К открытию выставки предприимчивые компании Франции моментально выпустили обширную серию привлекательных разноплановых сувениров, на которых присутствовало изображение скульптуры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Сувениры с изображением скульптуры расходились нарасхват. Мухина впоследствии признавалась: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник».
Французы, после завершения выставки, хотели купить скульптуру, как это уже было с «Крестьянкой» в Италии.
Однако советское правительство на этот раз поступило дальновиднее. «Рабочего и колхозницу» разделили на части, погрузили в теже 28 вагонов поезда «Париж - Москва».
В Москве величественную скульптуру Мухиной поместили у входа на Всесоюзную сельскохозяственную выставку, как изначально называлась ВДНХ.
В дальнейшем позади скульптуры возник Монреальский павильон – свидетель ещё одного, на этот раз уже канадского выставочного триумфа Советского Союза 1967 года.
А в постсоветскую эпоху у скульптуры появился более высокий «постамент».
1938 год
Так счастливая пара – Мухина и Замков – выглядит на фото из архива их внука А. Веселовского.
В гостях у Замковых–Мухиных можно было достаточно часто встретить писателя и поэта, ведущего представителя советской детской, фантастической и сатирической литературы, автора повести-сказки «Старик Хоттабыч» Лазаря Иосифовича Лагина. Именно он увековечил Всеволода Алексеевича – сына Веры Игнатьевны и Алексея Андреевича - в отечественной детской литературе. С любовью относясь к восточным мотивам, Лазарь Иосифович шутливо-важно называл его «Волька ибн Алеша».
При первом же знакомстве с Верой Мухиной художник Михаил Васильевич Нестеров задумал создать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское… Руки чешутся написать ее…».
Работа потребовала от Мухиной более тридцати сеансов по четыре-пять часов каждый. Чтобы Михаил Васильевич не переутомлялся во время работы, Вера Игнатьевна угощала его кофе. Нестеров решил изобразить Мухину во время работы над статуей бога Северного ветра Борея: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит — не попадайся под руку, зашибет. Такой-то ты мне и нужна!». Портрет Веры Мухиной работы Нестерова входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.
1942 год
Вера Игнатьевна становится автором двух бюстов, за работу над которыми ей будет вручена Сталинская премия. Первый из них – бюст советского офицера-артиллериста, полковника, героя Великой Отечественной войны Бария Абдулловича Юсупова. Он в числе первых командиров овладел реактивными минометами, которые во время Великой Отечественной войны представляли собой новое оружие. Барию Абдулловичу выпало командовать реактивными минометами в боевой обстановке, направляя ударную силу оперативной группы «Катюш» под Москвой.
Второй бюст — участника Гражданской и Великой Отечественной войн, генерала-лейтенанта Ивана Лукича Хижняка. Иван Улкич «награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, шестнадцатью медалями. Среди боевых наград — Красногвардейский знак (на серебряном знамени начертано: «Бойцу Красной Армии и Красному партизану».
1943 год
В 1943 году на площади Белорусского вокзала в Москве был установлен памятник Максиму Горькому, работы русского и советского скульптора-монументалиста, представителя направления «академический модерн» Ивана Дмитриевича Шадра (Иванова) и Веры Игнатьевны Мухиной.
Проект памятника Алексею Максимовичу Горькому Шадр, выигравший соответствующий конкурс, разработал в 1939 году.
Незадолго до своей смерти, он взял с Мухиной слово, что она сможет довести его проект до логического завершение, и Вера Игнатьевна выполнила его последнюю волю со всей присущей ей добросовестностью и тактичностью.
1947 год
В 1947 году вышеупомянутая скульптура Веры Игнатьевны «Рабочий и колхозница» становится эмблемой столичной киностудии «Мосфильм». Можно с уверенностью утверждать, что вращение скульптуры по вертикальной оси на фоне восходящего солнца предвосхитило современные флэш-анимации.
Что же касается почтовых марок различных стандартных выпусков в СССР, следует обратить внимание на то, что одни и те же лица персонажей скульптуры меняют свои выражения в зависимости от того, металлографический, офсетный или иной способ печати выбран для их изготовления.
1950-1952 годы
На протяжении трёх лет Вера Игрнатьевна вместе со своей мастерской включается ещё в одну большую и напряжённую ответственную работу.
На этот раз она становится сподвижницей русского советского архитектора, ведущего практика сталинской архитектуры, академика Академии архитектуры СССР, лауреата Сталинской премии первой степени, педагога и организатора крупных архитектурно-проектных организаций Льва Владимировича Руднева.
С тех пор ее скульптурная композиция «Наука» украшает созданное по проекту Льва Владимировича здание главного корпуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Также она украшает и почтовую марку СССР 1970 года выпуска, приуроченную к проведению XIII Международного конгресса исторических наук в Москве.
1952 год
В 1952 году в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), на одноименной площади, был установлен еще один памятник писателю работы Веры Игнатьевны.
Первоначально его планировалось установить у Волжской кручи, где ветер «развевает» полы одежды Горького. Однако по воле Сталина приготовленное для скульптуры место было отдано под памятник Валерию Чкалову, а памятник Горькому перенесен на площадь, со всех сторон окруженную высотными домами, где нет ни единого намёка на порывистый волжский ветер, и становится совершенно непонятным, за счет чего так откинуты полы «горьковских» одежд.
1953 год
Заключительной работой Веры Игнатьевны стала скаульптура «Мир», которая вознеслась над высоким куполом волгоградского планетария.
1954 год
Уже после ухода Веры Игнатьевны из жизни, у здания Большого зала Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, был установлен памятник великому композитору, созданный по её проекту.
Студенты до сих порт трут перед экзаменами бронзовые ноты с партитуры композитора, веря, что они приносят удачу.
И еще одно не менее важное дело она успела сделать. Вере Игнатьевне Мухиной удалось опровергнуть тезис первой дамы в русской скульптуре - своей предшественницы Анны Семёновны Голубкиной, которая считала, что при занятии искусством нельзя выходить замуж, иначе не удастся отдать всю себя своим творениям. А Мухина смогла показать всем, что можно быть и изумительным скульптором, и чудесной женой, и верной соратницей своего мужа, и нежной, любящей матерью Вольки ибн Алёши.
Фото авторов, иллюстрации из открытых источников
Латышев Ю.А., Латышева П.А., Латышев О.Ю., Павлович С.