ФОРМУЛА УСПЕХА: социально-экономическое развитие страны могут обеспечить только качественные профессиональные кадры
НИЦЕВИЧ Виктор Францевич – доктор экономических наук, профессор, и.о. ректора, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). |
|
РЕМЕНЦОВ Андрей Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, проректор по международным связям, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). |
|
ГРИНЬКО Вера Станиславовна - доктор экономических наук, лауреат премии Президента РФ в сфере образования, советник при ректорате, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). |
Национальная экономика, соответственно, национальная транспортная система, как один из системообразующих элементов экономики, стоит перед системным вызовом, который характеризуется такими факторами как:
· усиление глобальной конкуренции: структурная перестройка
мирового хозяйства (изменение баланса между экономическими центрами, возрастание роли региональных экономик);
для транспорта в целом проявляется через:
- изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков,
- рост требований к качеству транспортного обслуживания,
- обеспечение безопасности, экологии,
- повышение конкурентоспособности российской транспортной системы;
· возрастание роли человеческого капитала в социально-
экономическом развитии, его конкурентоспособность, которую могут обеспечить только качественные профессиональные кадры;
· исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития при
интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта;
· политический – санкции.
Отсюда вытекают как стратегическая цель, так и основные проблемы развития транспортной системы.
Стратегическая цель развития транспортной системы – это удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Основные общесистемные проблемы развития транспортной системы состоят в следующем:
- наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
- недостаточный уровень доступности транспортных услуг и, следовательно, мобильности населения;
- невысокое качество транспортных услуг;
- низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;
- обеспечение транспортной безопасности и негативное влияние транспорта на экологию.
Таким образом, в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы.
Национальная транспортная система организационно включает в себя железнодорожный; внутренний водный и морской; воздушный; автомобильно-дорожный транспорт, при этом в отношении последнего имеются в виду его эксплуатация, перевозки, автосервис, организация безопасного движения и т.п.; дорожное хозяйство и его инфраструктура; строительство и реконструкция мостов, тоннелей, аэродромов.
По информации разрозненных статистических источников, отрасли автомобильно-дорожного комплекса представляют собой одну треть национальной транспортной системы, причем, сегмент интенсивно развивающийся более быстрыми темпами по сравнению с другими видами транспорта.
Так, доля налогов предприятий отраслей автомобильно-дорожного комплекса составляет более 35% в общем объеме налоговых поступлений от Транспортной системы страны.
На автомобильный транспорт приходится:
· более 68% общего объема перевозок грузов,
· около 9% общего грузооборота страны,
· около 50% объема коммерческих перевозок грузов,
· до санкций доля российских перевозчиков в общем объеме
международных перевозок грузов составляла более 40%,
· в структуре пассажирооборота- приходится более 60%,
· негосударственными предприятиями выполняется 96% перевозок
грузов и более 20% перевозок пассажиров.
Дорожное хозяйство и его инфраструктура:
· протяженность автомобильных дорог более 1,4 млн. км, из них 984,0 (70%) - дорог с твердым покрытием;
Средний индекс роста тарифов на услуги автотранспорта ежегодно
составляют 108 -109% при существенном увеличении тарифов на услуги других видов транспорта, что повышает его привлекательность для населения.
Вместе с тем, проецирование общесистемных проблем развития транспортной системы позволяет определитьосновные вызовы для развития отраслей автомобильно-дорожного комплекса:
- недостаточная развитость протяженности сети автодорог и, соответственно, повышение доступности транспортных услуг и мобильности населения (социальная составляющая);
- качество автодорог;
- улучшение качества транспортных услуг для населения (социальная составляющая), которые определяются скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью их предоставления;
- обеспечение безопасности на автомобильном транспорте;
- обеспечение транспортной экологичности; снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- недостаточная развитость инфраструктуры транспортной сети в целом, прежде всего, в части строительства аэродромов с учетом темпов развития малой авиации, а также мостовом и тоннельном строительстве;
- недостаточные объемы реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпы пополнения и обновления автомобильного парка и дорожно-строительной и другой транспортной техники привели к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и др.) и, соответственно, их работоспособности;
- снижение транспортных издержек (затратности) посредством повышения роста производительности труда и улучшения использования трудовых ресурсов;
- удовлетворение спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги;
- обороноспособность и национальная безопасность посредством обеспечения мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации, эффективной работы аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов;
- увеличивается дефицит квалифицированных профессиональных кадров.
В этой связи представляется возможным сделать вывод, что проблема формирования кадрового потенциала отраслей автомобильно-дорожного комплекса страны, его конкурентоспособность должна решаться и обеспечиваться опережающей подготовкой качественных профессиональных кадров, что сегодня осуществляется многими вузами страны как государственными, так и негосударственными. Однако, как правило, фрагментарно.
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) – это многолетняя, с историей, практика комплексной отраслевой подготовки кадров и совместно с профильными предприятиями реального сектора экономики и НИИ - генерация знаний, техники и технологий.
МАДИ сегодня - это научно-образовательный центр:
- с общим контингентом обучающихся более 15 тыс. человек, из них 70% составляют обучающиеся дневной формы обучения, в основном, по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики;
- в 2017 году доля обучающихся по магистерским программам составила более 20% поступивших на обучение, как из собственного бакалавриата, так и бакалавриата других вузов;
- ежегодный общий прием граждан на обучение составляет более 3,5
тыс. чел, из которых набюджетные места поступают более 1,5 тыс. человек;
- ежегодный выпуск специалистов составляет не менее 3 тыс. человек.
По структуре в общем объеме подготовки специалистов доля технических и инженерных направлений подготовки в интересах отраслей автомобильно-дорожного комплекса составляет почти 76%, из них наиболее крупные направления:
- техника и технологии наземного транспорта - 45,4%;
- техника и технологии строительства (дорожное строительство) – 21,9%
Доля подготовки специалистов экономических профилей в целом составляет 27%, однако в структуре направления в интересах отраслей автомобильно-дорожного комплексаосуществляется подготовка по 3-м профилям (бакалавриата): экономика предприятий и организаций (транспорт) – 12%; экономика предприятий и организаций (дорожное строительство) – 11%; логистика и управление цепями поставок – 22% и по 1 специализации: таможенная логистика – 21%.
Таким образом, так называемая, не профильность подготовки специалистов, за что так критикуется деятельность российских вузов, составляет в общем объеме подготовки менее 9%.
В структуре МАДИ функционируют:11 факультетов, 49 кафедр (в т.ч. 1 военная кафедра), реализующие 18 направлений подготовки (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура), 5 диссертационных советов, 5 филиалов.
Актуальность содержания реализуемых профессиональных образовательных программ поддерживается на основе сетевого взаимодействия вуза с отраслевыми НИИ и предприятиями реального сектора экономики, в частности, посредством функционирования на их основе 15 «базовых» кафедр МАДИ. Осуществляется подготовка документов по открытию еще 6 «базовых» кафедр Конструкторско-механическим факультетом.
В МАДИ реализуются уникальные образовательные программы по направлениям: строительство аэродромов, транспортная телематика, логистика (программы двойных дипломов), транспортные средства специального назначения (для ОПК) и другие.
Общий объем НИР выполненных в 2016 году более чем в 3 раза превышает установленные пороговые значения показателя по научно-исследовательской деятельности.
НПР вуза объединяют 22 научные школы, специализирующиеся на разработках уникальных и инновационных технологий и оборудования в области: дорожного строительства, эксплуатации автомобильного транспорта, технологии транспортных процессов, специальных транспортно-технологических комплексов и других приоритетных направлений технического и технологического развития. С этим связана, в том числе, высокая прикладная эффективность их публикационной деятельности.
Вузом создан каркас успешно развивающихся малых инновационных предприятий (МИП) для повышения эффективности взаимодействия с заказчиками НИОКР, в частности в проектах, требующих участия субъектов малого предпринимательства.
Осуществляя поддержку деятельности МИПов квалифицированным кадровым ресурсом; вуз одновременно является основным их партнером по реализации наукоемких проектов. На конец 2016 года в партнерской системе вуза зарегистрировано 13 МИПов, по каждому из которых планируется научное взаимодействие и в 2017 году.
Важным механизмом повышения уровня взаимодействия вуза и МИПов является совместный доступ к использованию уникального инженерного оборудования в целях выполнения НИОКР, для чего создан Центр коллективного пользования.
Научно-учебный процесс в МАДИ сегодня обеспечивают более 2,7 тыс. человек, из них более 1,1 тыс. чел. (41%) научно-педагогические работники (НПР), из которых 49% имеют научные степени.
В составе остепененных НПР: докторов наук – 13,4%; кандидатов наук – 52,8%; из них относящихся к техническим наукам – 93,1%, которые обеспечивают учебно-методическое лидерство в дорожно-транспортной отрасли и научное и экспертно-консультационное лидерство по направлениям: дорожно-строительные материалы, здания и сооружения, технология транспортных процессов, инфраструктура транспортных процессов, ракетно-космическая техника.
Из года в год наблюдается устойчивая динамика по увеличению численности обучающихся из числа иностранных граждан.
Поскольку профильность подготовки специалистов в вузе впрямую коррелирует с развитием транспортных коммуникаций, а именно транспортные связи обеспечивают детерминизм достижения социально-экономических и экологических результатов всех семнадцати провозглашенных глобальных Целей устойчивого развития, сформулированных на Саммите тысячелетия ООН.
Совершенно очевидно, что успех формирования, развития и трансформации транспортных коммуникаций определяется уровнем рационального использования мировым сообществом выделяемых ресурсов, даже тогда, когда речь не идет о глобальном транспорте, а только об одном из его составляющих – автомобильно-дорожном.
В этой связи МАДИ является привлекательным научно-образовательным центром по подготовке специалистов автомобильно-дорожных профилей как внутри страны, так и за рубежом, поддерживает международные связи с организациями различных стран мира, расширяет договоры о научно-техническом сотрудничестве
Например, в рамках традиционных форм сотрудничества вуз работает по более 20 действующим соглашениям с вузами Азербайджана, Великобритании, Вьетнама, Германии, Казахстана (14), Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана, Эстонии;
- МАДИ осуществляет продвижение русского языка для обучающихся в ВУЗе из 54 стран, в том числе на подготовительном факультете спроектировано содержание обучения для граждан из стран СНГ;
- в 2016 году НПР вуза активно обменивались опытом на конференциях, выставках, семинарах и других научных форумах в Белоруссии, Казахстане, Киргизстане, Литве, Польше, Украине, Эстонии; в апреле 2017 года состоялся знаковый доклад на Международном Конгрессе по вопросам обеспечения качества в Ташкенте (Узбекистан);
- МАДИ регулярно самостоятельно проводит ряд значимых международных конференций, например таких, как «Луканинские чтения» по энерго-экологическим проблемам в автотранспорте, в которых традиционно участвуют крупные ученые из Казахстана, Литвы, Польши, Узбекистана и Украины;
- в рамках академической мобильности: НПР вуза осуществляют чтение лекций, консультации магистров; стажировки и НПР и обучающихся проходят в Белоруссии, Великобритании, Германии, Казахстане и Латвии;
- расширяется практика получения обучающимися двойных дипломов с вузами Вьетнама, Германии, Китая, Киргизстана, Польши, Словакии и других стран.
Получают развитие и не традиционные форматы взаимодействия. Как например, на базе Российско-Киргизского консорциума 24 российских и 6 киргизских технических университетов, разделяющих общие цели поддержки и развития совместных сетевых образовательных программ. МАДИ выступает активным участником консорциума с российской стороны, и со стороны РеспубликиКыргызстан - Государственным техническим университетом имени И. Раззакова, и реализует по схеме получения обучающимися двойных дипломов совместные профильные профессиональные образовательные программы бакалавриата по направлениям подготовки: эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, наземные транспортно-технологические комплексы, технология транспортных процессов.
МАДИвозглавляет престижную международную ассоциацию автомобильного и дорожного образования (МААДО), объединяющую более 250 вузов из 30 стран мира. Важнейшие направления работы МААДО: подготовка профильных специалистов и повышение квалификации, из числа иностранных граждан, содействие обучению россиян за рубежом, организация международных семинаров, школ, конференций по актуальным научным и практическим проблемам.
Университет является членом ряда авторитетных международных организаций: Российского мониторингового комитета ИГИП при ЮНЕСКО; ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП); комитета по транспорту, связи, туризму и развитию инфраструктуры экономической и социальной Комиссии ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО ООН); Международного комитета по организации международных симпозиумов по теории транспортных потоков; Международной европейской организации по экологической безопасности транспорта (IЕЕМЕ) при МБРР; Германского общества технического сотрудничества; Всемирной автомобильной федерации (Центральный автомотоклуб); Германского автомобильного клуба; Международной ассоциации экспедиторов ФИATA, Международного института инженеров-строителей и ряда других.
В рамках международной деятельности МАДИ в 2016-2017 годах принял участие в таких знаковых международных проектах, как:
TЕМПУС «Он-лайн система обеспечения качества программ обучения»,
ЭРАЗМУС + с Гданьским политехническим университетом (Польша),
ЭРАЗМУС+ «QUESTECS: Quality of European S&T Education for Critical Systems» ноябрь2014 – октябрь2017,
По решению Минтранса России в течении апреля-июня в рамках проекта Программы развития ООН / Глобального экологического фонда «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» (ПРООН) на базе Университета проходит международный обучающий научно-практический семинар по устойчивому городскому транспорту.
Таким образом, на протяжении многих лет МАДИ сохраняет позиции по классическому направлению экспорта образовательных услуг, т.е. подготовку иностранных граждан по профильным основным и дополнительным профессиональным образовательным программам со стабильным в количественном отношении ежегодным контингентом обучающихся около 1000 человек.
Вуз также активно участвует во втором направлении экспорта образовательных услуг, при котором обучение проводится в стране проживания (на родине).
В данной статье приведены только некоторые примеры международного сотрудничества МАДИ, как формулы успешного участия образовательной структуры в достижении Целей тысячелетия, провозглашенных ООН.
Следует ожидать, что процесс глубокой интернационализации инженерного профессионального образования получит новые импульсы развития с запуском национального проекта «Экспорт образования», о чем заявлено 30 мая текущего года на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В контексте проекта экспорт образования рассматривается как один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширений культурных контактов, привлечения в национальную экономику наиболее талантливых людей, которые в ней могут и остаться.
В приоритетном проекте заложен комплекс мер по повышению привлекательности российской школы на международном рынке образовательных услуг.
При этом в первую очередь, предстоит усовершенствовать российское законодательство, регулирующее вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуру их въезда и пребывания на территории России; отработать вопросы трудоустройства и стажировок на время обучения и каникул.
Кроме того, планируется создать консорциум из ведущих вузов, что позволит отработать основные подходы к созданию системы экспорта образования. К участию в консорциуме планируется пригласить и ведущие российские корпорации.
Таким образом, при условиях:
ВО-ПЕРВЫХ, усиления государственной политики, направленной на интенсификацию темпов развития транспортной системы, проявившейся в частности, тем, что в Указ Президента Российской Федерации 2011 года о приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники внесены дополнения, касающиеся приоритетности развития робототехнических комплексов (систем) военного, специального и двойного назначения, а также транспортных и космических систем;
принятия Правительством Российской Федерации Транспортной стратегии Российской Федерации, в которой помимо ориентиров развития, сформулировано одноиз сложившихся противоречийгосударственного регулирования развитием автомобильно-дорожного комплекса, заключающееся в том, что являясь одним из системообразующих элементов экономики,но находится в юрисдикции всей вертикалиисполнительной власти и более 90% объектов хозяйствования отраслей частная собственность;
выделения Правительством в бюджете 2017 года дополнительных финансовых ассигнований на развитие и строительство дорог;
ВО-ВТОРЫХ, сформировавшейся востребованности новых компетенций и навыков к выпускникам, которая выявляется из реально сложившейся практики взаимодействия вуза с отраслевыми НИИ и предприятиями; конкурентной среды на рынке труда при которой ежегодное трудоустройство выпускников в первый год после выпуска колеблется от 85 до 90%;
В-ТРЕТЬИХ, решений Правительства по запуску приоритетных национальных проектов «Экспорт образования» и «Вузы центры пространства инноваций», учетаопыта развития ведущих российских вузов и собственных наработок -
позволили задать новую траекторию развития вуза от модели «университет 2,0» к модели «университет 3,0» и, соответственно, принять решение о целесообразности разработки Стратегии развития МАДИ на период 2017-2021 годы (далее – Стратегия).
Для разработки проекта Стратегии была сформирована рабочая группа, в которую вошли работники различных категорий: НПР, руководители и специалисты структурных подразделений.
Планировалось, что головная рабочая группа в количестве не более 8 человек выработает общую идеологию эффективной траектории развития вуза.
Затем, за каждым участником головной группы будут сформированы рабочие группы второго уровня, деятельность которых направлена на разработку самой системы преобразований и дорожной карты в детальной проработке задач, мероприятий, системой показателей и индикаторов ожидаемых результатов по основным направлениям деятельности.
В конечном счете, планировалось, что к разработке Стратегии будет привлечено около полусотни работников, что позволит повлиять на процессы формирования единого менталитета и объединения интересов и взглядов различных категорий работников вуза, формирующих общий творчески-психологический климат.
Опросы ВЦИОМ свидетельствуют, работники вузов, как правило, рассматривают его реформирование или развитие, прежде всего, через призму повышения комфортности собственного рабочего места или извлечения прибыли от функционирования организации, что само по себе актуально, но вторично. Остаются за рамками собственного видения приоритеты государственных интересов.
Следует отметить, что объединительная идея в отношении работников вуза в полной мере себя оправдала в работе головной группы разработчиков Стратегии, которые в ходе работы, по сути, стали единомышленниками, единой командой, мотивированной в ряде сюжетов, на абсолютно кардинальные изменения.
Поэтому основным тезисом работы стал, что Вуз сегодня должен рассматриваться: как организация, обслуживающая государственные интересы через реализацию государственной функции воспроизводства трудовых ресурсов посредством выполнения государственного заказа на подготовку необходимых ему (государству) кадров с учетом внешних вызовов; состояния экономики; складывающейся демографической ситуации; занятости населения; потребностей рынков труда и образовательных услуг.
Именно для этого и создавался и функционирует любой государственный вуз!
В результате поисков и многочисленных обсуждений:
- были проанализированы рейтинги МАДИ во внешней среде потребителями образовательных услуг: работодателями и их объединениями, выпускниками школ и колледжей и их родителями, профессиональным сообществом;
- уточнен перечень профильных для вуза отраслей национальной транспортной системы; детально проработаны и сформулированы внутренние и внешние вызовы развития профильных отраслей экономики;
- на основе СВОТ-анализа выявлены сильные стороны в деятельности
вуза.
В результате разработана целевая модель развития МАДИ в рамках
которой, осуществлен выбор модели ВУЗа и сформулированы:
1.МИССИЯ МАДИ - содействие опережающему развитию отраслей автомобильно-дорожного комплекса для повышения конкурентоспособности национальной экономики, устойчивому развитию российских регионов в интересах государства, бизнеса и граждан.
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ - развитие МАДИ как инновационной научно-образовательной и предпринимательской платформы – лидера в подготовке конкурентоспособных кадров, создании и внедрении техники и технологий опережающего развития отраслей автомобильно-дорожного комплекса.
С учетом того, что под инновационной, научно-образовательной и предпринимательской платформой концептуально понимается:
q наука - как среда создания и развития инновационных продуктов и услуг, ориентированная на стимулирование новых рынков техники и технологий, в том числе перспективных, обеспечивающих конкурентное доминирование университета в отраслях автомобильно-дорожного комплекса;
q образование -как создание образовательной среды, обеспечивающей формирование профессиональных, научно-исследовательских и предпринимательских компетенций;
q предпринимательство - как среда формирования инженерного
предпринимательского мышления,
то СТРАТЕГИЧЕСКИ МАДИ рассматривается, как центр пространства создания инноваций для отраслей автомобильно-дорожного комплекса посредством участия в приоритетном национальном проекте.
3. МАДИ ПОЗИЦИОНИРУЕТСЯ как профильный многофунк-циональный многоуровневый университет, осуществляющий подготовку конкурентоспособных кадров и генерацию инноваций для отраслей автомобильно-дорожного комплекса.
Таким образом,
4. ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАДИ определяется, как движение от модели «университет 2,0» к модели «университет 3,0».
Основной же отличительной особенностью Стратегии станет прорывная технология, направленная на решение национальной транспортной задачи.
Формулирование концепции которой завершается и которая определит наиболее крупные направления развития.
Идеология построения заключается в том, что намеченные научные разработки (наука как фундаментальная, так и прикладная) должны стать катализатором направлений развития вуза.
Суть применения прорывной технологии заключается в создании множественных «точек роста» научной деятельности, как условия для развития образовательной деятельности, в контексте подготовки специалистов, ориентированных на максимально быструю интеграцию в отрасли, а также развития других обслуживающих (научную и образовательную деятельность) направлений деятельности, как в сегменте государственных или отраслевых заказов, так и с учетом быстро меняющихся отраслевых рынков в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, возникает новый приоритет в деятельности МАДИ:
расширение подходов, принципов и форм тесного взаимодействия с представителями отраслей автомобильно-дорожного комплекса, однопрофильными вузами и научными организациями, профессиональными союзами (ассоциациями), кооперации вуза в формате международных транспортных организаций
в целях решения общеотраслевых задач, непосредственного их влияния на содержание, объёмы, структуру и качество подготовки кадров.
Полагаем, что реализация стратегии развития МАДИ позволит осуществлять образовательную, научную и финансово-хозяйственную деятельность на качественно новом уровне; способствовать вхождению МАДИ в категорию ведущих отраслевых вузов России, ориентирующихся на приоритетные отрасли региональных экономик; и, таким образом, содействовать повышению конкурентоспособности и инновационности отраслей автомобильно-дорожного комплекса, как на внутреннем, так и зарубежном товарных рынках. В этом заключается наша формула успеха.
Источники:
Экономика России: цифры и факты. Автомобильный транспорт. Строительство.
Экспертные оценки Минтранса России
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р (в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 1032-р)