Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭССЕ…, И НЕ ТОЛЬКО ОНИ

2017-06-06 13:23:25, Рубрики: UN-REALWORLD

       БОРИСОВ Алексей Николаевич, Председатель Исполкома Всемирной федерации ассоциаций содействия ООН, Первый заместитель Председателя Российской ассоциации содействия ООН, заведующий кафедрой  ЮНЕСКО МГИМО МИД РФ.

       Так еще во второй половине прошлого века  Василий Леонтьев, не только лауреат Нобелевской премии по экономики, но еще и руководитель большого коллектива специалистов,  выполнявшего по заданию ООН важные социально-экономические исследования,  так назвал   свою книжку. В ней он в концентрированной форме развивал мысль одного политического деятеля, подтверждая ее серьезными математическими выкладками, что политика представляет собой концентрированное выражение экономики.

       Почему я это вспомнил – чуть позже. А сейчас вернемся в конец февраля 2017 года.

       Вскоре после печального известия о кончине Виталия Чуркина, его недавняя коллега – Постоянный представитель США при ООН  и талантливая журналистка Саманта Пауэр опубликовала  в «Нью-Йорк таймс» искреннюю статью о нем -  своем главном оппоненте и одновременно личном друге. Одно другому не оказалось помехой.

       Как известно, Виталий Чуркин сменил в апреле 2006 года Сергея Лаврова, также как и его преемник, отработавшего на посту Постоянного представителя России при ООН около десяти лет, и назначенного после того Министром иностранных дел Российской Федерации.

       Оба они хорошо поняли за долгий период работы в Нью-Йорке, что должность Постпреда – уникальна. Быть может единственна в своем роде.  Как-то, один из Генеральных Секретарей ООН  - Курт Вальдхайм свою книжку мемуаров  так и назвал: «Единственная в мире должность». Ведь именно Постпред , как и Генсек, должен не полагаясь на консультации  своего аппарата, а на пленарном заседании, призвав свою память, констатировать те или иные факты, убедительно тем самым  мотивируя свое выступление.

      А значит надо многое знать. Множество самых различных фактов и самой разнообразной информации держать в голове. От глобальных проблем,  от которых  зависит судьбы мира, обсуждаемых на заседаниях Совета Безопасности и до вопросов об изменении климата, или, скажем,  деталях концепции устойчивого развития, что без глубокой проработки экономических аспектов невозможно.

       Вот о том, что не так оказывалось публично в деятельности Виталия Ивановича, о том, что находилось в рутине повседневной работе Секретариата, региональных комиссий и комитетов ООН, или Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и хочется вспомнить. Ведь именно на эти подразделения, связанные с рассмотрением социально-экономических проблем современного мира, приходится более трех четвертей временных и материальных ресурсов ООН. И именно по результатах их деятельности менее всего говорят публично. Не потому, что секретно, а поскольку  проблематика эта широкой публике мало интересно. Рутина, в общем. Но важная, связанная с вопросами реализации Программы устойчивого развития ООН, принятой на Саммите тысячелетия.

       Я, и как первый заместитель Председателя Российской ассоциации содействия ООН и в последствие, как Председатель Исполкома Всемирной федерации  ассоциаций ООН, неоднократно встречался с Виталием Ивановичем и лично могу засвидетельствовать, сколь глубоко он вникал, казалось бы «не в свои вопросы».  В различные стороны многоаспектного мира экономики, определяющей не только реализацию Программы устойчивого развития, но и предполагающую реализацию действенных мер по улучшению жизненного уровня многих миллионов жителей наименее развитых стран. Он понимал, что при стабильном экономическом состоянии в ряде стран, снизится опасность и военных конфликтов, что находится в центре внимания Совбеза.

        Думаю, что именно исходя из этих высоко гуманистических соображений, Виталий Чуркин  всегда лично вникал в тонкости работы ЭКОСОС. Никогда не оставлял без внимания острые региональные экономические проблемы, справедливо считая, что лучше провести серьезные , так сказать «предупредительные» меры, направленные на снятие «экономической напряженности» в тех или иных регионах мира, чем потом на  чрезвычайно созванном  заседании Совета  Безопасности решать, а где же грань между миром и войной?  Или о вводе куда-то  очередного миротворческого контингента.

       Скорее всего, именно поэтому, в своей статье о Виталии Чуркине в «Нью-Йорк таймс» Саманта Пауэр назвала его «одним из самых эффективных дипломатов мира».

       И вновь «перенос во времени» - вернемся теперь в год 2015. И конкретно в день 25 сентября, когда Виталий Чуркин, как всегда, подтвердил свою высоко профессиональную репутацию «одного из самых эффективных дипломатов мира» (вновь цитирую американскую прессу).

       В тот день продолжались дискуссии по предложенному Генеральной ассамблее проекту Целей устойчивого развития мира до 2030 года. И когда Президент Украины, воспользовавшись  предоставленным ему словом, попытался с высокой трибуны перевести серьезную  дискуссию в политически конъюнктурное русло, Виталий Иванович просто молча покинул зал заседания, и увел за собой российскую делегацию. Потом, когда СМИ попытались было раздуть вокруг этого  очередной мыльный пузырь, он обратил внимание «конъюнктурщиков» на то, что они просто не обратили внимания: «Да, мы покинули зал в знак протеста против откровенно политизированной и агрессивной речи, которая совершенно не соответствовала теме саммита», - добавив потом, - «но, поскольку наша сторона имеет правило  слушать своих оппонентов и не оставлять их совсем без внимания», то все-таки один из сотрудников российской делегации оставался в зале…

       Блестяще!

      Да, так вот по повестке дня. Я тоже тогда был в Нью-Йорке, в зале заседания Генеральной ассамблеи, вниманию которой были представлены 17 стратегически важных Целей устойчивого развития мира на среднесрочную перспективу, конкретизировавшие другие, 8 Целей, принятых еще на Саммите тысячелетия и  предполагавших их реализацию к 2020 году. Но объективные реалии мирового политического и экономического развития требовали внесения в них серьезных корректив, что и стало поводом дискуссии в 2015 году – знаковом году для Организации Объединенных Наций, отмечавшей свое 70-летие. И то, что они были приняты в хорошо всем известной формулировке, несомненно,  в определенной мере связано и с твердой, деловой и конструктивной позицией Российской делегации, и с личным участием Виталия Чуркина.

       Ну, а теперь, воспользовавшись случаем, хотел бы  вернуться к ним, сопроводив краткими комментариями. И так, вот они все семнадцать:

1.     ПОВСЕМЕСТНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ НИЩЕНЫ ВО ВСЕХ ЕЕ ФОРМАХ. Цель приоритетная, основанная на  выработке более рационального механизма перераспределения результатов мирового экономического развития. Ведь, не смотря на то, что с 1990 по 2000 год, когда этот вопрос, в качестве приоритетного, обсуждался на Саммите тысячелетия, и произошло практически двукратное снижение  ее уровня, все равно, в мире до сих пор каждый пятый житель Земли может быть отнесен к этой группе.

2.     ЛИКВИДАЦИЯ ГОЛОДА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УЛУЧШЕНИе ПИТАНИЯ, И СОДЕЙСТВИЕ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. Цель, непосредственно связанная с предыдущей, и если учесть, что сегодня в мире насчитывается около одного миллиарда голодающих, то на прямую обеспечивающая ее реализацию.

3.     ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОДЕЙСТВИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЛЯ ВСЕХ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ. Реализация этой цели, в первую очередь, связана с предотвращением и по возможности постепенным снижением распространения ВИЧ/СПИД, а также с расширением доступности к использованию чистой воды и санитарии в широком смысле этого термина.

4.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСЕОХВАТНОЙГО ДОСТУПНОГО И СПРАВЕДЛИВОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПООЩРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ВСЕХ. Эта цель имеет особую актуальность в условиях экспонентного развития современной науки и высоких технологий, а значит и возрастает необходимость приобщения к ним самых широких слоев населения. Не говоря о том, что не смотря на этот прорывной процесс,  а также, что 91% населения Земли приобщены в той или иной мере приобщены к знаниям, в мире все еще насчитывается  57 миллионов  абсолютно неграмотных людей.

5.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА И РАСШИРЕНИЕ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕНЩИН И ДЕВОЧЕК. Цель эта предполагает не простое декларировние равных с мужчинами прав, но и обеспечение их на практике, и в особенности в ряде развивающихся стран, поскольку именно подлинное равенство и обеспечивает устойчивое развитие.

6.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И САНИТАРИИ ДЛЯ ВСЕХ. Цель актуальная, если вспомнив географию окружающего мира, сравнить  возможности  и результаты экономического развития стран, обеспеченных водными ресурсами и тех, где природно-климатические условия создают в них серьезный дефицит.

7.     ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К НЕДОРОГОСТОЯЩИМ, НАДЕЖНЫМ, УСТОЙЧИВЫМ И СОВРЕМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ВСЕХ. Цель предполагает возможность использования различных и нетрадиционных источников возобновляемой энергии, что становится особо важно при истощении природных энергетических ресурсов, таких как нефть и газ, а также высокую стоимость создания безопасных высоко технологичных центров выработки энергии, как например атомные станции.

8.     СОДЕЙСТВИЕ НЕУКЛОННОМУ, ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕМУ И УСТОЙЧИВОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ, ПОЛНОЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ И ДОСТОЙНОЙ РАБОТЫ  ДЛЯ ВСЕХ. Реализация поставленной цели обеспечит достижение подлинно устойчивого развития, поскольку повлияет на неоправданно высокие темпы миграционных процессов и будет способствовать экономическому сближение стран и регионов с различными уровнями развития.

9.     СОДЕЙСТВИЕ СОЗДАНИЮ  ПРОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВСЕОХВАТНОЙ И УСТОЙЧИВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И ВВЕДЕНИЮ ИННОВАЦИЙ. В определенной мере поставленная цель стимулирует реализацию предыдущей у будет способствовать в достижении последующей цели.

10.                       СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ НЕРАВЕНСТВА ВНУТРИ СТРАН И МЕЖДУ НИМИ. Одна из ключевых целей, выявленных всем ходом социально-экономического развития стран и регионов во второй половине ХХ века, но не только полностью не реализованная, но и приобретшая еще более яркую актуальность в связи с реализацией предыдущих целей устойчивого развития.

11.                       ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Достижение поставленной цели приобретает особую актуальность в условиях скопления в крупных агломерациях огромного человеческого потенциала, с учетом повышения уровня безопасности населения в условиях борьбы с глобальным терроризмом, для которого города и крупные населенные пункты представляют наиболее предпочтительные объекты внимания.

12.                       ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА. Цель, реализация которой предполагает сбалансирование интересов потребителей и производителей при сближении разного уровня потребительских стандартов в различных странах и регионах.

13.                       ПРИНЯТИЕ СРОЧНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯМИ. Не смотря на отдаленность от приоритетных  целей устойчивого развития, данная цель  имеет глобальный характер, поскольку любые климатические изменения существенным образом влияют на все стороны человеческой деятельности.

14.                       СОХРАНЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОКЕАНОВ, МОРЕЙ, В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Достижение этой цели существенным образом связана с реализацией предыдущих целей хозяйственно-экономического и общегуманитарного развития человечества.

15.                       ЗАЩИТА,  ВОССТАНОВЛЕНИЕ  ЭКОСИСТЕМ СУШИ И СОДЕЙСТВИЕ ИХ РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, РАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ, БОРЬБА С ОПУСТЫНИВАНИЕМ, ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ ВСПЯТЬ ПРАКТИКИ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УТРАТЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ. Значение поставленной цели трудно переоценить  в свете повсеместно и планомерно проводимой работы  по сохранению экосистемы, как природного фактора, обеспечивающего возможности устойчивого развития.

16.                       СОДЕЙСТВИЕ ПОСТРОЕНИЮ И ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ ДЛЯ ВСЕХ И СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ И ПОДОТЧЕТНЫХ И ОСНОВАННЫХ  НА ШИКОРОМ УЧАСТИИ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ВСЕХ УРОВНЯХ. Не смотря на отнесение цели к одной из завершающих весь перечень стратегических направлений устойчивого развития, вопросы социальной справедливости, определенные в данной формулировке, во многом обеспечивают  возможности не только достижения большинства из провозглашенных целей, но и формируют устойчивое правовое поле их проявления.

17.                       УКРЕПЛЕНИЕ СРЕДСТВ В ДОСТИЖЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ГЛОБАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Цель логическим образом завершает весь предыдущий перечень, предполагая не только декларирование, но и выработку механизмов реализации провозглашенных целей устойчивого развития ООН, а также контроля, мониторинга, за их реализацией.

          В итоге, как известно, весь этот перечень вошел в документ под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», где помимо 17 целей определены еще 169 задач по их реализации и соответствующих показателей, по достижению и значению которых Организацией Объединенных Наций и будет дана оценка итогов развития первой трети нового ХХIстолетия.