Сегодня все чаще старая гвардия коллекционеров задается вопросом: «Что будет с филателией в ближайшем будущем?». И пока одни сетуют на молодежь, другие — активно с ней работают. Очень сложно возродить то, что было утеряно, но энтузиасты не опускают руки и всеми силами стараются увлечь молодое поколение почтовыми марками.
Филателист из Санкт-Петербурга Андрей Петрович Дьяченко адаптирует свой почтово-филателистический материал для детской аудитории и для студентов, пишет интересные статьи и читает лекции. Андрей Петрович является автором уникального проекта «Филателистические экскурсии по Петербургу».
Светлана Михайловна Мишурова из Воронежа собрала под свое крыло ребят и проводит для них занятия в Клубе юных филателистов (КЮФ) «Первая марка». Ее воспитанники не раз становились победителями и призерами выставок как у нас в стране, так и за ее пределами.
Александр Георгиевич Денисевич из Красноярска активно продвигает филателию среди молодежи, а в ближайших планах у Александра Георгиевича открыть в городе КЮФ.
Петербуржец Владислав Николаевич Агарков, на основе своих статей, написал книгу, практически весь тираж которой, подарил юным филателистам.
Перечислять таких увлеченных людей можно долго. А сколько еще филателистов-меценатов у нас есть, которые помогают ребятам советами, дарят им марки, присылают открытки из разных городов и стран.
Сегодня московские коллекционеры-энтузиасты Олег Юрьевич Латышев и Полина Александровна Латышева, делятся своим опытом и рассказывают как можно открыть Кружок юного филателиста, с чего начать и каких ошибок при этом избежать.
* * *
Сейчас можно встретить немало людей, желающих создать Кружок юных филателистов. Каждому такому энтузиасту – честь и хвала! Ведь марки, наряду с монетами и бонами – это первое, что способно создать верное впечатление о стране даже у тех, кто в ней никогда не был, включая детей.
Считаем своим долгом заранее извиниться: в одной статье осветить эту тему явно не удастся – уж очень она щепетильна во всех отношениях. Но если вы, уважаемые читатели, поделитесь своими соображениями и вопросами, победа – за нами!
Ответим на традиционные вопросы: «Что? Где? Когда?» и т.д.
Во-первых – «что?».
Так ведь «кружок юных филателистов» же! Возможно – да, если ситуация хорошо подготовлена, и у вас в распоряжении есть широкий круг детей и внуков ваших друзей-филателистов. А если нет?
Если вы собрали только любителей марок, а в дверях кружка стоит ребёнок, увлеченный нумизматикой? Что – «иди, мальчик, домой, тебе не к нам»? Вряд ли вы так поступите. Ведь все мы понимаем, что уже просто заинтересовать ребят коллекционерским делом в принципе, сейчас – задача не из простых.
Собственно, и АО «Марка» открывает с каждым годом в крупных городах страны все больше салонов «Коллекционер», где, наряду с марками, можно встретить и боны, и монеты, и календари, и открытки, и т.д. и т.п.
Ностальгический момент. Позвольте поделиться заметкой из газеты «Панорама» города Сарова, Российского Федерального Ядерного Центра, за 1990 год, где нам и посчастливилось создать Клуб юных коллекционеров на базе Кружка юных филателистов.
Для удобства приводим текст заметки «Клуб юного коллекционера»: «Недавно во Дворце пионеров начал свою работу новый клуб. Здесь собираются ребята, которые увлечены коллекционированием. Значки, марки, боны, монеты, открытки, календарики — одним словом, все, что можно собирать, станет здесь предметом обсуждения, обмена, пополнения.
Что ждет ребят в клубе коллекционеров? На этот вопрос отвечает его руководитель Олег Латышев:
— Кроме широкого круга партнеров по обмену, здесь можно будет найти и ответы на многочисленные вопросы, которые непременно возникнут у ребят уже при первом знакомстве с миром коллекционирования. Сам постараюсь как можно больше объяснять. Там же, где окажусь несилен, а таких областей найдется, наверняка, немало, буду приглашать на наши занятия специалистов по интересующим секциям коллекционерского дела. Уже сейчас подбираю необходимую литературу для начинающих коллекционеров».
О.Ю. Латышев читает лекцию студентам
Олег Юрьевич может добавить то, что учась на первом курсе педвуза (теперь – арзамасский филиал Нижегородского университета им. Лобачевского), он был приглашён в Саровский дворец пионеров возглавить филателистический кружок, и принял дела у своего наставника – Геннадия Георгиевича Соловьёва, который в этом году отмечает 80-летний юбилей. Разносторонне одаренный человек, трудолюбивый и внимательный к людям.
Г.Г. Соловьёв
В рамках кружка стало тесно – круг увлечений детей стремительно разрастался. По нынешним сувенирным наборам мы видим, как нам предлагают сочетать филателию, филокартию, нумизматику, эринофилию, бонистику, фалеристику и т.д. Но уже в 1990 году мы с детьми поняли, что любой иллюстративный ряд выглядит богаче в таком сочетании. У Олега Юрьевича и сейчас альбомы представляют собой комплексную коллекцию.
В занятиях клуба участвовали не только школьники, но и их родители, а также члены взрослой секции ВОФ – научные сотрудники ВНИИЭФ, журналисты, артисты, писатели, поэты и т.д. Отпустив младших членов клуба, мы переходили в кабинет, где занимались юные литераторы – давали им интервью, подключались к работе детско-юношеского издательского центра, включавшего газету «Молодо-зелено» и журнал «Ни два, ни полтора». Там пассивный собиратель в каждом преображался в активного творца.
Конкурс «Лучшая марка 1984 года», в котором принимали участие воспитанники О.Ю. Латышева
Сейчас авторы данной статьи живут и работают в Москве. В детских домах, центрах помощи детям, школах-интернатах и др. учреждениях у нас проходит эксперимент «Коллекционерское дело в социализации учащихся», когда дети пробуют себя в роли экскурсовода, журналистаи т.д.
В клуб ходило более пятидесяти человек. В Сарове занятия шли как групповые, так и индивидуальные. Группе было любопытно увидеть и послушать интересного собеседника, имеющего авторитет как в области филателии, так и в профессиональной сфере, а отдельные участники работы клуба готовились к конкурсам, выставкам, радио- и телепередачам.
Думается, что лучше начать с клуба в целом. Если же вы – приверженец ТОЛЬКО филателии, то со временем может из общего потока вычленится именно интересная вам целевая детская аудитория, а остальными Вы «поделитесь» с кем-либо из своих соратников.
Вопрос второй – «где»?
У нас это был Дворец пионеров, при этом детям не возбранялось посещать занятия ещё и саровского городского отделения Всесоюзного общества филателистов, проходившие во Дворце культуры. Взрослые участники его работы, начиная с председателя, часто посещали и наши занятия, и всегда это было интересно и полезно всем нам. Если все собранные вами дети – из одной школы, то кружок (клуб) может быть и пришкольным.
Если коллекционирование у детей имеет профильный характер, с таким же успехом вы можете договориться о занятиях кружка (клуба) при художественной, музыкальной, спортивной, физико-математической, экономической и т.п. школе.
Вопрос третий – «когда»?
В наше необыкновенное время у одних детей нет ни одной свободной минуты, в то время как другие не знают, чем занять себя, практически на протяжении всего внеучебного времени. Если вы намерены вести занятия в школе, кружковцам нужно оставить время на обед, а также на то, чтобы хорошо вымыть руки перед занятием, ведь надеяться на то, что дети будут держать «руки по швам», нужно в самую последнюю очередь.
Если суббота – день внеучебный, то есть школа работает по пятидневке, то это самый лучший вариант. Либо пятница вечером. Но нам с детьми этого не хватало. Мы собирались дополнительно ещё и по вторникам, и руководство Дворца пионеров, зная о клубной кипучей жизни, с пониманием относилось к нашим пожеланиям.
Вопрос четвёртый – «как»?
Пожалуйста, взвесьте свои силы! Подумайте — на какую детскую аудиторию вам удобно выходить? Вспоминаем, как председатель взрослого отделения ВОФ не мог ответить на многие «каверзные» детские вопросы. У нас же «закалка» в этом отношении была серьезнее, но вам следует помнить о том, что дети не руководствуются соображениями такта, как мы с вами, и не задумываются над тем – не поставит ли их вопрос кого-то в неудобное положение. Всегда занимайтесь самообразованием! Горы литературы, километры «свитков» интернет-страниц, живописные поля многочисленных марок, купонов, блоков, конвертов, – ничто из этого «не помешает» вам быть на десять голов подготовленнее своих кружковцев, и всегда оставаться на высоте в глазах каждого из них.
Вопрос пятый – «с кем»?
Как говорится, «один – в поле не воин»! Будет хорошо заручиться поддержкой со стороны родителей кружковцев, и если повезет – ваших соратников в их лице. Учителя, которых вы способны заинтересовать, могут целыми классами приводить на занятия детей, и, возможно, кто-то из них пожелает прийти к вам уже и самостоятельно.
Очень важна позиция руководства школы, которое вы можете заинтересовать не только тем, что дети будут заняты интересным делом, а не увеличивать количество правонарушений в городе, хотя и это тоже важно. Директору школы может быть интересно организуемое вами участие детей в конкурсах, фестивалях, выставках, которые затем принесут его учреждению столь необходимые баллы при аккредитации.
У авторов статьи есть большой опыт по созданию Кружка юного коллекционера для ребят из неблагополучных семей. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
С радостью ждем вопросов, уточнений, замечаний и пожеланий.
О.Ю. Латышев, П.А. Латышева
Статьи по теме:
Первый конкурс юных филателистов