В 1914 году в Россию приехал лидер итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти.
Прошло много лет со дня этого события, и мы не можем не отметить, что оно имеет ярко выраженный филателистический аспект – одному только Маринетти посвящено две итальянские почтовые миниатюры, а к юбилею вышел еще и блок Сан-Марино, отражающий многообразие творчества футуристов.
Филиппо Томмазо Маринетти
И если добавить к этим выпускам многочисленные почтовые документы в футуристическом стиле, например, прошедшие почту конверты с фирменной символикой, получится очень интересный ряд марок и цельных вещей.
Итак, итальянский футуризм…
На его представителей при жизни обрушивались волны критики. Сложная символика футуристических образов, попытки осмыслить мир со всем обилием происходящих в нем событий через технику, сквозь призму философских представлений о динамике – все это стало поводом для уничтожающей критики современников. Например, с именем Джино Северини связана целая эпоха в истории итальянского изобразительного искусства, а его оригинальное творчество до сих пор не истолковано до конца, не объяснено учеными как феномен синтеза искусств.
Джино Северини. Фото 1913 года
Взглянем на групповой снимок итальянских футуристов. На нас смотрят люди разного возраста. На снимке отсутствует Джакомо Балла – член первой в Италии футуристической группировки, который имел самое прямое отношение к музыке, балету и сценографии. Без него не появились бы знаменитые «механические балеты» Фернана Леже. А самой заметной фигурой в группе без сомнения является Ф.-Т. Маринетти. Он в центре группы, а слева на снимке – Джино Северини. Его работы, посвященные балету, современники называли динамическими иероглифами (не исключено, что это словосочетание придумал сам художник). Попробуем понять, достаточно ли емко это понятие отражало внутренние устремления футуристов.
Джино Северини – один из самых ярких представителей итальянского футуризма, художник, стоявший у колыбели этого движения и являвшийся свидетелем выхода в свет первых футуристических манифестов. Мало кто из итальянских футуристов так ревностно относился к теме танца, как он.
Филиппо Томмазо Маринетти. Поэма Zang Tumb Tuuum, обложка, 1912 г.
Футуристы стремились впитать в себя огромный современный мир, полный технических новшеств и головокружительных научных открытий. Они не мыслили жизни без стремительного движения, которое обогащает мир новой, не виданной доселе динамикой.
Художники круга Маринетти хотели передать свое ощущение современности каждому из изображаемых персонажей. Причем это касалось не только людей, но и персонифицированных предметов быта. У зрителя возникало впечатление, что самолету приятно лететь по небу, раскинув стальные руки-крылья.
Транспорт стремительно развивался. Футуристы так откровенно любовались самолетами и океанскими лайнерами, что решили одним махом покончить с культурой прошлого, призывая уничтожить музеи, взорвать столицы европейской цивилизации. За это их и осуждали в странах, где бережно относятся к памятникам старины, например, в России. И хотя многие оценки, данные футуристам в прошлом, кажутся сегодня чересчур категоричными, на деле они своими руками не уничтожили ни одного художественного памятника. Провозглашая отказ от классических ценностей культуры, они не смогли уйти от своего собственного (иногда весьма значительного) культурного багажа.
Это касается и знакомства футуристов с хореографией. Сам Маринетти уделял пластике движений исключительно важную роль. Иногда он читал лекции о будущем мирового искусства. При этом он по-актерски вел себя на сцене, используя оригинальнейшую систему жестов, и у аудитории оставалось впечатление, что Маринетти исполняет какой-то экзотический танец.
Маринетти хотел, чтобы во время футуристических вечеров участники чувствовали себя максимально свободно в плане выбора манеры двигаться. Здесь часто исполнялись шуточные танцы, и постепенно их стали связывать не только с авиацией и автомобильным транспортом, но и с хореографией. А вот о связях футуризма с почтой написано пока мало. А ведь они прославляли новейшие виды коммуникаций, например, беспроволочный телеграф.
Футуризм оказал огромное влияние на оформление спортивных марок. Десятки раз художники разных стран прибегали к разложению движения спортсменов на фазы, а это один из излюбленнейших приемов футуризма.
В середине ХХ века важнейшим художественным явлением, связанным с космической темой стало творчество уже упоминавшегося нами выдающегося художника-авангардиста Франтишека Купки. Потерпев неудачу в результате попытки сделать карьеру художника в Италии, он попал во Францию, где познакомился с идеями Е. Блаватской и Р. Штейнера. В ранних работах художника небо наполнено возвышенной спиритуалистической символикой.
Ф. Купка начинал с академических картин. В начале ХХ века он вступил в группировку «Де Пюто», в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии Купка стал изображать тонкую ауру человека, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. Идея многомерности космического пространства, его необозримости воплощена в картинах Купки поистине новаторскими средствами. В 1937 году в Праге состоялась совместная выставка А. Мухи и Ф. Купки, ставшая символом художественного диалога Франции и Чехословакии.
В 1968 году на марке бывшей ЧССР была воспроизведена картина художника «Девушка из кабаре». В этом произведении сливаются воедино модерн и футуризм. Художник прожил долгую жизнь и скончался в год запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Во многих странах (например, в США) Купка является непререкаемым и высочайшим авторитетом в живописи на космическую тему.
Отечественная почта также не оставила футуризм без внимания. В собраниях филателистов имеются конверты, посвященные В.Хлебникову и Д.Бурлюку, а приезду Маринетти в Россию был посвящен малотиражный клубный конверт.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Марки рассказывают о стиле граффити
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления