105-летию со дня смерти русского архитектора
Альфреда Александровича Парланда
посвящается
16 сентября 2024 года исполняется 105 лет со дня смерти самобытного выдающегося русского архитектора Альфреда Александровича Парланда.
Мы можем видеть Альфреда Александровича на портрете работы Николая Корнилиевича Бодаревского — живописца, представителя петербургского академизма, Академика Императорской Академии художеств, а также члена Товарищества передвижников и Товарищества южнорусских художников. Также Николаю Корнилиевичу принадлежит авторство шестнадцати эскизов к мозаикам Воскресенского собора в Санкт-Петербурге, широко известного как Спас на Крови — главного дела жизни Альфреда Александровича.
Возведение храма, как и его восстановление, признаётся одним из наиболее выдающихся событий российской культуры ХХ столетия. В центре оформленного нижнего поля кляйнбогена, составленного из двенадцати марок серии № 617-628 «Россия. ХХ век. Культура», выпущенного 20 сентября 2000 года по рисункам художника Ю. Арцименева, приводится фрагмент отреставрированной мозаики храма Спаса на Крови в люнете его колокольни.
13 февраля 2001 года в серии «Санкт-Петербург», вышел в обращение почтовый конверт № 171640 — «Храм Воскресения Христова «Спас на Крови», по фотографии Н. Давыдова, в оформлении Е. Ладыгина.
Марка Почты Франции выпущена 6 декабря 2003 года в типографии «Imprimerie des Timbres-Poste et des Valeurs Fiduciaires (ITVF)».
Сень, по рисунку Альфреда Александровича, устроена в июле 1907 года на месте ранения Александра II. Именно на этом участке Набережной Екатерининского канала и произошло покушение на императора.
В основании сени находятся 4 колонны с базами и капителями. Как указывал Альфред Александрович: «это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней».
К этой работе Альфреда Александровича пригласил автор первоначального проекта храма Отец Игнатий, в миру носивший имя Ивана Васильевича Малышева, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Троице-Сергиевой пустыни, которая находится неподалёку от Санк-Петербурга. Здесь Парланд, по собственному проекту, строил в византийском стиле одноимённый православный храм – церковь Воскресения Христова.
Однако за время строительства Воскресенского собора, в течение 1883-1907 годов, полностью возобладал замысел российского императора Александра Третьего, по чьей инициативе и шла работа Парланда. Волею судьбы закладка храма состоялась вблизи Русского музея.
21 мая 2003 года поступил в обращение почтовый конверт № 123К-2003 серии «300 лет Санкт-Петербургу» - «Храм Воскресения Христова «Спас на Крови», по фотографии Н. Рахманова.
Многоцветное изображение храма Воскресения Христова можно увидеть на марке почтового блока Республики Гвинея, приуроченного к 300-летию Санкт-Петербурга.
Мозаика «Распятие» западного фасада Воскресенского собора, обращенного к Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова), была исполнена по оригиналу самого Альфреда Александровича Парланда.
Изнутри на это печальное место «смотрит» северный неф Воскресенского собора, также обращенный к Екатерининскому каналу, запечатленный на фотооткрытке серии «Храм-памятник «Спас на Крови», 2004 года издания.
На открытке из вышеупомянутого комплекта, бережно хранящегося в нашей коллекции вот уже на протяжении двадцати лет, изображен портрет Александра Второго, работы Н. А. Лаврова, 1860 год.
17 июля 2012 года увидел свет картмаксимум RU-023610 с изображением северного фасада собора, а на приобщённой к нему марке запечатлён наиболее широко известный южный фасад. Для создания мозаики храма Воскресения Христова потребовалось двенадцать лет. Это был кропотливый неутомимый труд сорока мозаичистов. А для того чтобы понять, по оригиналу какого из тридцати двух выдающихся отечественных художников была создана та или иная мозаика, нужно рассмореть схемы расположения мозаик в интерьере храма Спаса на Крови.
Мы вам расскажем лишь о некоторых из них...
Альфред Александрович мечтал о том, чтобы все эскизы мозаик были созданы Виктором Михайловичем Васнецовым. Поскольку Виктор Михайлович в это время был занят работами над Владимирским собором в Киеве, эскизы для Спаса на Крови создали тридцать два русских художника. Васнецов все-таки смог подготовить серию эскизов для внутреннего убранства храма — «Спаситель» и «Богоматерь», а также 5 картонов, предназначенных для наружных мозаик.
29 июня 2009 года поступил в обращение почтовый конверт № 109к-2009 «Санкт-Петербург. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). 1883-1907 гг.» (№ 2009-115), оформленный дизайнером Х. Бетрединовой по фото А. Воронцова.
Помимо работ Виктора Михайловича Васнецова, Воскресенский собор украсили мозаики по эскизам русского жанрового живописца, академика Императорской Академии художеств, участника «бунта четырнадцати», одного из учредителей Санкт-Петербургской артели художников Фирса Сергеевича Журавлёва.
В 2011 году эмитент «Trading House "Medny Vsadnik" Ltd., St.Petersburg» представил вниманию коллекционеров монохромную почтовую открытку «St. Petersburg Savior on Blood», являющую собой репринт карточки 1913 года.
Большую помощь с 1897 до начала 1900 года получил Альфред Александрович также от русского живописца, мастера жанровых и исторических картин Андрея Петровича Рябушкина. Например, именно он создал оригинал мозаики северной стены храма Воскресения Христова «Хождение по водам» площадью 11,5 квадратных метров.
Альфред Александрович Парланд и Андрей Петрович Рябушкин целое лето посещали старинные храмы Ярославля, вдохновляясь великолепными фресками.
Не могли оставить равнодушными ни архитектора, ни художника неповторимые и столь запоминающиеся ярославские изразцы, один из которых демонстрирует квартблок марок № 1977 «г. Ярославль. XVII-XVIII вв.», которым увенчана серия № 1974-1977 «Декоративно-прикладное искусство России. Керамические изразцы», выпущенная 4 августа 2015 года в оформлении художника-дизайнера Х. Бетрединовой.
У Парланда с Рябушкиным они трансформируются таким образом. Цветовая гамма их заметно «похолодала», что отвечало более сдержанной палитре оформления сурового северного Санкт-Петербурга, в сравнении с Ярславлем, расположенном в средней полосе России.
Примечательно, что в сувенирном наборе № СФ2018-07 «Декоративно-прикладное искусство России. Керамические изразцы. Ярославль» выпуска 12 сентября 2012 года в оформлении художника-дизайнера А. Яковлева рядом с вышеупомянутым квартблоком присутствует и реальный изразец, повторяющий его рисунок несколько более яркого звучания.
17 июля 2012 года в типографии «Fábrica Nacional de Moneda y Timbre-Real Casa de la Moneda (RCM-FNMT)» в рамках совместного российско-испанского выпуска «Асторга - Санкт-Петербург» вышла аналогичная российской горизонтальная сцепка «The Episcopal Palace of Astorga in León, The Church of the Savior on Spilled Blood, St. Petersburgo» (Ивер и Телье ES 4418-4419).
Небезынтересно сопоставить эту сцепку с российскими марками на одной странице, чтобы понять разницу их характера, благодаря КПД № 1701 «Совместный выпуск «Российская Федерация – Королевство Испания. Архитектура», выпуска 17 июля 2012 года, в дизайне Р. Комсы.
В стиле византийской иконописи были выполнены эскизы мозаик работы Виктора Михайловича Васнецова и художника-иконописца, академика Императорской Академии художеств Николая Николаевича Харламова, который, с 1897 по 1900 годы, создал для мозаик интерьера храма Воскресения Христова 42 картона.
В работе над эскизами мозаик очевидно также участие русского художника, академика Императорской Академии художеств Василия Васильевича Беляева. В период 1887-1900 годов ему удалось создать 48 эскизов для мозаик, в каждой из которых явственно прослеживался стиле модерн.
В нашей коллекции хранится многоцветная фотооткрытка 2004 года издания, воспроизводящая мозаику северного притвора «Неопалимая купина» площадью 23,8 квадратных метра, выполненную по оригиналу Василия Васильевича Беляева.
Для Воскресениского собора Михаил Васильевич Нестеров исполнил эскизы к восьми мозаикам, одна из которых помещена на лицевую сторону открытки, хранящейся в нашем альбоме. Это мозаика южного киота «Воскресение Христа» площадью 1,2 квадратных метра.
Академик исторической живописи Санкт-Петербургской Академии художеств Николай Павлович Шаховской подготовил эскизы для 24 мозаик.
В 2004 году в серии открыток «St.Petersburg. Cathedral of the Saviour on the Blood» была издана карточка с изображением мозаичного главного иконостаса храма Воскресения Христова.
Также в 2004 году в серии открыток «St.Petersburg. Cathedral of the Saviour on the Blood» появилась фотооткрытка, отображающая мозаику «Спаситель» площадью 1,82 квадратных метра, выполненную по оригиналу В. М. Васнецова и расположенную в правой части иконостаса.
Во всей Европе можно найти на так много мест, где представлено столь мощное собрание мозаик. В основу Спаса на Крови его авторы положили цветок бессмертника, который и в засушенном состоянии ничуть не отличается от живого. Сам же собор Воскресения Христова может с полным правом служить символом великой, могучей и бессмертной России, способной постоянно удивлять весь мир своими новыми открытиями, оригинальными постройками, выдающимися живописными полотнами, неповторимыми скульптурами и еще многими-многими другими великолепными созданиями, к числу которых и следует отнести творение Альфреда Парланда.
П.А. и О.Ю. Латышевы, С. Павлович, К. Тадич-Леско, М. Луисетто
Статья опубликована в сокращенном варианте