Стиль граффити в настоящее время трактуется очень широко, но сегодня мы будем рассматривать его в плоскости эволюции почтового дизайна шестидесятых годов. Под это понятие подводятся разнообразные рисунки и надписи на стенах. О них много писали и спорили, и все равно проблема остается.
Красивое словосочетание «стиль граффити» не всегда хочется применять к обыкновенному бытовому вандализму – порче стен и памятников. Идя по городу, мы нередко видим на стенах целую галерею надписей, рисунков, эмблем. И они напоминают нам изображения на некоторых марках.
У знатоков почтовой графики давно уже сложилось особое отношение к этим явлениям в городской культуре. Что-то они напоминают филателистам и вообще коллекционерам. Ну, конечно же, марки и конверты (а заодно и образцы спичечных этикеток), посвященные первобытному искусству. К настоящему моменту их накопилось уже немало. И вызывают они куда более благородные чувства, чем буйство пятен и царапин на заборах, фасадах и в парадных домов.
Почтовые выпуски, посвященные наскальным рисункам и процарапыванию на стенах пещер, всегда имели огромное познавательное значение. А что узнаем мы из современных надписей на стенах? Строки из популярных песен, названия поп-групп, информацию об отношении молодежи к Элвису Пресли и Бритни Спирс…
Правоведы в один голос говорят, что белая стена и запечатанное письмо виктимны. Слово «виктимология» вошло в нашу жизнь совсем недавно. Оно означает предрасположенность того или иного предмета к стимулированию преступных действий. Иными словами, если есть белая стена, находится и «криминальный элемент», который хочет уничтожить девственную белизну этой стены, надругаться над ней, пусть даже и постулируя какие-то положительные ценностные установки. То же самое относится и к чистоте марки или конверта, которую «нарушает» вторжение штемпеля или ножа, вскрывающего конверт. Степень соблазнительности белой стены и негашеной марки (и даже марки гашеной, если ее кто-то хочет оторвать до вручения письма адресату) и будет называться виктимностью.
Надписи на Берлинской стене, нашедшие уже отражение в современной филателии, звучат обвинительным приговором идее разделения Германии. При этом они не могут не вызывать в памяти еще одну группу памятников – надписи на стенах Рейхстага. Чего там только не было: и коллективные автографы солдат, и проклятия Третьему Рейху, и имена возлюбленных, и названия родных мест.
Жаль, что замечательные образцы этого солдатского и партизанского творчества (в том числе и в виде филателистических объектов Югославии и Чехословакии) мало показывали на уроках учащимся. Ведь когда школьник впервые портит стену, он и не знает, что при этом он впервые в жизни пробует себя в жанре граффити – искусства процарапывания на стенах различного рода изображений. И как много полезного может дать обыкновенная почтовая марка в деле разъяснения того, где уместен «граффити-стайл», а где нет.
Заглянем в прошлое и обратимся к эпохе романтизма, в том числе и к маркам, рассказывающим о творчестве поэтов-романтиков. Элементы граффити-стиля видны, например, в рисунках немецкого поэта Эдуарда Мерике.
А современники Пушкина, путешествуя по Востоку, носили с собой кинжалы отнюдь не только ради популярной тогда моды на все восточное. Нередко кинжал становился орудием вандализма: острый конец идеально подходил для нанесения надписей на дерево и камень. Мы видим такие надписи на марках нескольких стран. Режущий инструмент носили и с целью иметь надежный инструмент для высекания на твердых стенах своего имени. Что с того, что современники лорда Элджина и немецких романтиков не имели ни маркеров с флуоресцентной краской, ни тем более баллончиков с несмываемыми химикатами? Руки романтиков неустанно резали, высекали, царапали. А мы-то думали, что их любимый инструмент – гусиное перо!
Сегодня удивительно читать о том, что даже аристократы, избалованные многими благами жизни, порой предавались такому баловству как вырезание надписей. На стенах домов пишут и рисуют от недостатка внутренней свободы, и несчастные стены падают жертвами этой несвободы. Обычно стены различных зданий остаются нетронутыми лишь очень короткий промежуток времени после сдачи дома в эксплуатацию. Очень скоро светлые поверхности покрываются различными надписями и рисунками. Стиль такого искусства и носит название граффити-стайл. Это словосочетание, если пытаться переводить его буквально, означает «стиль процарапывания». Он становится еще ближе к филателии с появлением сверхсовременного понятия scratch stamp – буквально: марка, появляющаяся на свет после соскребывания верхнего слоя (например, золотого сердечка ко дню Святого Валентина, которое при скрэтчинге обнажало основное изображение на финских марках).
Но так ли уж естественно желание покрывать знаками и автографами стены домов? Во многих странах мира для молодежи в общественных местах установили специальные доски, на которые предлагается наносить все, о чем думают и чем живут представители молодого поколения. Получается целый музей (или, скорее, временная выставка) памятников настенной культуры. При этом, по крайней мере, остается целым красочный слой на фасадах зданий. К сожалению, можно создать целую коллекцию марок с изображением памятников, которые в разные годы были осквернены работами граффитологов.
Заметим, что пишут и рисуют везде: на стенах, в подвалах, в подъездах, туалетах. Чаще всего там, где человек остается один на один с самим собой, где его не видят посторонние. В последние годы произошло нечто вроде легализации граффитологии: во многих городах несколько известных художников расписали заранее выбранные участки стен в стиле граффити и получилось нечто вроде картинной галереи под открытым небом. Кстати, лучшие образцы этих панно неплохо бы увидеть и на марках. Коллекционерам, тяжело и больно воспринимать и осознавать последствия граффитологического варварства.
Отметим здесь, что в 1960-е годы, когда «косяком» выходили марки, посвященные рисункам на асфальте и детскому творчеству в стиле процарапывания (таково было веление времени в эпоху борьбы за мир), никто и не ожидал, что свободная творческая стихия выплеснется на стены домов в виде неожиданных иероглифических композиций.
Дом в Апатитах (Мурманская область) украсила советская почтовая марка
Сегодня стиль граффити существует как в виде настенного творчества, так и в виде особого ответвления почтового дизайна. И тому, и другому мы обязаны эпохе шестидесятых годов.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления