Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России

2024-07-01 18:22:32, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

1714 год считается историками годом основания первого российского государственного публичного музея, известного как Кунсткамера. Создание музея было частью плана Петра I по строительству новой столицы Российской империи Санкт-Петербурга, города европейского типа, и просвещения России.

Эссе почтовой марки России 1913 года с портретом царя Петра I

Он стремился к распространению знаний и созданию Академии наук и университета. Как только в 1714 году в новой столице было закончено строительство Летнего дворца, Петр I дал устное распоряжение: перевезти из Москвы личные коллекции и коллекции Аптекарской канцелярии и приступить к организации «Императорской Библиотеки с Кунст и Натурал каморой».

Кунсткамера была задумана царем Петром I во время его первого европейского путешествия в 1697—1698 годах, «Великого посольства», знакомства с множеством галерей и научных кабинетов в Германии, Голландии, Австрии, Англии и других странах. В 1698 году Петр Первый консультировался у английского астронома Эдмунда Галлея насчет «наук и искусств, которые он хотел начать развивать в своей империи». Ко всему он проявлял безграничное любопытство. Петр I видел огромную коллекцию чудесных жуков и бабочек во время посещения таких знаменитых амстердамских коллекционеров как Николаас Витсен, Левинус Винсент, Фредерик Рюйш.

Почтовый блок Словакии 2014 года с изображением коллекции жуков и бабочек из кабинета чудес природы

Известно, с каким интересом Петр I прислушивался к советам владельцев научных коллекций в Нидерландах, которым он наносил визиты. Огромные коллекции предметов естественной истории и анатомические коллекции произвели на Петра I сильное впечатление. После своего путешествия по Европе Петр I покупал целые библиотеки и коллекции за границей, чтобы дать образование своим подданным. Так в создаваемой Кунсткамере среди редких растений и рыб были несколько «сотен в склянках сохраненных рыб, птиц и гадов, которые Петр I при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии».

Чтобы получить возможность шире использовать богатства своей страны, Петр отправлял экспедиции в самые отдаленные области, где исследователи собирали растения и животных и расспрашивали местное население об их умениях и навыках. В 1714 году Петр I приобретает коллекцию (1195 образцов) немецкого врача и естествоиспытателя Готвальда из Данцига (ныне Гданьск) с большим собранием редкостей, состоящим из минералов, раковин и образцов янтаря с насекомыми. Среди этих экспонатов особым интересом пользовались кусочки янтаря с включением разных мотыльков, что является неповторимым природным сокровищем.

Маркированный конверт Испании 2017 года с изображением вымершего вида мотылька в балтийском янтаре

В дальнейшем приобретение двух больших амстердамских коллекций натуралий было частью плана Петра I повысить уровень знаний соотечественников. Одним из обладателей такой знаменитой коллекции предметов естественной истории в те времена был голландец Альберт Себа. Амстердамский аптекарь Альберт Себа (1665–1736) собрал замечательную коллекцию, прославившуюся на всю Европу.

Почтовая марка Гвинеи 2008 года посвященная Альберту Себе

Собранная Себой коллекция влажных и сухих препаратов рыб, птиц, бабочек, а также раковин и артефактов признавалась одной из самых знаменитых в Амстердаме. По своим заслугам Себа был избран членом Лондонского королевского общества, Императорской Венской академии и других обществ.

Петр I не был знаком с Себой, однако впоследствии познакомился с его коллекцией через своего лейб-медика Роберта Арескина. Альберт Себа, как оптовый поставщик медицинских товаров в придворную аптеку России, переписывался с шотландским естествоиспытателем Робертом Арескиным, лейб-медиком и хранителем коллекций Петра I, назначенного в 1706 году главой Аптекарского приказа. 4 октября 1715 года Альберт Себа прислал Арескину описание своих коллекций и просил рекомендовать его коллекции царю. При этом Себа перечисляет «некоторые примечательные предметы, хранящиеся в его коллекции»: «заспиртованные животные; всевозможные редкие насекомые, такие как бабочки со всех частей света; кабинет красивых и редких раковин; другой кабинет минералов и окаменелостей и еще один с редкими и удивительными птичками из Азии, Африки и Америки». Себа также послал Арескину «несколько небольших предметов, таких как обыкновенные раковины и несколько коробок с бабочками, чтобы тот на основе увиденного смог составить суждение».

Почтовый блок Микронезии 2000 года с коробкой тропических бабочек и принадлежностями для их ловли

14 февраля 1716 года Петр I приказал приобрести коллекцию амстердамского аптекаря Альберта Себа. В Петербург она прибыла 2 сентября того же года. Коллекция Себы включала как натуралии, в основном из Азии и Южной Америки, так и произведения искусства, привезенные из Японии, Китая и Америки. Среди зоологических экспонатов было около 1000 насекомых, где особенно выделялись великолепные, невиданные до сих пор экземпляры тропических бабочек.

Одобренные 1.9.1970 пробные оттиски малазийских почтовых марок с различными видами бабочек, которые были включены в коллекцию Альберта Себы

Во время второй поездки в Европу в 1716–1717 гг. Петр I посетил Данию, Голландию, Францию и Пруссию, где также встречался с европейскими учеными, осматривал частные коллекции и естественнонаучные кабинеты. Он пользовался такими встречами для того, чтобы пригласить разного рода специалистов, в том числе ученых, приехать работать в России.

В декабре 1716 года Петр I посетил Альберта Себу, у которого ранее купил для своей Кунсткамеры самую большую на тот момент естественноисторическую коллекцию. После отправки этой коллекции в Петербург Себа сразу же принялся собирать новую, которую царь и решил осмотреть. В марте 1717 года Петр I снова посетил Фредерика Рюйша, амстердамского профессора ботаники и анатомии, который собрал уникальную коллекцию. С большим интересом он внимательно осмотрел увеличившуюся коллекцию Рюйша и, неравнодушный к диковинкам, уговорил Рюйша продать ему всю коллекцию. Таким образом огромное «хранилище редкостей» Фредерика Рюйша, состоящее не только из анатомических препаратов и препаратов животных, но также из многочисленных гербариев и большого количества коробок с бабочками всего мира, было куплено за 30 000 гульденов и отправлено в Россию.

Беззубцовая серия почтовых марок Камбоджи 1969 года с бабочками из Юго-Восточной Азии из кабинета естественной истории Фредерика Рюйша

Петр I был также достаточно наслышан об удивительной женщине-натуралисте Марие Сибилле Мериан, первооткрывательнице мира насекомых Южной Америки, и заинтересован ее творчеством. Натуралист и художник Мария Сибилла Мериан (1647 – 1717), совершившая путешествие в Суринам с научными целями в 1699 -1701 годах и проживавшая в Амстердаме, в 1705 году опубликовала свою шедевральную работу «Метаморфозы суринамских насекомых».

Почтовая марка Германии 1987 года с портретом Марии Сибиллы Мериан

В ее книгу вошли иллюстрации многих животных и растений, а также краткое изложение истории их жизни, информация, которая ранее была неизвестна европейским натуралистам. Несомненно, художественная сторона ее акварелей привлекала Петра, но, прежде всего, его занимала их познавательная и научная ценность. 2 января 1717 года. Петр I и лейб-медик Роберт Арескин приобрели в Амстердаме акварели и дневник наблюдений за метаморфозом насекомых художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан у ее зятя художника Георга Гзеля. Покупка представляла собой две больших книги, «в которых вложены пергаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки, и прочие всякие животные и которых пергаминовых листов будет числом 254 листа».

Почтовая марка Суринама 1983 года с изображением изумительной тропической бабочки из коллекции рисунков Марии Сибиллы Мериан

Так собрание рисунков и препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара, пополнило коллекцию Кунсткамеры. Создание музея и приобретение ценных коллекций ведущих европейских кураторов укрепили новый имидж России в глазах европейской общественности. Акварели Марии Сибиллы Мериан и все ее научное творчество привлекали внимание уже в первые годы их появления в Санкт-Петербурге.

Акварели Мериан показывались среди особо ценных редкостей Кунсткамеры. Акварелями Марии Сибиллы с изображением цветов, бабочек и других насекомых интересовался и царский двор. Так, в 1745 г. художнику Люрсениусу было поручено выполнить копии с 48 рисунков Мериан для императрицы Елизаветы Петровны.

Эссе почтовой марки России 1913 года с портретом императрицы Елизаветы Петровны

5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры произошел разрушительный пожар и вся великолепная коллекция экзотических бабочек была уничтожена. Поэтому для восстановления зоологической коллекции в 1752 году на аукционе в Амстердаме были приобретены предметы из второго собрания Альберта Себы, которые включали и несколько экземпляров замечательных бабочек.

Пара не разделенных по ошибке почтовых блоков Индонезии 1993 года с изображением замечательной тропической бабочки-парусника

В дальнейшем, ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Представителя старинного дворянского рода, Алексея Степановича Хомякова (1872—1952), который владел доходными домами в Москве и несколькими имениями в Тульской, Рязанской и Уфимской губерниях, называли «русский Ротшильд». Подобно банкиру и зоологу Ротшильду, на редкие естественнонаучные экспонаты и книги Хомяков тратил целые состояния, порой участвуя в торгах. Хомяков собрал естественно-научную коллекцию, богатую редкими видами экзотических и уже исчезнувших птиц и насекомых, и роскошную домашнюю библиотеку по естествознанию.

Почтовая марка ЮАР 2000 года и марка с ошибкой цвета с изображением экзотической бабочки с мыса Доброй Надежды из коллекции А.С. Хомякова

После революционных событий Алексей Степанович покинул Российскую империю и эмигрировал во Францию. Однако он оставил заметный след в культуре своей страны: принадлежащие А.С. Хомякову раритетные издания, выходившие по подписке, огромные раскрашенные вручную фолианты, чучела вымерших птиц, коллекции ярких тропических бабочек и жуков стали частью фондов Дарвиновского музея. Одной из редчайших книг в музее является фолиант Альберта Себы «Богатейший клад природного царства» 1734 года, принадлежавший А. С. Хомякову. Как известно, нидерландский аптекарь и натуралист Альберт Себа собрал вторую, еще более грандиозную коллекцию предметов естественной истории со всего мира, включающую уникальные экземпляры тропических бабочек. Поразмыслив, Альберт Себа решил составить описание своего богатого собрания и сопроводить его изображениями всех экспонатов. Это грандиозное сочинение «Богатейший клад природного царства» увидело свет в 1734—1765 годах в виде огромных (48,5 × 33 см) четырёх томов с 449 раскрашенными вручную изображениями.

Уникальный художественный дизайн для почтовой марки Бурунди 1968 года с прекрасной африканской бабочкой, включенной в фолиант Альберта Себы

Один из этих экземпляров в конце XIX века и приобрел московский коллекционер Алексей Степанович Хомяков. Бабочки — самые эфемерные и самые прекрасные существа на Земле. Во многих музеях представлены обширные коллекции бабочек со всего света. В России крупнейшими собраниями чешуекрылых могут похвастаться Зоологический институт РАН в Санкт-Петербурге, Зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственный Дарвиновский музей в Москве, зоологический музей Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН в Новосибирске, в также Биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения РАН во Владивостоке.

Почтовая карточка России 2022 года с изображением здания Государственного Дарвиновского музея, в котором хранится 52568 экземпляров бабочек со всего мира

Автор всегда рад поделиться своими филателистическими исследованиями по теме «Бабочки и мотыльки» с заинтересованными филателистами по электронному адресу: vladimirkachan@mail.ru

Владимир Качан, Беларусь

 

Другие статьи автора:

«Его Высочество» бабочка переливница

Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей

Российское шелководство в филателии

Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе

Как много необычного у обычной бабочки капустницы

Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы

Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы

Интересные факты о бабочках в России

Продается экспонат

В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции

Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России

Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

Бабочки Петра I

Как королевы увлекались бабочками

Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница

Одна из самых миловидных бабочек России – зорька

Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья

Бабочка лимонница - яркий вестник весны

Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков

Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите

Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором

Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях

Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой

Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России

Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая

Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны

Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!

Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек

Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков

Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная

Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет

Мотыльки России в филателии

Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией

Бабочки нашего детства в филателии

Мотыльки России, поражающие воображение – бражники

Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ

Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков

Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии

Музыка на крыльях бабочки в филателии

Божественная красота бабочек в филателии



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти