Филателист Олег Юрьевич Латышев, с группой соавторов, представляет статью, посвященную 195-летию со дня рождения русского архитектора Роберта Андреевича Гёдике.
* * *
Петербуржец немецкого происхождения Роберт Андреевич Гёдике (Robert Gödicke) появился на свет 21 февраля 1829 года.
Он остался в памяти народа как архитектор, чье творчество выпало на период историзма. Роберт Андреевич избирался академиком и профессором Императорской Академии художеств.
Его наставником в Академии художеств, с момента поступления в 1846 году и до окончания в 1852 году, был руcский архитектор и художник, профессор ИАХ, старший брат «великого Карла Брюллова» — Александр Павлович Брюллов.
Барельеф А.П. Брюллова в зале Антониса Ван Дейка в Новом Эрмитаже. Фото О.Ю. Латышева
В период с 1852 по 1853 год Роберт Андреевич строит вместе со своим наставником профессором Гаральдом Боссе по заказу императорской семьи, конюшни и оранжерею в Знаменке, у Великого князя Николая Николаевича, значительного конезаводчика, а также перестраивает дворец здесь же, в Новом Петергофе.
В свое время здесь будут проводиться выставки поставщиков двора Его Императорского Величества, соревновавшихся в широте ассортимента, красоте и полезности своей сельскохозяйственной продукции.
На дореволюционных открытках запечатлены акварели Иосифа Иосифовича Шарлеманя с изображением Знаменского дворца, конюшни и оранжереи.
За эти работы император Александр Второй наградит Роберта Андреевича Гёдике орденом Святого Станислава 3-й степени и подарит бриллиантовый перстень.
С 1856 по 1859 г. Гёдике продолжает помогать профеcсору Боссе в строительстве дворцов, на этот раз – в Михайловке под Стрельной.
Таким запечатлел И.П. Вольский интерьер дворца в Михайловке, нашедший отражение на дореволюционной открытке.
В 1867 году Роберт Андреевич становится членом техническо-художественного комитета, который функционировал при инспекции Исаакиевского собора.
Вид Исаакиевского собора со стороны Исаакиевской площади. Фото О.Ю. Латышева
По соседству с ним, на Английской набережной, Александр Христофорович Пель и его ученик и младший помощник Роберт Андреевич Гёдике, сооружают Зимний сад в здании особняка Ивана Фёдоровича Паскевича-Эриванского, вторым фасадом на Галерной улице.
Добавление «Эриванский» к фамилии «Паскевич» является наградой за взятие под его командованием крепости Эривани, о чем свидетельствует медаль, показанная ниже.
Особняк Ф.И. Паскевича-Эриванского (слева от баннера) на фоне Исаакиевского собора. Фото О.Ю. Латышева
Так выглядел особняк за полвека до попадания в руки Паскевича и до перестройки его фасада архитекторами Пелем и Гёдике.
Интерьеры этого особняка поистине фантастичны. Например, так выглядит Рыцарский зал.
Впервые участок для постройки дома, выделил своему любимцу Ивану Трубецкому сам Пётр Великий.
Имени архитектора, работавшего над зданием до Пеля и Гёдике, на данный момент выяснить не удалось.
Геометрия здесь просто завораживает!
Между Трубецким и Потоцким у этого дома было достаточно много хозяев. На советской открытке помещен портрет жившего ранее в этом здании героя Бородинского сражения Станислава Станиславовича Потоцкого, работы Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца.
На советской марке 1984 года нашел отражение портрет сестры жены Станислава Станиславовича Потоцкого - Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, работы Джорджа Хейтера из собрания английской живописи Государственного Эрмитажа.
Влюблённый в Елизавету Ксаверьевну Александр Сергеевич Пушкин стремился как можно чаще бывать в этом доме, любоваться предметом своего обожания, угощаться любимой северной ягодой морошкой и читать свои бессмертные творения.
Великий поэт, «оставивший» частичку своего сердца в этом необыкновенном доме, «подскажет» Роберту Андреевичу Гёдике великолепную идею – соорудить подобие Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным, в Зимнем саду Паскевичей.
Графиня Ирина Ивановна Воронцова-Дашкова, в замужестве светлейшая княгиня Варшавская, графиня Паскевич-Эриванская, супруга заказчика интерьеров в этом удивительном доме, была русской благотворительницей и переводчицей, хозяйкой литературного салона. Своей любимой ролью в домашних любительских спектаклях, проходивших в интерьерах Гёдике, была роль онегинской Татьяны. Как и Татьяна, она была молодой женой генерала, значительно старше ее.
Еще она любила часто читать вслух пушкинские строки из «Бахчисарайского фонтана»: «Журчит во мраморе вода…», обращая взор на реплику Бахчисарайского фонтана работы Роберта Андреевича.
Нет ни одного помещения, которое не оставляло бы о себе впечатления глубокого восторга. А сам заказчик интерьеров Гёдике, Светлейший князь Варшавский, граф Фёдор Иванович Паскевич-Эриванский, русский генерал-лейтенант, генерал-адъютант, тоже любил играть здесь. Особенно хорошо ему удавалась роль Чацкого из «Горя от ума» своего двоюродного дяди по материнской линии — Александра Сергеевича Грибоедова.
Интерьеры работы Роберта Андреевича Гёдике были великолепными натуральными декорациями ко многим домашним любительским спектаклям супругов Паскевичей. Фёдор Иванович был единственным сыном и наследником генерала-фельдмаршала И.Ф. Паскевича.
Глядя на любой из фасадов особняка Паскевича, трудно представить, какая роскошь ожидает вас внутри!
Следует отметить, что после оформления Зимнего сада и последующего переустройства фасада здания последовал пятилетний промежуток перед тем, как Роберт Андреевич смог воплотить свои многочисленные творчесике планы по переосмыслению особняка Паскевичей.
В период с 1878 по 1881 год. Р. А. Гёдике в содружестве с русским архитектором, академиком архитектуры и профессором Императорской Академии художеств Александром Ивановичем Кракау сооружает главный корпус Училища технического рисования барона Штиглица в Соляном переулке, дом №13, рядом с храмом Целителя Пантелеймона.
Сейчас это Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
Соседнее здание академического учебного музея было сооружено по проекту Максимилиана (Максима) Егоровича Месмахера, который был основателем, инициатором постройки и первым директором данного учебного заведения.
В период с 1891 по 1894 год Гёдике является ректором архитектурного отдела Императорской Академии художеств. Позволим себе привести лишь один из многочисленных примеров того, что не только в архитектурном облике имперской столице оставил Роберт Андреевич свой прекрасный след.
Это ремесленное училище графа Орлова-Давыдова. Симбирск. Фото 1905 г. В этом здании сейчас располагается Ульяновский автомеханический техникум.
Но подробно рассказать о наследии Р. А. Гёдике в рамках одной статьи не представляется возможным. Значит – до новых встреч!
О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Лофрано Марчелло, Луизетто Мауро