К 365-летию со дня рождения Андреаса Шлютера
Андреаса Шлютера мы знаем как сподвижника Петра Первого, помогавшего воплощать в жизнь многочисленные мечты Российского императора.
Принято считать, что первой самостоятельной живописной работой Андреаса Шлютера стали эпитафии герцогов Самбора и Мествина (1675 год), которые располагаются на куполе Пельплинского монастыря, принадлежащего Епархии Римско-Католической церкви, имеющей центр в городе Пельплин на территории современной Польши.
Но более известной работой, которая прославила имя Шлютера, стало создание статуи для Вилянувского дворца в Варшаве, в котором находилась резиденция короля Яна III Собеского.
В 1689 году Андреас Шлютер переезжает в Варшаву, где выполняет рельефы фронтонов и скульптуры на фасаде дворца Красиньских (дворец Речи Посполитой) на одноименной площади.
На почтовой открытке изображена картина Бернардо Берлотто «Дворец Красиньских в 1770 г.»
В 1694 году Эберхард фон Данкельман пригласил Андреаса Шлютера на должность придворного скульптора в оружейном складе курфюрста Фридриха III в Берлине.
Здесь мастер создает свои всемирно известные статуи умирающих воинов, которые были призваны осуждать ужасы и бесчеловечность войны.
Такие скульптуры в полной мере отражают пацифистские религиозные убеждения Андреаса Шлютера (считается, что скульптор был меннонитом).
На юбилейной монете Германской Демократической Республики 1990 выпуска, посвящённой 275-летию со дня смерти Андреаса Шлютера, также изображен маскарон из воинской серии, и указан год рождения скульптора — 1660-й.
Эти скульптуры выполнили функции маскаронов фасада здания Арсенала в Берлине.
Работы Шлютера служат призывом Мастера к гуманизму, громко звучащему сквозь века!
В 1696 году Андреас Шлютер создает модель бронзового памятника «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму Бранденбургскому, располагающуюся во Дворце Шарлоттенбург в Берлине.
Модель этой статуи долгое время стояла в Янтарной комнате Большого Екатерининского дворца в Царском селе как символ единства данного монумента.
После этого, также в 1696 году, Андреас Шлютер отправляется в путешествие по Италии, где он изучает творчество Микеланджело Буонарроти и Джана Лоренцо Бернини, и впоследствии заслужит имя «Микеланджело Севера».
В период с 1702 по 1704 год Шлютер был назначен директором Прусской Академии художеств. Будучи на этом посту он стал автором идеи украшения янтарными изделиями интерьеров дворцов.
Как указывает Макссимо Радаэлли, «до архитектора Андреаса Шлютера янтарь ещё ни разу не применялся при отделке интерьера. Шлютер словно увидел в янтаре продолжение собственного сострадания всему живому на Земле и стремления защитить его во чтобы то ни стало».
После этого Андреас Шлютер снова начал работу в качестве придворного скульптора — «Хофбильдхауэра».
В 1708 году отливается в бронзе наиболее важная конная скульптура Андреаса Шлютера, изображающая «Великого курфюрста» Фридриха Вильгельма Бранденбургского.
Эта статуя была помещена в «Ланге Брюке», неподалеку от Берлинского городского дворца.
Наконец, в 1713 году, Петру Великому становится известно о славе Шлютера, и он приглашает знаменитого творца на работу в Санкт-Петербург, где мастер помогает в строительстве Летнего дворца.
Также Пётр Первый доверяет Шлютеру участвовать в оформлении барельефами стен Летнего дворца.
Также Шлютер занимался сооружением дворца Монплезир в Нижнем парке Петергофа.
Однако влажный холодный климат негативно сказался на здоровье Шлютера, что привело к его безвременной кончине.
Заключительными торжественными аккордами жизни Андреаса Шлютера явилось его становление важной фигурой так называемого «петровского барокко». Так «Микеланджело Севера» подарил свои самые великолепные творения Северной Пальмире.
Фото П.А. и О.Ю. Латышевых
Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C.,Тадич-Леско К., Розич Б.