К 25-летию со дня смерти Айрис Мердок
В феврале этого года исполнилось 25 лет со дня смерти выдающейся английской писательницы Айрис Мердок (1919 – 1994). Её романы “Под сетью”, “Черный принц”, “Замок на песке” и многие другие давно полюбились читателям. Но мало кто знает, что знаменитая писательница имеет косвенное отношение к филателии.
По жанру книги Айрис Мердок – это сложные философские притчи. В них есть сюжет, за которым читатель может с увлечением следить, но во всех случаях сюжет нагружен глубинными смыслами. Нашему читателю давно полюбились эти интересные романы.
Особенно нам дороги многие страницы книг Мердок, на которых упоминаются А.С Пушкин, Л.Н.Толстой, но особенно часто – Ф.М.Достоевский.
Некоторые историки литературы видят в романе “Под сетью” трагический путь героев не по Лондону (если понимать текст не буквально), а вообще по жизни.
Писательница родилась в 1919 году в Ирландии. Она училась в Оксфордском и Кембриджском университетах, изучала классическую филологию и философию. Занималась преподаванием, во второй половине сороковых годов девятнадцатого века работала с беженцами. Когда мы оцениваем роль образов писем и почтовых марок в творчестве Мердок, следует помнить, что писательница является по образованию философом. Много лет она посвятила изучению античности. В зрелые годы изучала труды выдающегося философа Жана-Поля Сартра (ему посвящены марки Франции и Монако).
Мердок скорее всего не была филателисткой, но марки упоминаются не менее чем в трех ее книгах. Мы не можем сказать, что это столь важный для смысловой структуры мотив, и все же филателистам лучше не оставить прозу Мердок без внимания, а любителям романов в письмах некоторые книги писательницы доставят истинное удовольствие. Собственно тексты писем органично входят в литературную ткань многих романов (мы находим в наследии писательницы большие эпистолярные фрагменты), и это углубляет событийный ряд романов, придает описываемым событиям большую достоверность.
Марки и штемпеля несколько раз упоминаются в книгах Мердок, но об одном произведении хочется сказать особо. Это книга “Сон Бруно” – сложный философский роман, напоминающий по стилю “Смерть Ивана Ильича” Льва Толстого.
В романе “Сон Бруно” (1969) пожилой человек, находящийся на пороге смерти, размышляет о смысле жизни. Но не только об этом, ведь он думает ещё и о том, что ему сделать с доставшейся ему по наследству небольшой коллекцией марок. В конце романа вмешивается безжалостная Судьба и коллекция погибает.
Ценнейшая жемчужина этого собрания – марка Мыса Доброй Надежды. Интересно, что при переводе романа на русский язык вместо хорошо знакомого термина “Треуголка мыса” вводится термин “Треугольный мыс” (а марка – это всё-таки не мыс, а действительно треуголка).
Марка Мыса Доброй Надежды не первый раз упоминается в прозе. Те, кто специально интересовался темой “Филателия в художественной литературе”, наверняка знакомы с книгой Веры Инбер “Как я была маленькой”. Гимназистка Вера узнаёт от своего брата Димы о существовании филателии. Дима собирает марки с писем своего дяди – музыканта, который гастролирует по всему миру и присылает сестре письма. Особенно мальчик гордится маркой Австралии с черным лебедем, но внимание Веры вдруг привлекает именно треуголка Мыса.
Девочка проникается историей знаменитой марки, вдохновляется экзотикой неизвестной страны и во сне видит себя… маячницей на Мысе Доброй Надежды. Это трогательный эпизод и, наверное, самый колоритный пример отражения в детской литературе факта романтического восприятия зарубежной почтовой марки. Могла ли Айрис Мердок читать эту повесть? Скорее нет, чем да. Напомним читателям об особенностях марки Мыса Доброй Надежды. Это первая в мире треугольная марка и, наверное, самая известная треуголка в мировой филателии. Художник Уильям Хэмфриз известен как талантливый гравер на металле и один из самых талантливых мастеров викторианского дизайна. И хотя замысел принадлежит не ему, художник умело вписал женскую фигуру в треугольный формат.
В творчестве Хэмфриза заказ на гравирование треуголки мыса стал этапным. Он так искусно разместил в треугольнике красивый образ женщины, сидящей на берегу и опирающейся на якорь, что марку стали считать не только знаком почтовой оплаты, но и полноценным произведением графического искусства девятнадцатого века.
В филателистической среде эти марки называются не только треуголки мыса, а ещё и капские марки (от английского cape – мыс. Они вышли в 1853 году. Столетие спустя, в 1953 году был отмечен вековой юбилей этого почтового выпуска, причем была выпущена памятная марка, воспроизводящая уникальную почтовую миниатюру. Однако героям романа “Сон Бруно” не до филателистической экзотики. Он решают сложные личные проблемы. Ни один из оформителей романа не захотел воспроизвести на суперобложке книги знаменитую треуголку. И всё же на обложке зарубежных изданий романа воспроизведена картина художника Джозефа Б. Кэхилла “Коллекционер”. Эта эффектная обложка объединяет идею старости, которую воплощает умирающий Бруно, и тему обладания коллекционерским сокровищем.
За 25 лет, прошедшие после смерти писательницы, её книги не устарели. Хочется верить, что филателисты обратят внимание на роман “Сон Бруно”, а в честь писательницы будет когда-нибудь выпущена специальная марка.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Марки рассказывают о стиле граффити
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления