Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин

2024-05-24 13:53:05, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Интересно, что в мировой филателии фигурируют марки, посвященные не только самим сюрреалистам, но и их многочисленным предшественникам, например, крупнейшему австрийскому художнику-фантасту Альфреду Кубину (1877 - 1959).

Факты биографии Кубина остро поставили перед культурологами проблему адекватности личности художника, ведь его творчество было наполнено ужасными существами – змеями, чертями и призраками (несколько змей даже попали на посвященную художнику марку).

Для самого живописца эти существа не были столь страшными – он видел их в своих снах. При этом, прожив полжизни затворником в австрийском замке Цвикледт, Кубин и сам не заметил, как снискал себе мировую славу. Но этому предшествовали конфликтные детство и юность. Будущий король готического и экспрессионистского ужаса и предвестник сюрреализма родился в чешском городе Литомержице (Ляйтмерице) в состоятельной семье. Его отец был придворным геометром. В детстве Альфред был очень нервным и впечатлительным ребенком. В юном возрасте он попытался совершить попытку самоубийства, вскрыв вены на могиле собственной матери, и с тех пор надолго стал пациентом психиатрических больниц. Но и находясь под присмотром врачей, он не переставал думать о самоубийстве.

Филателисты как никто другой знают, что художник не погиб, ведь на марке он изображен совсем пожилым. Кубину не дали наложить на себя руки, и он выстоял в схватке со смертью, которая властно манила его. Врачи-психиатры отбирали у него колюще-режущие предметы и иногда вместе с этими потенциальными орудиями самоубийства лишали его и принадлежностей для рисования.

Но его коллеги-художники взяли шефство над неуравновешенным фантастом. Главным «куратором» безумного живописца был сам Герман Гессе – его подпись стояла первой под письмами, в которых деятели культуры просили врачей отпустить художника из психиатрической больницы. И врачи не могли отказать знаменитому Гессе.

Герман Гессе 

Кубин прожил долгие годы в замке Цвикледт, где ничто не мешало ему предаваться любимому делу. Он бывал на своей исторической родине в Чехии и из пражских художников поддерживал связь как минимум с одним мастером графики – Эмилем Орликом. Кубин скончался в 1959 году полностью примиренным с жизнью.

Мрачный характер творчества художника идет вразрез с сегодняшней коммерческой книжной продукцией, поэтому вряд ли мы скоро дождемся издания альбомов с репродукциями работ художника, не говоря уже о новых марках, хотя Кубин заслужил право быть отмеченным в российском маркоиздании, так как он был горячим поклонником и активным иллюстратором русской классической литературы.

Художник любил изображать фантастические существа. Они то были единичными, затерянными в сказочном пространстве образами, выделяясь на светлом фоне, то объединялись в целые сонмы. Совершенно очевидно, что на него оказала большое влияние повесть Гоголя «Вий».

Важной особенностью был биоморфный характер изображенных Кубином персонажей. Везде клыки, зубы, страшные щупальца и лапки насекомых. Биологические формы были очень близки художнику. Вероятно, многих из этих фантастических существ он видел в своих мрачных видениях. Но творчество великого фантаста – это не только клыки, когти и щупальца. В его графике находится место и для архитектурной среды. Средневековые замки, руины крепостей и подземелья создают атмосферу готического ужаса. В целом мир Кубина – это юдоль скорби, мир ночных кошмаров и непроходимых кафкианских лабиринтов. Поэтому и признали Кубина не сразу, в том числе и на родине художника.

Анализируя образный строй работ художника, нельзя не отметить, что затворник из замка Цвикледт очень любил русскую классическую литературу. В разные годы он иллюстрировал Тургенева, Достоевского и Гоголя. Пожалуй, самым любимым русским писателем Кубина был Достоевский.

А. Кубин. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», 1920 г.

Произведения великого русского классика привлекали многих экспрессионистов, в частности Карла Шмидта-Роттлуффа, у которого учился Кубин. В 1919 году Кубин создал рисунок «In memoriam Dostojewski» с изображением фантастического существа, бредущего по улицам Петербурга.

А. Кубин, «In memoriam Dostojewski», 1919 г.

Как мы уже отметили выше, Кубин был также знаком с творчеством Н.В. Гоголя, но не только с фантастическими произведениями. Мы встречаем в работах Кубина персонажей с длинными усами, очень похожих на запорожских казаков. В числе личных друзей Кубина был крупнейший русский художник-авангардист Василий Васильевич Кандинский. Он был настоящим мотором европейского авангарда и всегда привлекал к своим художественным инициативам (издательским проектам, созданию кружков) самых талантливых и современно мыслящих людей, каких только мог отыскать.

Кубин был членом мюнхенского объединения «Синий всадник», которое было создано Кандинским. Но еще раньше, до «Синего всадника» художник состоял в художественном объединении «Новая ассоциация молодых художников», также созданном В. Кандинским (отметим, что фирменный конверт этой ассоциации, прошедший почту, является сегодня большой редкостью). В своей книге «О духовном в искусстве» В. Кандинский назвал Кубина «очевидцем упадка».

А. Кубин, 1904 г.

Можно предположить, что Кандинский был самой крупной фигурой из числа русских авангардистов, известных Кубину. Однако среди русских художников было и немало таких, кто отдал дань специфической манере затворника из замка Цвикледт. Это Виктор Замирайло и Александр Тышлер, и остается только пожалеть, что их произведений нет на марках. Представьте себе, как современно выглядели бы марки и блоки, использующие фантастические образы Замирайло в качестве элементов оформления.

В 1938 году в творчестве Кубина совершенно неожиданно возник образ Сталина. Графический лист изображает демонстрацию на Красной площади, однако чувствуется, что фантаст никогда не был в Москве и лишь догадывался о том, как могла выглядеть столица тридцатых годов. И тем не менее, он создал остро гротескный и запоминающийся образ Сталина. Можно только пожалеть о том, что эта работа ни разу не воспроизводилась в советской искусствоведческой литературе. 

Первая марка, посвященная Кубину, была приурочена к столетию со дня рождения художника и вышла в свет в 1977 году в Австрии. К счастью, она оказалась не единственным почтовым выпуском, посвященным знаменитому австрийцу. Кубину посвящено две марки (обе вышли в Австрии) и одно спецгашение.

Хочется верить, что связи фантаста из города Литомержице с русской культурой будут проанализированы более подробно, а марка с портретом Кубина украсит коллекции по литературоведению и фантастике. А отмеченный в 2007 году 130-летний юбилей художника являлся хорошим поводом к дальнейшим размышлениям о семиотике готического ужаса, взаимоотношении здорового и больного начал в изобразительном искусстве, а также об истоках фантастики, ее классических основах и, конечно же, о ее будущем. И замечательно, что в этих размышлениях принимают участие филателисты.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  

Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  

Коллаж в филателии

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  

Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали  

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

Прошло шестьдесят лет...

Марки рассказывают о стиле граффити

Итальянский футуризм  

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления




Комментарии к статье:
2024-06-01 21:18:55, Валерий
Спасибо за интересные сведения. Считал, что отец сюрра С. Дали. Что же касается персонажа, то интерес к Достоевскому говорит больше чем увлечение мистикой.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Привет из … Советского Союза
  • А.А. Бородин. Путь от члена КЮФ до президента
  • Шелкоткачество и шелководство на территории Беларуси
  • Властелины Колец
  • Секрет идеального картмаксимума
  • Холмогорская резная кость
  • Марки с юмористической окраской
  • Всеобщая история почтового дизайна. Очерки эволюции стилей
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2025 года
  • Яхтенный стиль: триумф и забвение
  • Загадочная подделка викторианской марки
  • Стойкие в опасности
  • А.А. Бородин. Медаль Первой Всесоюзной юношеской...
  • АлСиб в почтовых конвертах и марках
  • Послесловие к выпускам уфимских клубных карточек
  • Раритетные штемпели на Неделе письма
  • Необычное расположение марок
  • Популяризация филателии и филокартии
  • Мир авиастроения и почтовых марок. Просто о сложном
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 15
  • Марки России. Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Памятник воину-освободителю в Пловдиве в почтовых марках и открытках
  • Сказочный терем художника Васнецова
  • Герои Сталинградской битвы на почтовых марках России
  • Первая русская революция в знаках почтовой оплаты
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2025 года
  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках