Интересно, что в мировой филателии фигурируют марки, посвященные не только самим сюрреалистам, но и их многочисленным предшественникам, например, крупнейшему австрийскому художнику-фантасту Альфреду Кубину (1877 - 1959).
Факты биографии Кубина остро поставили перед культурологами проблему адекватности личности художника, ведь его творчество было наполнено ужасными существами – змеями, чертями и призраками (несколько змей даже попали на посвященную художнику марку).
Для самого живописца эти существа не были столь страшными – он видел их в своих снах. При этом, прожив полжизни затворником в австрийском замке Цвикледт, Кубин и сам не заметил, как снискал себе мировую славу. Но этому предшествовали конфликтные детство и юность. Будущий король готического и экспрессионистского ужаса и предвестник сюрреализма родился в чешском городе Литомержице (Ляйтмерице) в состоятельной семье. Его отец был придворным геометром. В детстве Альфред был очень нервным и впечатлительным ребенком. В юном возрасте он попытался совершить попытку самоубийства, вскрыв вены на могиле собственной матери, и с тех пор надолго стал пациентом психиатрических больниц. Но и находясь под присмотром врачей, он не переставал думать о самоубийстве.
Филателисты как никто другой знают, что художник не погиб, ведь на марке он изображен совсем пожилым. Кубину не дали наложить на себя руки, и он выстоял в схватке со смертью, которая властно манила его. Врачи-психиатры отбирали у него колюще-режущие предметы и иногда вместе с этими потенциальными орудиями самоубийства лишали его и принадлежностей для рисования.
Но его коллеги-художники взяли шефство над неуравновешенным фантастом. Главным «куратором» безумного живописца был сам Герман Гессе – его подпись стояла первой под письмами, в которых деятели культуры просили врачей отпустить художника из психиатрической больницы. И врачи не могли отказать знаменитому Гессе.
Герман Гессе
Кубин прожил долгие годы в замке Цвикледт, где ничто не мешало ему предаваться любимому делу. Он бывал на своей исторической родине в Чехии и из пражских художников поддерживал связь как минимум с одним мастером графики – Эмилем Орликом. Кубин скончался в 1959 году полностью примиренным с жизнью.
Мрачный характер творчества художника идет вразрез с сегодняшней коммерческой книжной продукцией, поэтому вряд ли мы скоро дождемся издания альбомов с репродукциями работ художника, не говоря уже о новых марках, хотя Кубин заслужил право быть отмеченным в российском маркоиздании, так как он был горячим поклонником и активным иллюстратором русской классической литературы.
Художник любил изображать фантастические существа. Они то были единичными, затерянными в сказочном пространстве образами, выделяясь на светлом фоне, то объединялись в целые сонмы. Совершенно очевидно, что на него оказала большое влияние повесть Гоголя «Вий».
Важной особенностью был биоморфный характер изображенных Кубином персонажей. Везде клыки, зубы, страшные щупальца и лапки насекомых. Биологические формы были очень близки художнику. Вероятно, многих из этих фантастических существ он видел в своих мрачных видениях. Но творчество великого фантаста – это не только клыки, когти и щупальца. В его графике находится место и для архитектурной среды. Средневековые замки, руины крепостей и подземелья создают атмосферу готического ужаса. В целом мир Кубина – это юдоль скорби, мир ночных кошмаров и непроходимых кафкианских лабиринтов. Поэтому и признали Кубина не сразу, в том числе и на родине художника.
Анализируя образный строй работ художника, нельзя не отметить, что затворник из замка Цвикледт очень любил русскую классическую литературу. В разные годы он иллюстрировал Тургенева, Достоевского и Гоголя. Пожалуй, самым любимым русским писателем Кубина был Достоевский.
А. Кубин. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», 1920 г.
Произведения великого русского классика привлекали многих экспрессионистов, в частности Карла Шмидта-Роттлуффа, у которого учился Кубин. В 1919 году Кубин создал рисунок «In memoriam Dostojewski» с изображением фантастического существа, бредущего по улицам Петербурга.
А. Кубин, «In memoriam Dostojewski», 1919 г.
Как мы уже отметили выше, Кубин был также знаком с творчеством Н.В. Гоголя, но не только с фантастическими произведениями. Мы встречаем в работах Кубина персонажей с длинными усами, очень похожих на запорожских казаков. В числе личных друзей Кубина был крупнейший русский художник-авангардист Василий Васильевич Кандинский. Он был настоящим мотором европейского авангарда и всегда привлекал к своим художественным инициативам (издательским проектам, созданию кружков) самых талантливых и современно мыслящих людей, каких только мог отыскать.
Кубин был членом мюнхенского объединения «Синий всадник», которое было создано Кандинским. Но еще раньше, до «Синего всадника» художник состоял в художественном объединении «Новая ассоциация молодых художников», также созданном В. Кандинским (отметим, что фирменный конверт этой ассоциации, прошедший почту, является сегодня большой редкостью). В своей книге «О духовном в искусстве» В. Кандинский назвал Кубина «очевидцем упадка».
А. Кубин, 1904 г.
Можно предположить, что Кандинский был самой крупной фигурой из числа русских авангардистов, известных Кубину. Однако среди русских художников было и немало таких, кто отдал дань специфической манере затворника из замка Цвикледт. Это Виктор Замирайло и Александр Тышлер, и остается только пожалеть, что их произведений нет на марках. Представьте себе, как современно выглядели бы марки и блоки, использующие фантастические образы Замирайло в качестве элементов оформления.
В 1938 году в творчестве Кубина совершенно неожиданно возник образ Сталина. Графический лист изображает демонстрацию на Красной площади, однако чувствуется, что фантаст никогда не был в Москве и лишь догадывался о том, как могла выглядеть столица тридцатых годов. И тем не менее, он создал остро гротескный и запоминающийся образ Сталина. Можно только пожалеть о том, что эта работа ни разу не воспроизводилась в советской искусствоведческой литературе.
Первая марка, посвященная Кубину, была приурочена к столетию со дня рождения художника и вышла в свет в 1977 году в Австрии. К счастью, она оказалась не единственным почтовым выпуском, посвященным знаменитому австрийцу. Кубину посвящено две марки (обе вышли в Австрии) и одно спецгашение.
Хочется верить, что связи фантаста из города Литомержице с русской культурой будут проанализированы более подробно, а марка с портретом Кубина украсит коллекции по литературоведению и фантастике. А отмеченный в 2007 году 130-летний юбилей художника являлся хорошим поводом к дальнейшим размышлениям о семиотике готического ужаса, взаимоотношении здорового и больного начал в изобразительном искусстве, а также об истоках фантастики, ее классических основах и, конечно же, о ее будущем. И замечательно, что в этих размышлениях принимают участие филателисты.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Марки рассказывают о стиле граффити
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления