Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

К столетию Марчелло Мастроянни

2024-06-24 14:09:53, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Излишне напоминать читателям, насколько популярен был в нашей стране выдающийся итальянский актер Марчелло Мастроянни (1924 – 1996). В этом году со дня его рождения исполняется сто лет. Чем интересен он филателистам?

Мы видим портрет знаменитого артиста на марках нескольких стран. Очень удачно оформлен блок Либерии, состоящий из четырех марок. На полях мы видим портрет артиста крупным планом. А на марках кадры из фильмов «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Казанова-70» и «Развод по-итальянски». На блоке неверно указан год рождения актера. Он родился не в 1923, а в 1924 году.

Марчелло Мастроянни появился на свет 28 сентября в Фонтано Лири (Лацио). Некоторые биографы артиста придерживаются мнения, что он по линии матери имеет белорусские корни, но этот факт не подтверждается.

Нашим зрителям мало известно раннее творчество актера. А зрелый Мастроянни запомнился советским зрителям по фильму «Брак по-итальянски» (1964). Эту глубокую по содержанию психологическую ленту поставил Витторио де Сика.

Фильм настолько полюбился советским зрителям, что его пересматривали по нескольку раз. В нашей стране было немало хороших фильмов и телеспектаклей о семейной жизни, хотя тема супружеских измен, семейных ссор и внебрачных детей поднималась редко. На этом фоне драматургия Эдуардо де Филиппо была новым словом. Она знакомила зрителя с бытовой стороной жизни, бытом обыкновенных людей и была необыкновенно популярна в СССР.

Язык персонажей Де Филиппо был максимально приближен к жизни, и это подкупало зрителей и радиослушателей. Этого драматурга знали и любили, его пьесы ставили многие театры. И хотя у нас тоже было немало хороших фильмов о семейных отношениях, все же зрители нашли в экранизации пьесы «Филомена Мартурано» что-то новое для себя. Фильм стал открытием. И немалая заслуга в этом замечательного дуэта Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.

К счастью, существует марка, где они вместе. В этом году Софи Лорен отмечает своё девяностолетие, и это повод лишний раз взглянуть на марки, с которых на нас смотрит её красивое лицо. А ещё это тема для отдельной статьи.

Итак, «Брак по-итальянски» имел в СССР поистине грандиозный успех. Впоследствии в нашей стране показывали в широком прокате ленты «Развод по-итальянски» и «Привет, артист!» Эти фильмы раскрыли перед нашим зрителем разные грани таланта знаменитого актёра.

В СССР не прокатывали легендарную ленту «Сладкая жизнь», в которой Феллини средствами социальной сатиры исследовал жизнь золотой молодёжи, но творческие работники видели её на закрытых показах, и к тому же о фильме много писали наши критики. Марксистский подход предполагал, что это сатира на капиталистические нравы. Возможно, в этом есть зерна правды, но фильм был не только сатирой, но и глубоким исследованием человеческого поведения.

Фильм Феллини «Восемь с половиной» получил приз Московского международного кинофестиваля. История режиссёра Гвидо Ансельми, который мучительно ищет себя, чем-то напоминала романы Ф.М.Достоевского. Герой мучается и страдает, он недоволен собой и результатами своего творчества. Отчасти Гвидо – это второе я самого Феллини.

Впоследствии большой успех у нашего зрителя имели феллиниевские ленты «Джинджер и Фред» и «Интервью», показанные на Московском кинофестивале, причем в фильме «Интервью» актёр сыграл самого себя.

Едва ли не первым соприкосновением актера с русской культурой был фильм Лукино Висконти «Белые ночи» по одноименной повести Ф.М.Достоевского. Действие фильма перенесено в Италию (в Ливорно), а главного героя зовут сеньор Марио. Его партнерами по съемочной площадке были знаменитая Мария Шелл и молодой Жан Маре (его героя зовут Джулиано). Название фильма есть на марке Италии, посвящённой Лукино Висконти.

Это уникальный случай, когда известный фильм отражен на марке не путём репродуцирования кадра на почтовой миниатюре, а лишь через размещение на марке названия фильма.

В биографии актера есть роли в двух совместных фильмах, снятых при участии СССР. Это «Подсолнухи» и «Очи черные». Оба фильма имели в СССР большой успех. «Подсолнухи» (1970) наши зрители называли советско-итальянским фильмом, хотя роль СССР была обозначена на афишах куда скромнее: Италия – США (при участии Мосфильма). При этом участие СССР в создании ленты было весьма масштабным.

Трогательная история о том, как война разлучила двух любящих супругов, надолго запомнилась многим кинозрителям. Судьба итальянского солдата Антонио, после пленения оставшегося в СССР, тронула сердца зрителей в разных странах мира. Жена пропавшего без вести солдата стала настойчиво искать его в России. Образ итальянки Джованны с фотографией мужа в руке был воспроизведен на многих афишах к фильму, словно героиня фильма показывала фото пропавшего мужа зрителям всего мира, стал визитной карточкой фильма. Поиски пропавшего мужа не завершились безоблачным счастьем: оказалось, что у Антонио новая семья.

Великая актриса Софи Лорен и сегодня очень тепло вспоминает о том, какой радушный прием оказали ей в СССР. Как мы уже отметили, фильм официально считался итало-американским с оговоркой «при участии Мосфильма», но в обиходе ссылались на эту ленту как на советско-итальянскую.

Зрители гордились тем, что легендарная Софи Лорен снялась в советском фильме. Известно, что она даже посетила маленький кинотеатр имени И.Котляревского в Полтаве, правда, чтобы остаться незамеченной, заняла место не в партере, а на балконе. Советские военные эпизоды фильма снял молодой Андрон Кончаловский, и итальянские кинематографисты были очень довольны предложенными им приемами. Но итальянская сторона настаивала на том, чтобы в кадре появилось итальянское воинское кладбище на территории СССР.

Советская сторона не очень этого хотела, и тогда экстремистские группировки Запада стали присылать в Москву письма с угрозами. Террористы настаивали на том, чтобы на экране появились могилы итальянских солдат, в противном случае они угрожали взрывами в советских дипломатических представительствах в зарубежных странах. Рядовые зрители узнали об этом только в XXI веке. И эти кадры вошли в фильм. Жаль, что мы не можем задокументировать эту ленту филателистическими материалами. Разве что поместить в коллекцию красивую марку с изображением подсолнуха.

В 1974 году на экраны Италии вышел фильм «Вперед, сыны отечества!», поставленный талантливыми режиссёрами братьями Паоло и Витторио Тавиани. Год спустя лента была показана на Московском международном кинофестивале и была высоко оценена критиками. Герой фильма Фульвио Имбриани – анархист, уставший от революционной борьбы. Драма его жизни рассказана языком притчи. Многие критики отметили изысканные эстетические эффекты фильма и называли фильм барочным (по названию стиля барокко, влияние которого чувствовалось во многих сценах ленты). Психологический рисунок роли был тщательно выверен.

Но вернёмся к совместным с нашей страной кинопостановкам. Ленту «Очи черные» (1986) поставил известный режиссер Н.С.Михалков. Во время съемок Мастроянни посетил Москву и Ленинград. В городе на Неве он останавливался в гостинице «Астория».

Пока шли съемки в здании бывшего Дома писателя, Литейный проспект был перекрыт. Город знал о том, что идут съемки совместного фильма, и ленинградцы живо заинтересовались этим событием. Мастроянни любил Чехова, и сценарий, в котором обыгрывались мотивы рассказа «Дама с собачкой», пришелся ему по душе. История итальянца, приехавшего в Россию, чтобы увидеть любимую женщину, рассказана в фильме с удивительным равновесием трагического и комического. У ленты печальный конец, но зритель будет часто улыбаться во время сеанса, так как Н.Михалков в свойственной ему режиссерской манере смешивает смех и слезы. Благодаря мастерству режиссера и актеров трагическое и комическое взаимно переливаются, как и должно быть в произведениях больших мастеров кино. Ведь в жизни всё так и есть.

Известно, что Мастроянни принимал горячее участие в продвижении на экраны мира фильма Сергея Параджанова «Ашик-Кериб». Он побывал в гостях у Параджанова в Тбилиси и проникся глубоким уважением к его таланту. Знакомство двух известных кинематографистов стало событием в культурной жизни Грузии и переросло в личную дружбу. Во время постпродакшена фильма «Ашик-Кериб» итальянский актёр постоянно наводил справки о степени готовности фильма и мечтал представить эту талантливую картину на международных фестивалях. Красочная лента с изумительным изобразительным рядом покорила зрителей международных киносмотров.

Мастроянни скончался в декабре 1996 года от рака поджелудочной железы. Актеру было 72 года. Он опубликовал воспоминания, в которых есть строчка: Я помню снег на Красной площади. Таким образом, суммируя отношение Марчелло Мастроянни к русской литературе, мы поместим рядом марки с портретами А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского и М.Ю.Лермонтова. Можно предположить, что он знал имена и других русских авторов и был знаком с творчеством советских кинорежиссёров.

А из зарубежных авторов, марки с портретами которых могут быть помещены в подборку о творчестве Мастроянни, следует выделить Луиджи Пиранделло (автора, которого иногда сравнивают с Чеховым). Пьесу «Генрих Четвертый» перенес на экран талантливый (ныне здравствующий) кинорежиссер Марко Беллоккио, живой классик итальянского кино.

В год столетия со дня рождения знаменитого артиста хочется в который раз посмотреть многие из его фильмов (если не все). И, конечно, взглянуть на посвящённые ему марки и ещё раз ощутить, как много значат в жизни актера талант и труд.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  

Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  

Коллаж в филателии

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  

Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали  

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

Прошло шестьдесят лет...

Марки рассказывают о стиле граффити

Итальянский футуризм  

Эльза Бесков – настоящий друг детей  

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления




Комментарии к статье:
2024-06-27 18:21:30, Леонид.
К сожалению, надо отметить, что после 2000х годов литовская Stamperija напечатала очень много разных красивых картинок, по любому поводу и теме. Насколько эти картинки являются реально марками (или средствами оплаты почтовых услуг) тех или иных стран, уже сложно разобраться... Это обилие снижает интерес к филателистическим выпускам современных африканских стран, агентом которых типография может выступать...

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета