Излишне напоминать читателям, насколько популярен был в нашей стране выдающийся итальянский актер Марчелло Мастроянни (1924 – 1996). В этом году со дня его рождения исполняется сто лет. Чем интересен он филателистам?
Мы видим портрет знаменитого артиста на марках нескольких стран. Очень удачно оформлен блок Либерии, состоящий из четырех марок. На полях мы видим портрет артиста крупным планом. А на марках кадры из фильмов «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Казанова-70» и «Развод по-итальянски». На блоке неверно указан год рождения актера. Он родился не в 1923, а в 1924 году.
Марчелло Мастроянни появился на свет 28 сентября в Фонтано Лири (Лацио). Некоторые биографы артиста придерживаются мнения, что он по линии матери имеет белорусские корни, но этот факт не подтверждается.
Нашим зрителям мало известно раннее творчество актера. А зрелый Мастроянни запомнился советским зрителям по фильму «Брак по-итальянски» (1964). Эту глубокую по содержанию психологическую ленту поставил Витторио де Сика.
Фильм настолько полюбился советским зрителям, что его пересматривали по нескольку раз. В нашей стране было немало хороших фильмов и телеспектаклей о семейной жизни, хотя тема супружеских измен, семейных ссор и внебрачных детей поднималась редко. На этом фоне драматургия Эдуардо де Филиппо была новым словом. Она знакомила зрителя с бытовой стороной жизни, бытом обыкновенных людей и была необыкновенно популярна в СССР.
Язык персонажей Де Филиппо был максимально приближен к жизни, и это подкупало зрителей и радиослушателей. Этого драматурга знали и любили, его пьесы ставили многие театры. И хотя у нас тоже было немало хороших фильмов о семейных отношениях, все же зрители нашли в экранизации пьесы «Филомена Мартурано» что-то новое для себя. Фильм стал открытием. И немалая заслуга в этом замечательного дуэта Софи Лорен и Марчелло Мастроянни.
К счастью, существует марка, где они вместе. В этом году Софи Лорен отмечает своё девяностолетие, и это повод лишний раз взглянуть на марки, с которых на нас смотрит её красивое лицо. А ещё это тема для отдельной статьи.
Итак, «Брак по-итальянски» имел в СССР поистине грандиозный успех. Впоследствии в нашей стране показывали в широком прокате ленты «Развод по-итальянски» и «Привет, артист!» Эти фильмы раскрыли перед нашим зрителем разные грани таланта знаменитого актёра.
В СССР не прокатывали легендарную ленту «Сладкая жизнь», в которой Феллини средствами социальной сатиры исследовал жизнь золотой молодёжи, но творческие работники видели её на закрытых показах, и к тому же о фильме много писали наши критики. Марксистский подход предполагал, что это сатира на капиталистические нравы. Возможно, в этом есть зерна правды, но фильм был не только сатирой, но и глубоким исследованием человеческого поведения.
Фильм Феллини «Восемь с половиной» получил приз Московского международного кинофестиваля. История режиссёра Гвидо Ансельми, который мучительно ищет себя, чем-то напоминала романы Ф.М.Достоевского. Герой мучается и страдает, он недоволен собой и результатами своего творчества. Отчасти Гвидо – это второе я самого Феллини.
Впоследствии большой успех у нашего зрителя имели феллиниевские ленты «Джинджер и Фред» и «Интервью», показанные на Московском кинофестивале, причем в фильме «Интервью» актёр сыграл самого себя.
Едва ли не первым соприкосновением актера с русской культурой был фильм Лукино Висконти «Белые ночи» по одноименной повести Ф.М.Достоевского. Действие фильма перенесено в Италию (в Ливорно), а главного героя зовут сеньор Марио. Его партнерами по съемочной площадке были знаменитая Мария Шелл и молодой Жан Маре (его героя зовут Джулиано). Название фильма есть на марке Италии, посвящённой Лукино Висконти.
Это уникальный случай, когда известный фильм отражен на марке не путём репродуцирования кадра на почтовой миниатюре, а лишь через размещение на марке названия фильма.
В биографии актера есть роли в двух совместных фильмах, снятых при участии СССР. Это «Подсолнухи» и «Очи черные». Оба фильма имели в СССР большой успех. «Подсолнухи» (1970) наши зрители называли советско-итальянским фильмом, хотя роль СССР была обозначена на афишах куда скромнее: Италия – США (при участии Мосфильма). При этом участие СССР в создании ленты было весьма масштабным.
Трогательная история о том, как война разлучила двух любящих супругов, надолго запомнилась многим кинозрителям. Судьба итальянского солдата Антонио, после пленения оставшегося в СССР, тронула сердца зрителей в разных странах мира. Жена пропавшего без вести солдата стала настойчиво искать его в России. Образ итальянки Джованны с фотографией мужа в руке был воспроизведен на многих афишах к фильму, словно героиня фильма показывала фото пропавшего мужа зрителям всего мира, стал визитной карточкой фильма. Поиски пропавшего мужа не завершились безоблачным счастьем: оказалось, что у Антонио новая семья.
Великая актриса Софи Лорен и сегодня очень тепло вспоминает о том, какой радушный прием оказали ей в СССР. Как мы уже отметили, фильм официально считался итало-американским с оговоркой «при участии Мосфильма», но в обиходе ссылались на эту ленту как на советско-итальянскую.
Зрители гордились тем, что легендарная Софи Лорен снялась в советском фильме. Известно, что она даже посетила маленький кинотеатр имени И.Котляревского в Полтаве, правда, чтобы остаться незамеченной, заняла место не в партере, а на балконе. Советские военные эпизоды фильма снял молодой Андрон Кончаловский, и итальянские кинематографисты были очень довольны предложенными им приемами. Но итальянская сторона настаивала на том, чтобы в кадре появилось итальянское воинское кладбище на территории СССР.
Советская сторона не очень этого хотела, и тогда экстремистские группировки Запада стали присылать в Москву письма с угрозами. Террористы настаивали на том, чтобы на экране появились могилы итальянских солдат, в противном случае они угрожали взрывами в советских дипломатических представительствах в зарубежных странах. Рядовые зрители узнали об этом только в XXI веке. И эти кадры вошли в фильм. Жаль, что мы не можем задокументировать эту ленту филателистическими материалами. Разве что поместить в коллекцию красивую марку с изображением подсолнуха.
В 1974 году на экраны Италии вышел фильм «Вперед, сыны отечества!», поставленный талантливыми режиссёрами братьями Паоло и Витторио Тавиани. Год спустя лента была показана на Московском международном кинофестивале и была высоко оценена критиками. Герой фильма Фульвио Имбриани – анархист, уставший от революционной борьбы. Драма его жизни рассказана языком притчи. Многие критики отметили изысканные эстетические эффекты фильма и называли фильм барочным (по названию стиля барокко, влияние которого чувствовалось во многих сценах ленты). Психологический рисунок роли был тщательно выверен.
Но вернёмся к совместным с нашей страной кинопостановкам. Ленту «Очи черные» (1986) поставил известный режиссер Н.С.Михалков. Во время съемок Мастроянни посетил Москву и Ленинград. В городе на Неве он останавливался в гостинице «Астория».
Пока шли съемки в здании бывшего Дома писателя, Литейный проспект был перекрыт. Город знал о том, что идут съемки совместного фильма, и ленинградцы живо заинтересовались этим событием. Мастроянни любил Чехова, и сценарий, в котором обыгрывались мотивы рассказа «Дама с собачкой», пришелся ему по душе. История итальянца, приехавшего в Россию, чтобы увидеть любимую женщину, рассказана в фильме с удивительным равновесием трагического и комического. У ленты печальный конец, но зритель будет часто улыбаться во время сеанса, так как Н.Михалков в свойственной ему режиссерской манере смешивает смех и слезы. Благодаря мастерству режиссера и актеров трагическое и комическое взаимно переливаются, как и должно быть в произведениях больших мастеров кино. Ведь в жизни всё так и есть.
Известно, что Мастроянни принимал горячее участие в продвижении на экраны мира фильма Сергея Параджанова «Ашик-Кериб». Он побывал в гостях у Параджанова в Тбилиси и проникся глубоким уважением к его таланту. Знакомство двух известных кинематографистов стало событием в культурной жизни Грузии и переросло в личную дружбу. Во время постпродакшена фильма «Ашик-Кериб» итальянский актёр постоянно наводил справки о степени готовности фильма и мечтал представить эту талантливую картину на международных фестивалях. Красочная лента с изумительным изобразительным рядом покорила зрителей международных киносмотров.
Мастроянни скончался в декабре 1996 года от рака поджелудочной железы. Актеру было 72 года. Он опубликовал воспоминания, в которых есть строчка: Я помню снег на Красной площади. Таким образом, суммируя отношение Марчелло Мастроянни к русской литературе, мы поместим рядом марки с портретами А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского и М.Ю.Лермонтова. Можно предположить, что он знал имена и других русских авторов и был знаком с творчеством советских кинорежиссёров.
А из зарубежных авторов, марки с портретами которых могут быть помещены в подборку о творчестве Мастроянни, следует выделить Луиджи Пиранделло (автора, которого иногда сравнивают с Чеховым). Пьесу «Генрих Четвертый» перенес на экран талантливый (ныне здравствующий) кинорежиссер Марко Беллоккио, живой классик итальянского кино.
В год столетия со дня рождения знаменитого артиста хочется в который раз посмотреть многие из его фильмов (если не все). И, конечно, взглянуть на посвящённые ему марки и ещё раз ощутить, как много значат в жизни актера талант и труд.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Марки рассказывают о стиле граффити
Эльза Бесков – настоящий друг детей
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления