К 125-летию со дня рождения Александра Александровича Дейнеки
20 мая 1899 года в Курске родился будущий русский советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии Александр Александрович Дейнека.
Сейчас его имя носит Курская картинная галерея.
Первоначальное образование Александр Дейнека получал в 1915-1917 годах в Харьковском государственном художественном училище.
Здесь его наставником был Александр Михайлович Любимов - русский и советский художник, график и педагог, портретист, жанровый живописец и калужанин Михаил Родионович Пестриков, также российский и советский художник, педагог.
С 1919 по 1920 год Александр Дейнека руководил художественной студией, которая была подведомственна Курскому политуправлению, а также «Окнами РОСТа» в Курске, которые были знамениты участием в них Маяковского и других деятелей пролетарской культуры. И само общение со столь известным поэтом имело определяющее значение в творческом становлении Дейнеки как гражданина и художника.
В 1920-1925 годах Александр Александрович из армии был командирован в Москву, учиться на полиграфическом отделении ВХУТЕМАС. Здесь его педагогом был русский советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог, академик Академии Художеств СССР, Народный художник СССР, Лауреат Ленинской премии Владимир Андреевич Фаворский, который внес большой вклад в формирование личности Дейнеки.
Также во ВХУТЕМАС Дейнеку обучал российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник Игнатий Игнатьевич Нивинский.
В 1924 году Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства приняла работы Дейнеки в составе так называемой «Группы трех», в которую входил также советский и российский художник-живописец, график, сценограф, плакатист, педагог, будущий Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Лауреат двух Сталинских премий второй степени и Ленинской премии Юрий Иванович Пименов.
Третьим участником «Группы трех» выступал советский живописец и график, художник книги, театральный художник, педагог, Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР Андрей Дмитриевич Гончаров.
В 1925 году Дейнека станет соучредителем художественной организации «Общество станковистов» (ОСТ), где проработает до 1927 года. В 1926 году молодой живописец войдет в Ассоциацию художников-графиков при Доме печати (Москва), членом которой будет вплоть до 1929 года. В 1928 году Александр Александрович становится членом Объединения новых видов художественного труда «Октябрь», участвовать в работе которого будет до 1930 года.
В 1928 году Александр Александрович становится членом Объединения новых видов художественного труда «Октябрь», участвовать в работе которого будет до 1930 года.
С 1928 по 1930 год Дейнека преподаёт в Москве во ВХУТЕИНе. Также в 1928 году у Дейнеки появляется первая советская картина «Оборона Петрограда», которая была признана как подлинно монументальное историко-революционное полотно. На марке односторонней почтовой карточки с оригинальной маркой Издательского центра «Марка» Госкомсвязи России 1999 года издания запечатлён ее фрагмент.
А на открытке издательства «Изобразительное искусство» 1984 года выпуска данное полотно помещено полностью.
С 1930 по 1934 год Дейнека преподает в Московском полиграфическом институте. В наши дни это Московский государственный университет печати.
В 1931 году Александр Александрович вступит в Российскую ассоциацию пролетарских художников (РАПХ), в рядах которой будет находиться на протяжении года.
В период с 1934 по 1946 и 1957 по 1963 гг Дейнека преподает в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
В 1935 году у Дейнеки состоялась персональная выставка в США, соорганизаторами которой выступили Филадельфийский музей искусств, Американо-русский институт и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.
В 1938 году увидела свет книга для детей прославленного летчика Георгия Филипповича Байдукова «Через полюс в Америку», иллюстратором которой был Дейнека.
В 1938 году А.А. Дейнека выступил в качестве автора эскизов тридцати пяти мозаичных плафонов «Сутки советского неба» на станции московского метрополитена «Маяковская» Горьковско-Замоскворецкой линии.
Эти удивительные плафоны были выполнены в технике мозаики под руководством профессора Всероссийской Академии художеств Владимира Александровича Фролова.
В 1940 году Дейнека удостаивается высокого звания профессора. В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, всем врагам назло, мозаики по рисункам Дейнеки украсили потолки ещё одной станции Горьковско-Замоскворецкой линии. На этот раз – Новокузнецкой. Вместо Павелецкой-радиальной, для которой они предназначались изначально.
Открывают замечательную галерею из семи работ панно «Садоводы» и «Сталевары». В центральной части подземного вестибюля станции расположены панно данной серии под названиями «Машиностроители», «Строители» и «Авиаторы». Завепршают серию панно «Лыжники» и «Парад физкультурников». Мозаик могло быть и 8. Однако мозаичное панно «Шахтёры» подверглось демонтажу по причине установки в конце 1950-х годов на станции гермозатвора.
На мемориальной доске в центральном зале станции имена Дейнеки и Фролова указаны рядом.
Также в годы войны Дейнека создает серию проникновенных полотен героической тематики.
В 1942 году как настоящий гимн мужеству и героизму защитников города прозвучала его картина «Оборона Севастополя» (1942), дважды увидевшая свет, что было огромной редкостью в советской филателии.
Деталь этой запоминающейся картины стала сюжетом марок в блоке Республики Габон, посвященном творчеству Дейнеки.
С 1945 по 1952 год Дейнека сочетает свою творческую жизнь с педагогической работой в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Здесь до 1948 года он выполняет ещё и функции директора. А уже в 1947 году Дейнека становится Академиком Академии художеств СССР.
В течение 1953-1957 годов Дейнека руководит творческой мастерской монументальной живописи в Московском архитектурном институте. С 1958 года является членом президиума Академии художеств СССР. В 1960 году становится членом КПСС.
На период 1962-1966 годов Александр Александрович избирается вице-президентом Академии художеств СССР. В 1964 году художника избирают членом-корреспондентом Академии художеств Германской Демократической Республики.
В 1964 году Дейнека – лауреат Ленинской премии, которая была вручена ему за достаточно хорошо известный комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Рабочее утро», куда также входит, запечатленная на почтовой марке СССР 1973 года, мозаика «Хоккеисты».
В 1966-1968 годах Дейнека работает в качестве академика-секретаря Академии художеств СССР отделения декоративных искусств АХ СССР. Также он являлся членом Союза художников СССР, награждался многим высокими наградами.
Александр Александрович Дейнека скончался в 1969 году в возрасте 70 лет.
Светлая память человеку, насытившему нашу жизнь яркими, мажорными, полными романтики образами.
О.Ю. Латышев