Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Задорно, бодро и мажорно

2024-06-25 07:42:13, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 125-летию со дня рождения Александра Александровича Дейнеки

20 мая 1899 года в Курске родился будущий русский советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии Александр Александрович Дейнека.

Сейчас его имя носит Курская картинная галерея.

Первоначальное образование Александр Дейнека получал в 1915-1917 годах в Харьковском государственном художественном училище.

Здесь его наставником был Александр Михайлович Любимов - русский и советский художник, график и педагог, портретист, жанровый живописец и калужанин Михаил Родионович Пестриков, также российский и советский художник, педагог.

С 1919 по 1920 год Александр Дейнека руководил художественной студией, которая была подведомственна Курскому политуправлению, а также «Окнами РОСТа» в Курске, которые были знамениты участием в них Маяковского и других деятелей пролетарской культуры. И само общение со столь известным поэтом имело определяющее значение в творческом становлении Дейнеки как гражданина и художника.

В 1920-1925 годах Александр Александрович из армии был командирован в Москву, учиться на полиграфическом отделении ВХУТЕМАС. Здесь его педагогом был русский советский график, иллюстратор, ксилограф, искусствовед, сценограф, педагог, академик Академии Художеств СССР, Народный художник СССР, Лауреат Ленинской премии Владимир Андреевич Фаворский, который внес большой вклад в формирование личности Дейнеки.

Также во ВХУТЕМАС Дейнеку обучал российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник Игнатий Игнатьевич Нивинский.

В 1924 году Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства приняла работы Дейнеки в составе так называемой «Группы трех», в которую входил также советский и российский художник-живописец, график, сценограф, плакатист, педагог, будущий Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Лауреат двух Сталинских премий второй степени и Ленинской премии Юрий Иванович Пименов.

Третьим участником «Группы трех» выступал советский живописец и график, художник книги, театральный художник, педагог, Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР Андрей Дмитриевич Гончаров.

В 1925 году Дейнека станет соучредителем художественной организации «Общество станковистов» (ОСТ), где проработает до 1927 года. В 1926 году молодой живописец войдет в Ассоциацию художников-графиков при Доме печати (Москва), членом которой будет вплоть до 1929 года. В 1928 году Александр Александрович становится членом Объединения новых видов художественного труда «Октябрь», участвовать в работе которого будет до 1930 года.

В 1928 году Александр Александрович становится членом Объединения новых видов художественного труда «Октябрь», участвовать в работе которого будет до 1930 года.

С 1928 по 1930 год Дейнека преподаёт в Москве во ВХУТЕИНе. Также в 1928 году у Дейнеки появляется первая советская картина «Оборона Петрограда», которая была признана как подлинно монументальное историко-революционное полотно. На марке односторонней почтовой карточки с оригинальной маркой Издательского центра «Марка» Госкомсвязи России 1999 года издания запечатлён ее фрагмент.

А на открытке издательства «Изобразительное искусство» 1984 года выпуска данное полотно помещено полностью.

С 1930 по 1934 год Дейнека преподает в Московском полиграфическом институте. В наши дни это Московский государственный университет печати.

В 1931 году Александр Александрович вступит в Российскую ассоциацию пролетарских художников (РАПХ), в рядах которой будет находиться на протяжении года. 

В период с 1934 по 1946 и 1957 по 1963 гг Дейнека преподает в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.

В 1935 году у Дейнеки состоялась персональная выставка в США, соорганизаторами которой выступили Филадельфийский музей искусств, Американо-русский институт и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей.

В 1938 году увидела свет книга для детей прославленного летчика Георгия Филипповича Байдукова «Через полюс в Америку», иллюстратором которой был Дейнека. 

В 1938 году А.А. Дейнека выступил в качестве автора эскизов тридцати пяти мозаичных плафонов «Сутки советского неба» на станции московского метрополитена «Маяковская» Горьковско-Замоскворецкой линии.

Эти удивительные плафоны были выполнены в технике мозаики под руководством профессора Всероссийской Академии художеств Владимира Александровича Фролова.

В 1940 году Дейнека удостаивается высокого звания профессора. В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, всем врагам назло, мозаики по рисункам Дейнеки украсили потолки ещё одной станции Горьковско-Замоскворецкой линии. На этот раз – Новокузнецкой. Вместо Павелецкой-радиальной, для которой они предназначались изначально.

Открывают замечательную галерею из семи работ панно «Садоводы» и «Сталевары». В центральной части подземного вестибюля станции расположены панно данной серии под названиями «Машиностроители», «Строители» и «Авиаторы». Завепршают серию панно «Лыжники» и «Парад физкультурников». Мозаик могло быть и 8. Однако мозаичное панно «Шахтёры» подверглось демонтажу по причине установки в конце 1950-х годов на станции гермозатвора.

На мемориальной доске в центральном зале станции имена Дейнеки и Фролова указаны рядом.

Также в годы войны Дейнека создает серию проникновенных полотен героической тематики.

В 1942 году как настоящий гимн мужеству и героизму защитников города прозвучала его картина «Оборона Севастополя» (1942), дважды увидевшая свет, что было огромной редкостью  в советской филателии.

Деталь этой запоминающейся картины стала сюжетом марок в блоке Республики Габон, посвященном творчеству Дейнеки.

С 1945 по 1952 год Дейнека сочетает свою творческую жизнь с педагогической работой в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Здесь до 1948 года он выполняет ещё и функции директора. А уже в 1947 году Дейнека становится Академиком Академии художеств СССР.  

В течение 1953-1957 годов Дейнека руководит творческой мастерской монументальной живописи в Московском архитектурном институте. С 1958 года является членом президиума Академии художеств СССР. В 1960 году становится членом КПСС.

На период 1962-1966 годов Александр Александрович избирается вице-президентом Академии художеств СССР. В 1964 году художника избирают членом-корреспондентом Академии художеств Германской Демократической Республики.

В 1964 году Дейнека – лауреат Ленинской премии, которая была вручена ему за достаточно хорошо известный комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Рабочее утро», куда также входит, запечатленная на почтовой марке СССР 1973 года, мозаика «Хоккеисты».

В 1966-1968 годах Дейнека работает в качестве академика-секретаря Академии художеств СССР отделения декоративных искусств АХ СССР. Также он являлся членом Союза художников СССР, награждался многим высокими наградами.

Александр Александрович Дейнека скончался в 1969 году в возрасте 70 лет.

Светлая память человеку, насытившему нашу жизнь яркими, мажорными, полными романтики образами.

О.Ю. Латышев



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета