1714 год считается историками годом основания первого российского государственного публичного музея, известного как Кунсткамера. Создание музея было частью плана Петра I по строительству новой столицы Российской империи Санкт-Петербурга, города европейского типа, и просвещения России.
Эссе почтовой марки России 1913 года с портретом царя Петра I
Он стремился к распространению знаний и созданию Академии наук и университета. Как только в 1714 году в новой столице было закончено строительство Летнего дворца, Петр I дал устное распоряжение: перевезти из Москвы личные коллекции и коллекции Аптекарской канцелярии и приступить к организации «Императорской Библиотеки с Кунст и Натурал каморой».
Кунсткамера была задумана царем Петром I во время его первого европейского путешествия в 1697—1698 годах, «Великого посольства», знакомства с множеством галерей и научных кабинетов в Германии, Голландии, Австрии, Англии и других странах. В 1698 году Петр Первый консультировался у английского астронома Эдмунда Галлея насчет «наук и искусств, которые он хотел начать развивать в своей империи». Ко всему он проявлял безграничное любопытство. Петр I видел огромную коллекцию чудесных жуков и бабочек во время посещения таких знаменитых амстердамских коллекционеров как Николаас Витсен, Левинус Винсент, Фредерик Рюйш.
Почтовый блок Словакии 2014 года с изображением коллекции жуков и бабочек из кабинета чудес природы
Известно, с каким интересом Петр I прислушивался к советам владельцев научных коллекций в Нидерландах, которым он наносил визиты. Огромные коллекции предметов естественной истории и анатомические коллекции произвели на Петра I сильное впечатление. После своего путешествия по Европе Петр I покупал целые библиотеки и коллекции за границей, чтобы дать образование своим подданным. Так в создаваемой Кунсткамере среди редких растений и рыб были несколько «сотен в склянках сохраненных рыб, птиц и гадов, которые Петр I при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии».
Чтобы получить возможность шире использовать богатства своей страны, Петр отправлял экспедиции в самые отдаленные области, где исследователи собирали растения и животных и расспрашивали местное население об их умениях и навыках. В 1714 году Петр I приобретает коллекцию (1195 образцов) немецкого врача и естествоиспытателя Готвальда из Данцига (ныне Гданьск) с большим собранием редкостей, состоящим из минералов, раковин и образцов янтаря с насекомыми. Среди этих экспонатов особым интересом пользовались кусочки янтаря с включением разных мотыльков, что является неповторимым природным сокровищем.
Маркированный конверт Испании 2017 года с изображением вымершего вида мотылька в балтийском янтаре
В дальнейшем приобретение двух больших амстердамских коллекций натуралий было частью плана Петра I повысить уровень знаний соотечественников. Одним из обладателей такой знаменитой коллекции предметов естественной истории в те времена был голландец Альберт Себа. Амстердамский аптекарь Альберт Себа (1665–1736) собрал замечательную коллекцию, прославившуюся на всю Европу.
Почтовая марка Гвинеи 2008 года посвященная Альберту Себе
Собранная Себой коллекция влажных и сухих препаратов рыб, птиц, бабочек, а также раковин и артефактов признавалась одной из самых знаменитых в Амстердаме. По своим заслугам Себа был избран членом Лондонского королевского общества, Императорской Венской академии и других обществ.
Петр I не был знаком с Себой, однако впоследствии познакомился с его коллекцией через своего лейб-медика Роберта Арескина. Альберт Себа, как оптовый поставщик медицинских товаров в придворную аптеку России, переписывался с шотландским естествоиспытателем Робертом Арескиным, лейб-медиком и хранителем коллекций Петра I, назначенного в 1706 году главой Аптекарского приказа. 4 октября 1715 года Альберт Себа прислал Арескину описание своих коллекций и просил рекомендовать его коллекции царю. При этом Себа перечисляет «некоторые примечательные предметы, хранящиеся в его коллекции»: «заспиртованные животные; всевозможные редкие насекомые, такие как бабочки со всех частей света; кабинет красивых и редких раковин; другой кабинет минералов и окаменелостей и еще один с редкими и удивительными птичками из Азии, Африки и Америки». Себа также послал Арескину «несколько небольших предметов, таких как обыкновенные раковины и несколько коробок с бабочками, чтобы тот на основе увиденного смог составить суждение».
Почтовый блок Микронезии 2000 года с коробкой тропических бабочек и принадлежностями для их ловли
14 февраля 1716 года Петр I приказал приобрести коллекцию амстердамского аптекаря Альберта Себа. В Петербург она прибыла 2 сентября того же года. Коллекция Себы включала как натуралии, в основном из Азии и Южной Америки, так и произведения искусства, привезенные из Японии, Китая и Америки. Среди зоологических экспонатов было около 1000 насекомых, где особенно выделялись великолепные, невиданные до сих пор экземпляры тропических бабочек.
Одобренные 1.9.1970 пробные оттиски малазийских почтовых марок с различными видами бабочек, которые были включены в коллекцию Альберта Себы
Во время второй поездки в Европу в 1716–1717 гг. Петр I посетил Данию, Голландию, Францию и Пруссию, где также встречался с европейскими учеными, осматривал частные коллекции и естественнонаучные кабинеты. Он пользовался такими встречами для того, чтобы пригласить разного рода специалистов, в том числе ученых, приехать работать в России.
В декабре 1716 года Петр I посетил Альберта Себу, у которого ранее купил для своей Кунсткамеры самую большую на тот момент естественноисторическую коллекцию. После отправки этой коллекции в Петербург Себа сразу же принялся собирать новую, которую царь и решил осмотреть. В марте 1717 года Петр I снова посетил Фредерика Рюйша, амстердамского профессора ботаники и анатомии, который собрал уникальную коллекцию. С большим интересом он внимательно осмотрел увеличившуюся коллекцию Рюйша и, неравнодушный к диковинкам, уговорил Рюйша продать ему всю коллекцию. Таким образом огромное «хранилище редкостей» Фредерика Рюйша, состоящее не только из анатомических препаратов и препаратов животных, но также из многочисленных гербариев и большого количества коробок с бабочками всего мира, было куплено за 30 000 гульденов и отправлено в Россию.
Беззубцовая серия почтовых марок Камбоджи 1969 года с бабочками из Юго-Восточной Азии из кабинета естественной истории Фредерика Рюйша
Петр I был также достаточно наслышан об удивительной женщине-натуралисте Марие Сибилле Мериан, первооткрывательнице мира насекомых Южной Америки, и заинтересован ее творчеством. Натуралист и художник Мария Сибилла Мериан (1647 – 1717), совершившая путешествие в Суринам с научными целями в 1699 -1701 годах и проживавшая в Амстердаме, в 1705 году опубликовала свою шедевральную работу «Метаморфозы суринамских насекомых».
Почтовая марка Германии 1987 года с портретом Марии Сибиллы Мериан
В ее книгу вошли иллюстрации многих животных и растений, а также краткое изложение истории их жизни, информация, которая ранее была неизвестна европейским натуралистам. Несомненно, художественная сторона ее акварелей привлекала Петра, но, прежде всего, его занимала их познавательная и научная ценность. 2 января 1717 года. Петр I и лейб-медик Роберт Арескин приобрели в Амстердаме акварели и дневник наблюдений за метаморфозом насекомых художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан у ее зятя художника Георга Гзеля. Покупка представляла собой две больших книги, «в которых вложены пергаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки, и прочие всякие животные и которых пергаминовых листов будет числом 254 листа».
Почтовая марка Суринама 1983 года с изображением изумительной тропической бабочки из коллекции рисунков Марии Сибиллы Мериан
Так собрание рисунков и препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара, пополнило коллекцию Кунсткамеры. Создание музея и приобретение ценных коллекций ведущих европейских кураторов укрепили новый имидж России в глазах европейской общественности. Акварели Марии Сибиллы Мериан и все ее научное творчество привлекали внимание уже в первые годы их появления в Санкт-Петербурге.
Акварели Мериан показывались среди особо ценных редкостей Кунсткамеры. Акварелями Марии Сибиллы с изображением цветов, бабочек и других насекомых интересовался и царский двор. Так, в 1745 г. художнику Люрсениусу было поручено выполнить копии с 48 рисунков Мериан для императрицы Елизаветы Петровны.
Эссе почтовой марки России 1913 года с портретом императрицы Елизаветы Петровны
5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры произошел разрушительный пожар и вся великолепная коллекция экзотических бабочек была уничтожена. Поэтому для восстановления зоологической коллекции в 1752 году на аукционе в Амстердаме были приобретены предметы из второго собрания Альберта Себы, которые включали и несколько экземпляров замечательных бабочек.
Пара не разделенных по ошибке почтовых блоков Индонезии 1993 года с изображением замечательной тропической бабочки-парусника
В дальнейшем, ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Представителя старинного дворянского рода, Алексея Степановича Хомякова (1872—1952), который владел доходными домами в Москве и несколькими имениями в Тульской, Рязанской и Уфимской губерниях, называли «русский Ротшильд». Подобно банкиру и зоологу Ротшильду, на редкие естественнонаучные экспонаты и книги Хомяков тратил целые состояния, порой участвуя в торгах. Хомяков собрал естественно-научную коллекцию, богатую редкими видами экзотических и уже исчезнувших птиц и насекомых, и роскошную домашнюю библиотеку по естествознанию.
Почтовая марка ЮАР 2000 года и марка с ошибкой цвета с изображением экзотической бабочки с мыса Доброй Надежды из коллекции А.С. Хомякова
После революционных событий Алексей Степанович покинул Российскую империю и эмигрировал во Францию. Однако он оставил заметный след в культуре своей страны: принадлежащие А.С. Хомякову раритетные издания, выходившие по подписке, огромные раскрашенные вручную фолианты, чучела вымерших птиц, коллекции ярких тропических бабочек и жуков стали частью фондов Дарвиновского музея. Одной из редчайших книг в музее является фолиант Альберта Себы «Богатейший клад природного царства» 1734 года, принадлежавший А. С. Хомякову. Как известно, нидерландский аптекарь и натуралист Альберт Себа собрал вторую, еще более грандиозную коллекцию предметов естественной истории со всего мира, включающую уникальные экземпляры тропических бабочек. Поразмыслив, Альберт Себа решил составить описание своего богатого собрания и сопроводить его изображениями всех экспонатов. Это грандиозное сочинение «Богатейший клад природного царства» увидело свет в 1734—1765 годах в виде огромных (48,5 × 33 см) четырёх томов с 449 раскрашенными вручную изображениями.
Уникальный художественный дизайн для почтовой марки Бурунди 1968 года с прекрасной африканской бабочкой, включенной в фолиант Альберта Себы
Один из этих экземпляров в конце XIX века и приобрел московский коллекционер Алексей Степанович Хомяков. Бабочки — самые эфемерные и самые прекрасные существа на Земле. Во многих музеях представлены обширные коллекции бабочек со всего света. В России крупнейшими собраниями чешуекрылых могут похвастаться Зоологический институт РАН в Санкт-Петербурге, Зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова, Государственный Дарвиновский музей в Москве, зоологический музей Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН в Новосибирске, в также Биолого-почвенный институт Дальневосточного отделения РАН во Владивостоке.
Почтовая карточка России 2022 года с изображением здания Государственного Дарвиновского музея, в котором хранится 52568 экземпляров бабочек со всего мира
Автор всегда рад поделиться своими филателистическими исследованиями по теме «Бабочки и мотыльки» с заинтересованными филателистами по электронному адресу: vladimirkachan@mail.ru
Владимир Качан, Беларусь
Другие статьи автора:
«Его Высочество» бабочка переливница
Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
Российское шелководство в филателии
Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
Как много необычного у обычной бабочки капустницы
Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
Интересные факты о бабочках в России
Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
Как королевы увлекались бабочками
Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
Бабочка лимонница - яркий вестник весны
Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков
Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
Бабочки нашего детства в филателии
Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии