650-летию первого упоминания города Кирова посвящается
… А ведь город, на самом-то деле, намного старше! Но об этом мы могли бы и не узнать, если бы не один очень талантливый и предельно скромный человек.
Так, предпринимая первое издание памятника русской исторической литературы начала XVIII века – «Повести о стране Вятской», русский историк Вятского края, археограф, педагог, выдающийся краевед, статский советник Александр Степанович Верещагин даже не счел нужным полностью указывать на обложке свою фамилию в качестве издателя.
Основали на Балясковом поле город Вятку, как он тогда назывался, выходцы из Новгородской республики. «Моложе» Киров делают данные археологических раскопок, согласно которым город возник в середине-конце XIII века. Но археологи неутомимо продолжают свою большую и кропотливую работу.
Так, относительно недавно, благодаря находке всего одной старинной монеты, намного «старше», вплоть до тысячелетия со дня основания, стала Казань. Не ждет ли когда-нибудь подобная судьба ещё и город Киров?
На открытке №10, из более 600 с видами Вятки, увидевших свет до революции, приводится панорама Хлыновского Кремля, ярко выраженной доминантой которого выступал снесённый в 1931 году Троицкий кафедральный собор.
Также обратим внимание на две дореволюционные открытки №30, носящие одно и то же название «Общий вид города». Совершенно очевидно, что это разные издатели и разные снимки, которые легли в основу живописного поля октрыток. В левой части каждой из них отчетливо видна «вторая», т.е. каменная крепость Хлынов, изначально возведенная из дерева. Обратите внимание на вариации в издании открытки даже с одним и тем же городским видом.
Крепость была построена во время правления великого князя московского Василия Васильевича Тёмного. Название кремлю, или крепости, возникшей в 1457 году, дал левый приток реки Вятки – Хлыновки, ласково называемый местными жителями «Хлыновица» от слова «хлынуть».
Кремли строились традиционно на месте, где приток впадает в большую реку. На Боровицком холме, «в объятиях» Москва-реки и Неглинки – Московский, Москва-реки и Оки – Коломенский, Оки и Волги – Нижегородский и т.д. Хотя пространство, окружавшее Хлыновскую крепость, и продолжали называть Вяткой, но постепенно название «Хлынов» закрепится не только за крепостью, но и за всем городом, до 1780 года.
А потом свое слово в судьбе города сказала Екатерина Великая. Именно в 1780 году Хлынов попал в центр ее внимания в рамках проведения городской и губернской реформ.
Екатерина II вновь закрепила за городом изначальное название Вятка. Так город приобрел его во второй раз. С этого момента Вятка объявляется, как центр Вятского наместничества. В 1783 году утверждается Вятская почтовая контора.
13 августа 1784 года Екатерина II подписывает Указ, согласно которого утверждался новый регулярный план наместнического центра - города Вятка.
Изначально стройная система улиц Санкт-Петербурга вдохновляла российскую императрицу на то, чтобы и в наместничествах применялась квартальная сетка городских построек. Городская планировка современного Кирова и по-прежнему поддерживает традиции, заложенные Екатерининским указом от 13 августа 1784 года!
Шестнадцать лет спустя, после возвращения городу его исконного имени, на следующем витке губернской реформы, в 1796 году, Вятское наместничество было переименовано в Вятскую губернию. С 1796 года Вятская почта тоже станет губернской.
Но не во всем Вятка подчинялась идеям и вкусам Екатерины Великой. Так, например, несмотря на ее откровенную нелюбовь к стилю барокко и желание вытеснить его присутствие в имперской столице классицистическими постройками, вятское барокко продержалось на своей родине с конца XVI по XIX век.
На дореволюционной открытке № 32 хорошо виден упоминавшийся выше кафедральный Свято-Троицкий собор, также известный как Собор Троицы Живоначальной.
Его следует признать в качестве главного сооружения в вятском стиле. Или же в стиле вятского барокко – достойного преемника русского узорочья. Оно помножено на характерные черты так называемых московского, петровского и устюжского барокко.
Но почтительное отношение к императорской власти чувствуется в каждом названии вятских старинных построек. Примером этого может являться Царевская церковь, представленная в нашей коллекции в двух ракурсах. Народ не сразу узнал об отказе Константина Романова наследовать Александру Первому на русском престоле, и подобным образом, если верить устным источникам, искренне выражал готовность приветствовать «царя» Константина как наместника Божия на земле.
На выпущеных до революции открытках контрагентства А.С. Суворина, акционерного общества «Гранберг» в Стокгольме, Швеция, магазина Н. Вершинина, издателей А.В. Сунцова, П. Тихонова, Х.Т. Цветкова и других можно встретить и немало иных запоминающихся произведений православной культовой архитектуры Вятки.
Так, например, церковь Параскевы Пятницы представлена на открытке №14.
Экстерьер Единоверческой церкви составляет сюжет почтовой карточки №113.
Пример инноваций начала ХХ века может являть собой полиграфически раскрашенная открытка №122, изобразительный ряд которой составляет Александро-Невский собор.
Выпуск первого издателя открыток города Вятки, местного фотографа и владельца магазина писчебумажных товаров и фотопринадлежностей на бывшей Спасской улице Петра Григорьевича Тихонова игнорирует дефисное написание, именуя собор как «Александроневский».
В коллекции Н.Б. Пентиной в Кирове хранится изданная также А.В. Сунцовым открытка №76 — «Казанская улица», тоже ведущая к православному храму. В таком случае, не Казанской ли иконы Божией матери это собор? Мы будем весьма признательны Вам, если Вы поможете нам аттрибутировать его.
На открытке Акционерного общества «Гранберг» в Стокгольме, не имеющей коллекционного номера, запечатлена Соборная площадь. Её очертания угадываются на множестве других старинных открыток.
На лицевой стороне открытки №48 издательства А. В. Сунцова представлен общий вид Преображенского женского монастыря.
Продолжение следует...
Ю.А., П.А. и О.Ю. Латышевы