Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Трижды Вятка

2024-07-16 13:20:30, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

650-летию первого упоминания города Кирова посвящается

… А ведь город, на самом-то деле, намного старше! Но об этом мы могли бы и не узнать, если бы не один очень талантливый и предельно скромный человек.

Так, предпринимая первое издание памятника русской исторической литературы начала XVIII века – «Повести о стране Вятской», русский историк Вятского края, археограф, педагог, выдающийся краевед, статский советник Александр Степанович Верещагин даже не счел нужным полностью указывать на обложке свою фамилию в качестве издателя.

Основали на Балясковом поле город Вятку, как он тогда назывался, выходцы из Новгородской республики. «Моложе» Киров делают данные археологических раскопок, согласно которым город возник в середине-конце XIII века. Но археологи неутомимо продолжают свою большую и кропотливую работу.

Так, относительно недавно, благодаря находке всего одной старинной монеты, намного «старше», вплоть до тысячелетия со дня основания, стала Казань. Не ждет ли когда-нибудь подобная судьба ещё и город Киров?

На открытке №10, из более 600 с видами Вятки, увидевших свет до революции, приводится панорама Хлыновского Кремля, ярко выраженной доминантой которого выступал снесённый в 1931 году Троицкий кафедральный собор.

Также обратим внимание на две дореволюционные открытки №30, носящие одно и то же название «Общий вид города». Совершенно очевидно, что это разные издатели и разные снимки, которые легли в основу живописного поля октрыток. В левой части каждой из них отчетливо видна «вторая», т.е. каменная крепость Хлынов, изначально возведенная из дерева. Обратите внимание на вариации в издании открытки даже с одним и тем же городским видом.

Крепость была построена во время правления великого князя московского Василия Васильевича Тёмного. Название кремлю, или крепости, возникшей в 1457 году, дал левый приток реки Вятки – Хлыновки, ласково называемый местными жителями «Хлыновица» от слова «хлынуть».

Кремли строились традиционно на месте, где приток впадает в большую реку. На Боровицком холме, «в объятиях» Москва-реки и Неглинки – Московский, Москва-реки и Оки – Коломенский, Оки и Волги – Нижегородский и т.д. Хотя пространство, окружавшее Хлыновскую крепость, и продолжали называть Вяткой, но постепенно название «Хлынов» закрепится не только за крепостью, но и за всем городом, до 1780 года.

А потом свое слово в судьбе города сказала Екатерина Великая. Именно в 1780 году Хлынов попал в центр ее внимания в рамках проведения городской и губернской реформ.

Екатерина II вновь закрепила за городом изначальное название Вятка. Так город приобрел его во второй раз. С этого момента Вятка объявляется, как центр Вятского наместничества. В 1783 году утверждается Вятская почтовая контора.

13 августа 1784 года Екатерина II подписывает Указ, согласно которого утверждался новый регулярный план наместнического центра - города Вятка.

Изначально стройная система улиц Санкт-Петербурга вдохновляла российскую императрицу на то, чтобы и в наместничествах применялась квартальная сетка городских построек. Городская планировка современного Кирова и по-прежнему поддерживает традиции, заложенные Екатерининским указом от 13 августа 1784 года!

Шестнадцать лет спустя, после возвращения городу его исконного имени, на следующем витке губернской реформы, в 1796 году, Вятское наместничество было переименовано в Вятскую губернию. С 1796 года Вятская почта тоже станет губернской.

Но не во всем Вятка подчинялась идеям и вкусам Екатерины Великой. Так, например, несмотря на ее откровенную нелюбовь к стилю барокко и желание вытеснить его присутствие в имперской столице классицистическими постройками, вятское барокко продержалось на своей родине с конца XVI по XIX век.

На дореволюционной открытке № 32 хорошо виден упоминавшийся выше кафедральный Свято-Троицкий собор, также известный как Собор Троицы Живоначальной.

Его следует признать в качестве главного сооружения в вятском стиле. Или же в стиле вятского барокко – достойного преемника русского узорочья. Оно помножено на характерные черты так называемых московского, петровского и устюжского барокко.

Но почтительное отношение к императорской власти чувствуется в каждом названии вятских старинных построек. Примером этого может являться Царевская церковь, представленная в нашей коллекции в двух ракурсах. Народ не сразу узнал об отказе Константина Романова наследовать Александру Первому на русском престоле, и подобным образом, если верить устным источникам, искренне выражал готовность приветствовать «царя» Константина как наместника Божия на земле.

На выпущеных до революции открытках контрагентства А.С. Суворина, акционерного общества «Гранберг» в Стокгольме, Швеция, магазина Н. Вершинина, издателей А.В. Сунцова, П. Тихонова, Х.Т. Цветкова и других можно встретить и немало иных запоминающихся произведений православной культовой архитектуры Вятки.

Так, например, церковь Параскевы Пятницы представлена на открытке №14.

Экстерьер Единоверческой церкви составляет сюжет почтовой карточки №113.

Пример инноваций начала ХХ века может являть собой полиграфически раскрашенная открытка №122, изобразительный ряд которой составляет Александро-Невский собор.

Выпуск первого издателя открыток города Вятки, местного фотографа и владельца магазина писчебумажных товаров и фотопринадлежностей на бывшей Спасской улице Петра Григорьевича Тихонова игнорирует дефисное написание, именуя собор как «Александроневский».

В коллекции Н.Б. Пентиной в Кирове хранится изданная также А.В. Сунцовым открытка №76 — «Казанская улица», тоже ведущая к православному храму. В таком случае, не Казанской ли иконы Божией матери это собор? Мы будем весьма признательны Вам, если Вы поможете нам аттрибутировать его.

На открытке Акционерного общества «Гранберг» в Стокгольме, не имеющей коллекционного номера, запечатлена Соборная площадь. Её очертания угадываются на множестве других старинных открыток.

На лицевой стороне открытки №48 издательства А. В. Сунцова представлен общий вид Преображенского женского монастыря.

Продолжение следует...

Ю.А., П.А. и О.Ю. Латышевы



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета