В бывшем СССР с особым почетом относились к лицам, родившимся в 1917 году. Их называли ровесниками Октября. Одним из них был замечательный художник из ГДР профессор Вернер Клемке.
Для нескольких поколений советских мастеров живописи и графики, да и для любителей книжного искусства он воплощал не только образ друга нашей страны, но и художника-классика, несущего факел лучших традиций немецкой графической школы. А для филателистов Клемке – это прежде всего создатель красивых почтовых марок, среди которых есть сюжеты, посвященные цветам, горнорудной промышленности Германии, героям детского телевидения и – что особенно интересно – одной из сказок Пушкина…
Вернер Клемке родился в марте 2017 года. Его отец был столяром. Перед войной Вернер учился в Берлинской гимназии, а затем изучал живопись во Франкфурте-на-Одере. В 1933 году он начал карьеру художника-мультипликатора на студии “Крузе-фильм”. Не отсюда ли особая динамика его графических работ?
Клемке участвовал во Второй мировой войне, но не убивал людей и не сжигал деревни и села. Его привлекали к работе с документами. Во время оккупации Голландии он много сделал для голландских евреев, переоформляя их документы. Благодаря его помощи сотням семей удалось избежать депортации.
В одной из библиотек Голландии молодой офицер увидел подборку… советских детских книг 1920-х годов. Он был поражён разнообразием графических манер и стилей. Особенно впечатлила его книга М.Цехановского “Почта”, кадр из которого мы видим на блоке СССР. Он не знал тогда, что через 20 лет он будет признан новатором не меньшего класса, чем Михаил Цехановский.
После войны Клемке вернулся в Берлин. Это было в 1946 году. Он начал расписывать абажуры, оформлять витрины, словом, пробовал себя в разных областях… А затем его любимым делом стала книжная и журнальная иллюстрация.
В СССР творчество Клемке всегда рассматривалось как яркое инновационное, а главное нестандартное явление. На “Неделях книги ГДР” в Москве и Ленинграде, которые собирали огромную аудиторию книголюбов и любителей искусства, издания, проиллюстрированные Клемке, и большая монография о его творчестве пользовались неизменным успехом.
Художник, рожденный в семнадцатом, начинал путь в искусстве в сложную историческую эпоху. Одним из последствий войны для Восточной Германии стал поиск национальной самоидентификации. Идеи расовой исключительности были сданы в архив, и на передний план в немецком искусстве выходили гуманитарные аспекты.
Нация находила ответы на многие вопросы в немецкой классике – как литературной, так и художественной (это ярко проявилось и в маркоиздательской политике страны). Почта ГДР уделяла большое внимание историческим личностям.
Мир произведений Ганса Сакса, легенд о Тиле Уленшпигеле и “Книги о шильдбюргерах” были народной юмористической стихией, окунаясь в которую, Восточная Германия лечилась от кошмара фашизма. Оставались долгие годы до выхода первых марок ГДР, выполненных в озорном и шуточном стилях. Но новые веяния уже чувствовались в воздухе. Клемке создавал иллюстрации, проникнутые мягким юмором и оптимизмом. Его творчество не осталось незамеченным в СССР.
Дружба советских живописцев и графиков с Клемке была поистине трогательной и взаимообогащающей. Существуют суперобложки советских книг, журнальные обложки и экслибрисы в стиле Клемке (признавать это долгое время было не принято). Художник переписывался с иллюстратором А.Гончаровым, искусствоведом В.Кеменовым, был знаком с графиком В.Ветрогонским и скульптором Г.Ястребенецким. У него брала интервью знаменитая журналистка Татьяна Тэсс.
А вот что пишет о творчестве Клемке искусствовед Э.Ганкина: Он начал работать в издательстве “Volk und Welt” <…>, когда появилась общественная потребность в искусстве... И пафос просветительства, характерный для всей культуры ГДР в послевоенный период, очевиден в творчестве Клемке, в его взглядах на мир.
Но никакой пафос не в состоянии отменить или потеснить стихию смешного. Именно тогда, в первые послевоенные годы оказался востребованным талант Клемке-юмориста. Он создал стиль, для которого была характерна озорная линия и яркая цветовая гамма.
Этот стиль проявился в книжных обложках, спичечных этикетках и конвертах для пластинок. К тому же на рубеже 1950-х и 1960-х годов необходимо было создать новую стилистику молодёжных журналов. И Клемке поломал все устоявшиеся каноны детской и юношеской периодики. Он ввёл смешные игривые надписи, выполненные “пляшущими” буквами, создавал образы смешных веснушчатых мальчишек и девчонок.
Формировалась новая молодёжная культура. Клемке стремился создавать журнальные обложки нового типа. Он придавал большое значение теме досуга, развлечений на природе, спорта и купания. Сегодня экземпляры журналов “Магацин”, “Уленшпигель” и “Нойе берлинер иллюстрирте”, а также “Юный пионер” и “АВС” стали антиквариатом, поклонники творчества Клемке охотятся за ними.
Немцы черпали вдохновение не только в юморе. В 1950-е годы издавалось много альбомов по искусству прошлых веков, немало появилось и изданий классической литературы, к иллюстрированию которой привлекались лучшие мастера кисти и резца. А на марках помещали не только символы молодого государства (ныне уже не существующего), но и портреты великих деятелей культуры прошлого, героев войны с Наполеоном, а также сцены из истории Лейпцигской ярмарки.
Клемке был одним из крупнейших мастеров прикладной графики, и его приход в филателистический дизайн – важнейшее событие. Он отнёсся к маркам в высшей степени серьёзно, как к книгам. А книги он очень любил. Работая в разных техниках (рисунок пером и тушью, гравюра на дереве, цветные композиции, выполненные гуашью), он смело привносил в интерпретации литературных произведений свое собственное отношение к изображаемым героям. Бросалось в глаза, что в иллюстрациях работы Клемке классика соединялась с каким-то особым озорством, смешинкой. Художник прочно зарекомендовал себя как талантливый юморист.
Знаменитая поэма Дж.Чосера “Кентерберийские рассказы” всегда давала почву для иллюстраций в классическом стиле. Самые смешные сюжеты подавались в манере классической гравюры. Но не пропадал ли при этом юмор? Клемке пошел по другому пути и решил цикл иллюстраций в озорном ключе. Мы порой не узнаем в смелых и нарочито небрежных рисунках Англию времен Чосера, потому что ряд иллюстраций вообще имеет полуабстрактный характер.
Ну а как поступил художник с прозой М.Е.Салтыкова-Щедрина? Он умело выстроил мост между классическими сюжетами и современными приёмами графики. Рисунки отличаются гротескностью образов и эффектными чёрно-белыми контрастами.
Марки разных стран, подобранные специально по данной теме, могут составить галерею писателей, которых иллюстрировал Клемке. Это Дж.Боккаччо, Эса де Кейрош, Р.-Л.Стивенсон, Курт Тухольский и многие другие. А если попробовать проиллюстрировать марками тему “Клемке и русская культура”, то в такую подборку войдут почтовые миниатюры с портретами М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.В.Маяковского, С.В.Михалкова (Клемке иллюстрировал его басни) и, конечно, А.С.Пушкина.
Разумеется, что и блок, посвященный вышеупомянутому фильму М.Цехановского “Почта” тоже имеет прямое отношение к теме.
Вернер Клемке снискал подлинную любовь книголюбов СССР. В 1980-е годы ему было посвящено сразу две монографии разных авторов – Елены Марченко и Михаила Либмана (оба автора известны как талантливые искусствоведы). Такой высокой чести в СССР никто из здравствующих немецких художников удостоен не был (а из классиков разве что великому А.Дюреру было посвящено две разных искусствоведческих книги), тем более что обе монографии отличались глубиной научного анализа и широким охватом материала. Эти прекрасно изданные книги не задержались на прилавках магазинов. Кстати, поклонники художника мечтают о выходе третьей монографии, в которой были бы обнародованы вновь обнаруженные факты.
А таких фактов немало. Клемке считается книжным иллюстратором, но он уделял много внимания прикладной графике, оформляя игральные карты, открытки и конверты для грампластинок.
Но особенно интересны созданные им почтовые марки, в частности, популярная серия, посвященная героям детских телепередач (1964 г.). Это трогательные и смешные персонажи. И кто сказал, что почтовый дизайн обязательно должен быть официальным и серьёзным. Немецкий профессор доказал, что в марочной графике возможна улыбка, умиление и шутка. Сегодня эта стилистика прочно укоренилась в почтовом дизайне.
Не менее интересна серия “Цветы”, а также выпуск, посвящённый горнорудной промышленности Германии. В 1960-е годы художник любил располагать изображение на чёрном фоне, и это выглядело довольно эффектно. Большую известность получил выпуск, посвящённый сказкам братьев Гримм. На одной из марок присутствовал Кот в сапогах. Известно, что Клемке любил кошек и помещал на многих иллюстрациях изображение чёрного кота. Оно могло быть незаметным, но для художника было очень желательным, чтобы “кошачий талисман” присутствовал в его работах.
Но после объединения Германии неожиданно выяснилось, что Кот в сапогах появился на марке из гриммовской серии при довольно конфузливых обстоятельствах. Первоначально на этом месте (четвёртая марка в листе, имеющая номинал 25 пфеннигов) была помещена иллюстрация к сказке “Нищие бродяги”. Весь текст марки невольно читался как “ГДР нищие бродяги” (не хватало только тире).
Маркоиздатели решили не рисковать и заменили героев сказки “нейтральным” Котом в сапогах. Когда ГДР перестала существовать, эскиз марки, не вышедшей в свет, был извлечён на свет и проник на страницы прессы. А Кот в сапогах остался единственным филателистическим котом в творчестве Клемке. Известны картмакстмумы с этими марками, но рисунки для них выполнил другой художник, хотя в портретной открытке он использовал те же ракурсы, которые использовал Клемке, создавая портреты Якоба и Вильгельма Гримов. Они предназначались для листка первого дня, который гасился памятным штемпелем 26 ноября 1985 года.
Перейдём к пушкинской теме. В начале восьмидесятых годов одесский педагог И.Л.Попелюхер (создатель уникального школьного музея А.С.Пушкина) обратился к Министерству связи ГДР с просьбой отразить на марках поэму Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Это редкий случай обращения частного лица в почтовую администрацию другой страны с просьбой о выпуске марок.
Министерство откликнулось на эту просьбу и поручило эту работу Клемке. Так в ГДР в 1984 году был выпущен блок (клейнбоген) с декоративным оформлением полей, марки которого образовывали последовательное изложение сюжета пушкинской сказки (жаль, что филателисты никогда не используют слово “секвенция”, а ведь здесь мы имеем дело именно с таким “пошаговым” построением сюжета). У марок эффектный ярко-жёлтый фон. На полях были изображены пес Соколко, говорящее зеркало и дом в русском стиле, а также роковое отравленное яблоко. А вдоль нижнего горизонтального поля листа – сама царевна и семь богатырей. Сцена, когда царевна поднимается из хрустального гроба, лишена таинственности и мистицизма, которые ощущаются в работах других иллюстраторов этого сюжета. А чёрный пёс Соколко на пушкинской марке немного похож на кота.
Клейнбоген не залежался в магазинах “Союзпечати” и был мгновенно раскуплен, а затем включен во многие коллекции, посвященные А.С.Пушкину. Рискнём высказать мысль, что в манере Клемке есть что-то от озорных и раскрепощённых рисунков Пушкина, и если бы художник дожил до двухсотлетнего юбилея поэта (до 1999 года), он создал бы великолепную пушкинскую марку.
Серия 1985 года – последний зарубежный пушкинский выпуск, который официально продавался в СССР в магазинах “Союзпечати”. Последующие марки, например, эмиссии в честь 200-летия Пушкина (в частности, марку Болгарии) уже приходилось приобретать через дилеров. Привычное присутствие в нашем обиходе культуры социалистических стран уходило в прошлое… Отметим, что в языке европейских дилеров до сих пор бытует термин “восточногерманские сказочные клейнбогены”, хотя в каталогах сказочные выпуски названы блоками. Все эти серии, две их которых созданы Клемке, пользуются любовью у филателистов.
Житель города Аугсбурга Маттиас Хаберцеттль собрал уникальную коллекцию разнообразных материалов о жизни и творчестве В.Клемке (на цветной фотографии мы видим его рядом с книжными полками, на которых расположены редкие коллекционные объекты).
М.Хаберцеттль – создатель уникального домашнего музея. Благодаря его усилиям найдены новые интересные факты о художнике, собраны воедино проиллюстрированные им издания. М.Хаберцеттль ежегодно издаёт малотиражные брошюры по разным аспектам творчества художника и оригинальные почтовые открытки, имеющие в основе произведения Клемке.
Ряд этих изданий хранится в научной библиотеке Академии художеств РФ. Есть среди брошюр, изданных коллекционером-энтузиастом, и монография о почтовой графике Клемке. В ней репродуцированы не только марки и листки первого дня, но образцы спичечного дизайна и газетные вырезки о почтовой графике бывшей ГДР.
Вспоминая Клемке в год тридцатилетия со дня его смерти, вернёмся мысленно в семидесятые. В апреле 1974 года в Москве, в залах Академии художеств была открыта выставка работ В.Клемке (не тогда ли завязалось его знакомство с известным искусствоведом В.Кеменовым?). Впрочем, о приезде художника в СССР нам было известно до обидного мало. Лишь недавно, в 2002 году приезд Клемке в Ленинград был описан в воспоминаниях недавно ушедшего из жизни скульптора Г.Д.Ястребенецкого, у которого было много друзей в Германии. В этих интересных мемуарах рассказывается о приезде художника в Ленинград.
Мы узнаём, что он останавливался в гостинице “Астория” и посетил дом на Песочной набережной, в котором живут художники. Не раз вспоминали имя Клемке и в 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина. А весной 2017 года в библиотеке Академии Художеств в Санкт-Петербурге открылась выставка книг и печатных материалов, посвященных знаменитому иллюстратору.
Итак, 26 августа исполнилось 30 лет со дня смерти замечательного ровесника Октября из несуществующей ныне ГДР. Дата не осталась незамеченной. 4 июня 2024 года в Санкт-Петербурге, в библиотеке им. А.С.Грибоедова состоялась лекция, посвященная В.Клемке. Несмотря на жаркий день, мероприятие привлекло ценителей изобразительного искусства.
На экране один за другим появились слайды с произведениями художника. Конечно же, не обошлось и без почтово-филателистических материалов. Гости библиотеки увидели на экране яркие и запоминающиеся почтовые миниатюры, созданные рукой одного из самых талантливых мастеров марочного дизайна.
Приятно осознавать, что Вернер Клемке, его марки, книги, да и другие произведения у нас не забыты. В дальнейшем исследование творчества художника, его неповторимого и разнообразного наследия (в том числе почтово-филателистического наследия) будет продолжаться.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Общества «Знание» и Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Фото из открытых источников
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Марки рассказывают о стиле граффити
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления