Посвящается
150-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича Коненкова
145-летию со дня рождения Альберта Эйнштейна
Начнем немного издалека...
В Москве, на Новинском бульваре, в усадьбе Федора Ивановича Шаляпина, собирался весь цвет российского бомонда.
Это происходило на протяжении двенадцати лет, когда все ещё мужал и стремился показать свою стать последний век второго тысячелетия.
Дом гениального певца, актера, скульптора, напоминает великолепную музыкальную шкатулку, украшенную затейливой лепниной.
Сидя в оригинальном кресле, напоминающем работу Конёнкова, Фёдор Иванович даже с высоты пьедестала на Новинском бульваре словно любуется домом.
Частым гостем в усадьбе прославленного певца был замечательный композитор Сергей Васильевич Рахманинов.
Свои проникновенные стихи здесь неоднократно читал поэт Александр Блок.
Сочные, непосредственные, полные искромётного юмора воспоминания о Шаляпине оставил ещё один его друг – писатель Иван Алексеевич Бунин, который жил здесь неподалеку, в знаменитом доме на Поварской, 26.
Частым гостем в «шаляпинской усадьбе» был и скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков. На портрете работы Павла Дмитриевича Корина – уже умудренный жизненным опытом мэтр, вернувшийся в СССР после двадцати трех лет работы в Америке.
В доме же на Новинском бульваре он был ещё совсем молодым и неженатым. А с дочерью Фёдора Ивановича Ириной, дружила обворожительаня девушка Маргарита Воронцова, незадолго до этого прибывшая из Сарапула Вятской губернии для обучения на Высших женских юридических курсах В.А. Полторацкой.
Ее скульптурный портрет в дереве работы Сергея Тимофеевича запечатлен как на виньетке из сувенирного набора первого типа, так и на советской почтовой открытке, изданной ещё при жизни скульптора.
Жила Маргарита все на той же самой «Поварской, в семье доктора Ивана Бунина».
В Маргариту были одновременно влюблены и Блок, и Рахманинов, несмотря на женитьбу в 1902 году на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной. Она была пианисткой и дочерью статского советника. Их семейное фото стало сюжетом марки в почтовом блоке Республики Камерун.
Был влюблен в Маргариту и сам хозяин гостеприимного дома.
Именно этот его портрет работы Константина Коровина встречает сейчас посетителей музея-усадьбы на Новинском.
Что же касается сына Фёдора Ивановича - Бориса, известного художника, то он уже готовился жениться на Маргарите, несмотря на то, что она была старше его на 8 лет. Но однажды Борис застал Маргариту во время откровенного флирта со своим отцом.
Но расстроившаяся свадьба с Борисом никак не помешала дальнейшему устройству личной жизни Маргариты. Как известно, «очередным женихом стал молодой скульптор Петр Бромирский, который и познакомил Маргариту с Конёнковым». Вслед за отцом и сыном Шаляпиными, Блоком и Рахманиновым Сергей Тимофеевич тоже не на шутку влюбился в Маргариту Ивановну.
Такой Конёнков изобразил Маргариту в 1925 году, через 4 года после того как добьется ее руки и спустя три года после их совместного отъезда в двадцатитрехлетнюю «командировку» в Америку.
Первоначально Конёнковы намеревались принять участие в выставке русского и советского искусства в Нью-Йорке и несколько месяцев спустя вернуться домой. Но на обоих «посыпались» заказы. На каждого – заказы своего рода…
Творить в Нью-Йорке Конёнков, при мощной менеджерской поддержке со стороны Маргариты Ивановны, мог бы и в дальнешем, но возникновение так называемой «холодной» войны прекратило его культурное полпредство в США.
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что бронзовый бюст Конёнкова, на улице его имени в Москве, во многом повторяет автопортрет скульптора, выполненный им в мраморе.
Маргарита была не только музой и женой скульптора до конца его дней, но во время их жизни в Америке выполняла также разведывательное задание атомной тематики. В это время она стала последней страстной любовью Нобелевского лауреата, автора Теории относительности Альберта Эйнштейна, который написал Маргарите много душевных и трогательных писем.
Кроме этого великий учёный на Рождество подарил жене Конёнкова очаровательный сонет на немецком языке. Позвольте привести здесь его текст в переводе на русский.
Две недели томил тебя,
И ты написала, что недовольна мной,
Но пойми – меня также мучили другие
Бесконечными рассказами о себе.
Тебе не вырваться из семейного круга,
Это наше общее несчастье.
Сквозь небо неотвратимо
И правдиво проглядывает наше будущее.
Голова гудит, как улей,
Обесселили сердце и руки.
Приезжай ко мне в Принстон,
Тебя ожидают покой и отдых.
Мы будем читать Толстого,
А когда тебе надоест, ты поднимешь
На меня глаза, полные нежности,
И я увижу в них отблеск Бога.
Ты говоришь, что любишь меня,
Но это не так.
Я зову на помощь Амура,
Чтобы уговорил тебя быть ко мне милосердной.
Рождество, 1943 г.
В музее-мастерской С.Т. Конёнкова хранится так называемое «парадное» совместное фото Эйнштейна с Маргаритой, и групповое фото, на котором изображены Конёнкова вместе с Альбертом Эйнштейном, его второй женой Эльзой и приемной дочерью Маргот.
Крайний слева - «отец» американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер.
Джулиус Роберт Оппенгеймер выступал в качестве научного руководителя Манхэттенского проекта, в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Рядом с ним стоит его жена, биолог, американская коммунистка Кэтрин (Китти).
В 1935 году Конёнков создал скульптурный портрет Эйнштейна, а также его приемной дочери Маргот, изображенной по правому краю на фото.
Любовные излияния Эйнштейна в адрес Маргариты не повредили чете Конёнковых, и они были вместе после расставания с семьей Эйнштейна ещё 26 лет, вплоть до самого ухода Конёнкова из жизни.
Мастерская Конёнкова в Москве, по мнению многих, была похожа на его мастерскую в Нью-Йорке. Она расположена в здании, изображенном на марке «Площадь Пушкина», вышедшей в серии «800 лет Москвы».
Нам удалось найти относительно редкую верхнюю, первую в листе, горизонтальную полосу этой марки.
У входа в мастерскую-музей расположена мемориальная доска.
Возможно, вы обратили внимание на то, что теперь уже шпиль мастерской Конёнкова не венчает высокая скульптура, существенно увеличивавшая высоту всего здания, и делавшая его облик поэтичным и возвышенным.
А на юбилейном блоке мы видим интерьер мастерской. На марке величественная фигура Маргариты — хранительницы дома Конёнкова. Скульптура под названием «Магнолия» поставлена так, что взгляд прекрасной дамы устремлен и на Сергея Тимофеевича, и на Альберта Эйнштейна, влюбленно взирающего на Маргариту Конёнкову со своего мраморного бюста. А еще с одного мраморного бюста задумчиво и целомудренно смотрит еще один юбиляр 2024 года – физиолог Павлов.
Жизнь Конёнкова до последнего его вздоха была соединена с жизнью его вдохновительницы, музы, модели и внимательной, заботливой жены, которой довелось стать небесной любовью пяти гениев.
Фото авторов
П.А. и О.Ю. Латышевы