Филателист Александр Платонов из Тюмени, рассказывает историю о восстании на британском корабле «Баунти», которое произошло в Тихом океане, во время экспедиции за хлебным деревом.
* * *
Возможно, эту избитую историю уже и забыли. Я хочу напомнить вам о ней, используя сорные марки Полинезии, где каждый ее остров – свое государство, выпускающее почтовые миниатюры. Тем и живут.
Я сам попался на эту удочку. Начиная с 2013 года, в течение 120 недель, занимался сбором масштабной модели этого парусника, чертежи которого печатались в журнале, выходившем раз в неделю. Была такая «хотелка». Поэтому и указал в источниках 120 номеров данного издания для сборки модели, где была рассказана и эта история мореплавания.
Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»
В 1935 году в США вышел в прокат фильм в духе вестерна «Мятеж на Баунти», которому через год была присуждена премия «Оскар». Всего эта история пережила шесть экранизаций в ХХ веке.
Вооруженный корабль Его Величества «Баунти», под командованием лейтенанта Уильяма Блая, в декабре 1787 года, вышел из Англии в свое первое и последнее плавание.
Парусный корабль «Баунти»
Он должен был взять груз с острова Таити и доставить его на Ямайку. Груз необычный – саженцы хлебного дерева, поэтому в состав экипажа включили садовника.
Лейтенант Блай был назначен на дожность капитана неслучайно. Он плавал в водах Таити еще во времена второго кругосветного путешествия Джеймса Кука.
Капитан Уильям Блай
Оснащение корабля
Британские власти, широко использовавшие рабский труд на Ямайке, в частности на плантациях сахарного тростника, были обеспокоены поисками новых источников питания для рабов. Считалось, что хлебное дерево, как дешевый продукт, вполне может прижиться на Ямайке.
В переводе с английского языка название корабля «Баунти» означает «Нежность». И эта «Нежность» должна была, в конечном итоге, накормить рабов.
Хлебное дерево и его саженцы
Плавание до начального пункта назначения затянулось. Из-за многочисленных штормов, проникнуть в Тихий океан вокруг Огненной Земли не удалось. Пришлось идти на восток Южными морями, обойдя с юга Автралию и Новую Зеландию. Только в октябре 1788 года корабль прибыл на Таити. А в начале апреля 1789 года, загруженный саженцами, он вновь вышел в море в направлении Западной Индии. На карте красным цветом указан путь судна до острова Тофуа.
Карта путешествия «Баунти»
28 апреля 1789 года на корабле произошел бунт. Историками высказывается несколько причин неповиновения моряков приказам капитана. Возможно, это произошло из-за плохой еды и нехватки пресной воды, которая шла на полив саженцев, а может быть из-за жестокости капитана. В то время уставом допускались телесные наказания. Немалую роль сыграло и то, что за почти полугодовое присутствие моряков на Таити, многие из них успели обзавестись семьями.
Бунт возглавил помощник капитана Кристиан Флетчер. В результате ссоры, под угрозой смерти, капитан Блай с 18-ю членами экипажа был высажен на баркас. Пути мятежников и капитана разошлись.
Ссора между Блаем и Флетчером
На рассвете. Под угрозой смерти
Высадка на баркас
Блай и его спутники отправились на северо-запад (зеленый цвет линии). Миновав острова, известных сейчас как Фиджи, баркас устремился в сторону Новой Голландии (Австралии). Проплыв около 6000 км, они, в конце концов, обрели спасение. Далее им была предоставлена возможность как представителям Королевского флота, вернуться в Англию.
Открытие островов Фиджи
Мятежники, выбросив 1000 саженцев за борт, отправились обратно на Таити, который уже некоторое время имел репутацию одного из самых привлекательных мест мира. Острова архипелага славились не только живописными пейзажами, но и разнообразием фауны и флоры, приятным климатом. Таитяне, в целом, были очень благосклонны к англичанам, а таитянки поражали своей красотой и чрезвычайно либеральными взглядами.
Но моряки также знали, что Британское правительство отреагирует на мятеж и, в конце концов, они будут схвачены и подвергнуты наказанию вплоть до смертной казни. Начались поиски какого-нибудь не очень известного острова, чтобы там можно было организовать свою колонию. Но везде они встречали ожесточенное сопротивление со стороны местных жителей. Пришлось вернуться на Таити, где 16 членов экипажа судна сошли на берег. Их участь была предрешена. Однажды за ними пришел корабль из Англии «Пандора», и они понесли заслуженное наказание.
Парусник Пандора»
И только 9 членов экипажа, во главе с Кристианом Флетчером, остались на корабле. Захватив с собой 6 мужчин, 12 женщин и одного ребенка (девочку), они отправились к острову Питкэрн (желтая линия). Имена всех женщин мы знаем.
Женщины «Баунти
Сам корабль «Баунти» был сожжен мятежниками вскоре после высадки на Питкэрн, чтобы никто из них не смог убежать с острова.
Кристиан Флетчер на острове
Пребывание мятежников на острове было своего рода возмездием. Жизнь там была суровой. Зависть порождала насилие и смерть. В конце концов, они почти все были перебиты во взаимных ссорах с туземцами, в том числе и предводитель Кристиан Флетчер. Остался в живых только один мужчина – Джон Адамс.
Последний матрос «Баунти» Джон Адамс
В 1808 году остров Питкэрн посетил американский рыболовный корабль, команда которого была удивлена, когда на берегу их встретили англоязычные туземцы. На то время Джон Адамс еще был жив, но колонией управлял сын Флетчера – Четверг Октябрь Кристиан. На острове Питкэрн осталось поселение «Адамстаун», названное в честь последнего матроса Баунти, где и сейчас живут потомки команды восставшего корабля и их женщин-таитянок.
Что касается капитана Уильяма Блая, то он вскоре вернется на Таити на двух кораблях, снова загрузит саженцы хлебного дерева и в 1792 году доставит их на Ямайку. Там и по сей день растут хлебные деревья. К концу жизни Уильям Блай дослужится до звания вице-адмирала.
Источники:
1. Парусник «Баунти». № 1-120. М.: ООО EAGLEMOSS addition, 2013.
2. HMS Bounty
А. Платонов