17 января 2024 года исполняется 205 лет со дня рождения Ипполита Антоновича Монигетти, которого по-итальянски называли Ippolito Martin Florian Monighetti, замечательного русского архитектора и акварелиста.
Монигетти работал преимущественно в стиле архитектурной эклектики. Царская династия Романовых, правившая в России до революции, обеспечивала Монигетти достаточным количеством заказов, но несмотря на это данная работа приносила архитектору не так много средств, как ему требовалось. Поэтому он строил ещё и по заказам многих представителей высшей аристократии Российской империи.
К. П. Брюллов. Портрет Ипполита Антоновича Монигетти. 1840 г.
Родился Ипполит Антонович Монигетти в семье каменщика из Бьяски («итальянская» Швейцария) Антонио Монигетти. Но как и многие другие итальянцы и швейцарцы, приглашённые на работу российскими императорами, он жил и работал в Москве.
Ипполит Антонович Монигетти
Ипполит Антонович блестяще окончил курс Строгановского училища технического рисования, которое в настоящий момент представляет собой Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова.
Москва. Строгановское училище на Рождественке (в бывшей усадьбе Воронцова). Открытка N167
Благодаря меценатству С.Г. Строганова многие таланты в Российской империи получили свое надлежащее развитие, среди которых следует по праву назвать и Монигетти.
Конверт с оригинальной маркой № 179/кор-08 «С.Г. Строганов», из серии «Благотворители и меценаты России»,
выпуск 5 ноября 2008 года, дизайнер А. Московец
В 1834 году Ипполит Антонович поступает в воспитанники Императорской Академии художеств, в здании которой теперь находится Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Ефимовича Репина.
Почтовая марка СССР. Россия. Санкт-Петербург. Академия художеств
В Академии главным наставником Ипполита Антоновича по архитектуре был профессор Александр Павлович Брюллов.
Почтовый блок Республики Габон «Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова», 2015 год
Это родной брат знаменитого русского художника Карла Павловича Брюллова, который в 1840 году напишет портрет двадцатилетнего Монигетти.
Почтовый блок Гвинеи-Бисау «Карл Брюллов», 2015 год
В 1839 году за подготовку проекта театрального училища Ипполит Антонович награждается Малой золотой медалью Императорской Академии художеств. В 1847 году он становится академиком ИАХ и главным архитектором Императорских царскосельских дворцов.
Сувенирный набор № 463 «Царское Село. 300 лет», выпуск 18 июня 2010 года. Дизайн обложки – А. Грибкова
Одним из значительных нововведений Монигетти в Большом Екатерининском дворце стала постройка по центральной оси здания парадной (мраморной) лестницы.
Почтовая карточка издательства «Альфа-Колор», 2008 года выпуска с изображением парадной (мраморной) лестницы в Большом Екатерининском дворце. Фото В. Я. Денисова
В 1858 году Ипполит Антонович становится профессором Императорской Академии художеств. В это время ему поручено возведение зданий на даче российских императоров в крымской Ливадии. К сожалению, дворец Монигетти в Ливадии не сохранился из-за очень высокой влажности. Сейчас можно увидеть Ливадийский дворец, построенный по проекту архитектора и художника Н. Краснова.
Почтовая карточка № 2018-200/5 «Крым. Ливадийский дворец. Архитектор Н. Краснов»,
выпуск 14 августа 2018 года, работы художника С. Свиридова в оформлении Е. Коляды
Облик творений Монигетти в Ливадии хорошо сохранили дореволюционные почтовые открытки и два десятка симпатичных акварелей работы Рудольфа фон Альта.
Украшает Ливадию самобытная постройка Монигетти - Крестовоздвиженская дворцовая церковь.
Рудольф фон Альт. Крестовоздвиженская дворцовая церковь. 1863 г.
Ипполит Антонович Монигетти - академик и профессор Императорской Академии художеств. В 1874 году ему был присвоен гражданский чин 4-го класса «Табели о рангах», носивший название «Действительный статский советник». С этого момента Монигетти было принято называть «Ваше Превосходительство».
Ипполит Антонович помогал русскому скульптору Ивану Николаевичу Шредеру (Шрёдеру), тоже академику Императорской Академии художеств, в оформлении его замечательных памятников верным сынам Отечества.
Поскольку моя статья не может быть очень большой, рассмотрим только некоторые примеры их сотрудничества.
Почтовая марка № 652 с изображением памятника Крузенштерну
В Санкт-Петербурге этот творческий союз установил памятник русскому мореплавателю Крузенштерну.
Почтовый блок № 650-652 «300-летие военно-морского образования в России», выпуск 10 января 2001 года, работы художника А. Федулова
В Кронштадте Шредер и Монигетти установили памятник русскому мореплавателю и адмиралу Ф.Ф. Беллинсгаузену.
Конверт с оригинальной маркой № 128/кор-03, выпуск 27 августа 2003 года, «225 лет со дня рождения Ф.Ф. Беллинсгаузена, русского мореплавателя и адмирала», работы художника С. Григорьева, погашенный штемпелями 49-ой Российской антарктической экспедиции на станции «Беллинсгаузен».
К этому величественному памятнику возлагают цветы участники каждой Российской антарктической экспедиции, их родственники и друзья.
Почтовая открытка «Памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену» из серии «300лет Кронштадту», погашенная на обороте штемпелями 59-ой Российской антарктической экспедиции на станции «Беллинсгаузен».
В городе Петрозаводске, который сейчас является столицей Республики Карелия, расположен памятник его основателю – первому российскому императору Петру Великому, работы И.А. Монигетти и И.Н. Шрёдера.
Почтовая марка № 836 «300 лет Петрозаводску», выпуск 26 марта 2003 года, работы художника А. Плетнева
Памятник отважному царю-преобразователю привлекает внимание туристов, с большим интересом изучающих созданный Петром город.
Конверт первого дня № 1388 «300 лет Петрозаводску», выпуск 26 марта 2003 года, работы художника А. Плетнева
Энегричным жестом Пётр Великий указывает на то место, где должен быть заложен Петрозаводск.
Штемпель первого дня № 53ш-2003 «300 лет Петрозаводску», выпуск 1 января 2003 года, работы художника Л. Михалевского
Царь прекрасно понимал, какое важное место займёт этот город в истории России.
Почтовый конверт № 105К-2006 «Петрозаводск. Памятник императору Петру Великому, основателю Петрозаводска», выпуск 25 июля 2006 года. Фотограф – М. Скрипкин. Дизайнер – Р. Комса
Почтовая карточка № 101о-2010/2010-134/1 из серии «Республика Карелия. 90 лет». Республика Карелия. Петрозаводск. Памятник императору Петру Великому (1873 г.), выпуск 21 апреля 2010 года. Фото – С. Костин. Дизайн – А. Грибкова. № 2010-134/1 Фото - ПРОФИ-ИМИДЖ/РОСФОТО. Скульптор - И. Шредер. Архитектор - И. Монигетти.
Памятник Петру Великому по праву считается одной из визитных карточек Петрозаводска. Его изображение стало частью рисунка почтового блока к столетию Республики Карелия в 2020 году.
Почтовый блок № 2666 «100 лет Республике Карелия», выпуск 8 июля 2020 года. Художник-дизайнер – И. Ульяновский
Ещё один памятник, причем своеобразный, Монигетти воздвиг сам. Он выполнил свое творение в форме турецкой бани, и посвятил его Победе России в русско-турецкой войне.
Почтовый конверт Министерства связи СССР «Город Пушкин. Павильон «Турецкая баня», выпуск 1981 года
Турецкая башня украшает Екатерининский парк Царского села (город Пушкин) под Санкт-Петербургом.
Город Пушкин. ГМЗ «Царское село». Павильон «Турецкая баня». Фото О.Ю. Латышева. 2012 год
В 1877 году было закончено строительство центральной части здания Политехнического музея по проекту архитектора И.А. Монигетти на Новой площади в Москве.
Почтовый блок № 3012 «150 лет Политехническому музею», выпуск 12 декабря 2022 года, работы художника-дизайнера С. Капранова
Прогрессирующая болезнь не позволила Ипполиту Антоновичу руководить строительством Политехнического музея, и эстафету у него принял Н.А. Шохин.
Конверт первого дня № 2310 «150 лет Политехническому музею», выпуск 12 декабря 2022 года, работы художника-дизайнера С. Капранова
Южное крыло музея, которое включало в себя Лубянско-Ильинские торговые помещения, именуемые так по названиям двух площадей, располагавшихся рядом с музейным комплексом – Лубянки и Ильинки, возведено в 1883 году по проекту преемника Монигетти архитектора Н.А. Шохина.
Почтовая марка № 626 с изображенеим здания Политехнического музея и содержащий её кляйнбоген из 12 почтовых марок РФ № 617-628 «Россия. ХХ век. Культура», выпуск 20 сентября 2000 года, работы художника Ю. Арцименева.
На данном этапе руководство строительством Политехнического музея принял архитектор А.Е. Вебер, которому помогал архитектор И.П. Машков. И только в 1896 году строительство правого крыла здания было завершено.
Почтовый конверт № 252К-2002 «Москва. Политехнический музей», выпуск 6 декабря 2002 года, работы художника А. Безменова
Северный корпус здания Политехнического музея был построен по проекту Г.И. Макаева в 1903-1907 годах. Руководили строительством архитекторы В.И. Ерамишанцев и В.В. Воейков.
В общей сложности работа над зданием, в котором располагается Политехнический музей, шло тридцать лет. Если бы Ипполит Антонович Монигетти оставался здоров и продолжал свою работу, как, например, Огюст Монферран все сорок лет руководил строительством Исаакиевского собора, внешний облик музея мог бы иметь значительно более целостное, гармоничное звучание. Но и то, что Монигетти заложил основу такого величественного здания, ставшего его «лебединой песней», сделало его самобытным и запоминающимся.
Такие архитекторы, как Ипполит Антонович Монигетти – настоящая гордость России. Память о великом архитекторе и художнике будет бережно хранить весь наш народ.
Ипполиту Антоновичу Монигетти мы обязаны и другими замечательными творениями. Но о них мы расскажем в следующий раз.
С уважением, авторы: Латышев О. Ю., Ковтонюк В. А., Николаев Н. А., Латышева П. А., Латышева Н. О.