В самом сердце Cеверной столицы — Петропавловской крепости – расположен, основанный 12 декабря 1724 года первым Российским императором Петром Великим, Санкт-Петербургский монетный двор.
Его ярко розовеющие крыши отчётливо выделяются на переднем плане фрагмента рисунка, расположенного на КПД.
А на плане крепости, помещенном на полях юбилейного питерского блока, Монетный двор можно увидеть правее Петропавловского собора, ещё одного детища Петра Великого.
В 1899 году, когда Санкт-Петербургский монетный двор праздновал своё 175-летие, медальер А.А. Грилихес (сын) выполнил юбилейную медаль по рисунку Н.П. Фоллендорфа (тогда руководителя Монетного двора), поместив его на ее оборотной стороне.
Аверс медали включает в себя профильные изображения Петра Великого как основателя и Николая Первого – как преобразователя Монетного двора. Так благодарные потомки вспомнили, что Пётр I своим именным указом повелевал «золотую монету в Санкт-Петербурге делать в крепости».
В период с 1914 по 1924 год Монетный двор назывался «Петроградский монетный двор», а с 1924 по 1996 год был Ленинградским монетным двором. Именно в таком качестве он и встретил свой предыдущий «круглый юбилей».
29 апреля 1974 года указом Президиума Верховного Совета СССР «Ленинградский монетный двор» Гознака Министерства финансов СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени за достигнутые производственные успехи и в связи с 250-летием со дня основания.
Санкт-Петербургский монетный двор Гознака — это один из наиболее крупных монетных дворов во всем мире по показателям чеканки монет, орденов, медалей, знаков отличия и иных различных изделий из цветных металлов и их сплавов.
Именно здесь изготавливается наибольшее количество памятных и юбилейных монет из драгоценных металлов в нашей стране.
Одним из старейших Санкт-Петербургских промышленных предприятий также принято считать Санкт-Петербургский монетный двор Гознака, и одновременно с этим — одним из старейших предприятий объединения «Гознак».
Примечательно, что далеко не только миниатюры на плоскости и близкие к ним изделия чеканятся на Монетном дворе.
Доказательством этому служит открытка 1954 года издательства «Ленфотохудожник» — «Ленинград. Государственный Эрмитаж. Зал русского серебра».
В центре композиции представлена выполненная на Монетном дворе серебряная гробница Александра Невского, перенесенная в Эрмитаж после Октябрьской революции из Александро-Невской Лавры.
На Монетном дворе всегда работали выдающиеся медальеры. Среди наиболее известных медальеров восемнадцатого столетия следует назвать Самойло Юдича Юдина. Он также был и резчиком монетных штампов (штемпелей). Это образование он получал с 1741 года у Б.Скотта в медальерной школе, которая работала при Петербургском монетном дворе.
В 1762 году Самойло Юдич Юдин вместе с Тимофеем Ивановичем Ивановым назначается на должность главного медальера Санкт-Петербургского монетного двора, и работает буквально «до скончания века», уйдя в отставку в 1800 году. Хрестоматийным примером их совместного творчества можно назвать «Медаль на разрешение свободной торговли городам Феодосии, Херсону и Севастополю в 1784 году» .
Тимофей Иванович Иванов тоже совмещал должности медальера и резчика монетных штемпелей. Своему делу он учился у отца, также профессионального «монетчика». В 1745 году пришел учеником на Санкт-Петербургский монетный двор. Так же, как и Самойло Юдич, только на десять лет позже, с 1751 года, он продолжил повышать уровень своего профессионального мастерства у Б. Скотта и параллельно учился в рисовальном классе Императорской Академии художеств.
В 1750-х годах Тимофею Ивановичу было «поручено быть у исправления монетных штемпелей». На Монетном дворе Тимофей Иванович трудился в должности казенного медальера, и покинул этот пост практически вместе с Самойло Юдичем в 1800 году.
За столь долгий срок Тимофей Иванович Иванов успел стать автором почти всех штампов (штемпелей) лицевых сторон рублевых монет, на которых красовался портрет императрицы Екатерины Великой.
К числу наиболее ярких и запоминающихся работ Юдича следует отнести вырезанную им вместе с Иоганном Георгом Каспаром Егером «Медаль на Победу при Полтаве».
И.-Г.-К. Егер был гравером на стали и твердых камнях, использующихся в качестве штампа (штемпеля), по которому и изготавливались медали.
В 1770 году он подписал контракт на службу в Петербургском монетном дворе, а два года спустя, в 1772 году, стал его штатным медальером. В период с 1776 по 1778 год Иоганном Георгом Каспаром Егером велись занятия в Императорской Академии художеств, где он занимался обучением «академических учеников своему художеству».
Также над медалями работал и Иоганн Балтазар Гасс, автор «Медали в память заслуг графа П.А. Румянцева во время войны с турками».
Именно под командованием графа П.А. Румянцева русскими войсками была одержана победа над турецкими войсками во время сражения 21 июля (1 августа) 1770 года у реки Кагул, на юге современной Молдовы.
Кагульский (Румянцевский) обелиск. Дореволюционная открытка
Иоганн Балтазар Гасс с 1760-х годов приступил к работе в цехе иностранных ювелиров в Санкт-Петербурге. С 1768 года, как и И.-Г.-К. Егер, находился на службе по контракту на Санкт-Петербургском монетном дворе, и уже в 1772 году был зачислен в его штат, где и проработал до ухода в отставку в 1797 году.
Иоганн Балтазар Гасс является автором большинства штемпелей серии русских князей и царей, и в эпоху царствования Екатерины Великой изготовил серию портретных медалей, а также медаль, посвящённую победе русских войск при Чесме под командованием графа А.Г. Орлова (1770 год).
Позвольте обратиться теперь к медальерам девятнадцатого столетия.
Академик Императорской Академии художеств Алексей Алексеевич Клепиков, являлся резчиком медалей и гравёром на твердых камнях, служивших медальными штампами (штемпелями). В Императорской Академии художеств он награждается тремя серебряными и малой золотой медалями. Последняя награда была вручена Алексею Алексеевичу за резьбу на камне композиции «Дедал, привязывающий крылья Икару».
Сразу же по окончании Императорской Академии художеств, в 1824 году, он поступает на работу в Монетный двор, где в 1843 году становится старшим, а ещё через пять лет, главным медальером. Звание академика Императорской Академии художеств было присвоено ему через 10 лет после ее окончания, за резьбу медальонов на стальной поверхности известного российского художника графа Фёдора Петровича Толстого на сюжеты из Отечественной войны 1812 года, а также за «вырезанную им группу, представляющую Геркулеса, побивающего гидру» .
Алексей Алексеевич Клепиков и Владимир Ефремович Алексеев изготовили «Медаль на заключение мира с Турцией» по окончании Русско-турецкой войны в 1829 году.
Медальер Владимир Ефремович Алексеев обучался у К. Леберехта, после чего, в 1805 году, был переведен в медальеры Монетного двора «за талант и усердие». Большинство исполненных им монетных штемпелей не имело его подписи, и авторство было установлено только на основании исследований. Однако подпись Владимира Ефремовича стоит более чем на двадцати медалях.
Именно о Санкт-Петербургском монетном дворе следует говорить как о катализаторе развития деятельности учёных и изобретателей трех столетий российской истории, к числу которых будет справедливо отнести имена А.К. Нартова, И.А. Шлаттера, И.А. Неведомского, П.Г. Соболевского, Б.С. Якоби и многих других неутомимых и одаренных людей.
Каждому из них можно посвятить не одну статью. И мы уверены, что этот час придет!
А сейчас – с трехсотлетием, Монетный двор!!!
Фото О.Ю. и П.А. Латышевых
О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Лофрано Марчелло, Луизетто Мауро
Продолжение следует...