Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Экскурсия в Третьяковку. Часть X

2023-07-10 07:24:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист Михаил Самуилович Бернер продолжает свою экскурсию по Третьяковской галерее и рассказывает о картинах, репродукции которых легли в основу дизайна почтовых марок.

*  *  *

Зал 38

В этом зале находятся картины «Союза русских художников». Союз русских художников был основан в 1903 году. Главной его целью было содействие «распространению произведений русского искусства» и «обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений». В 1923 году прошла последняя выставка Союза в Москве.

Автопортрет действительного члена Академии художеств (1916 г.) художника С.А. Виноградова (1869-1938) показан на почтовом блоке, выпущенном в связи со 150-летием со дня его рождения. Виноградов принимал участие в создании «Союза русских художников». На его творчество оказали влияние французские импрессионисты, а так же художники Серов и Коровин. Виноградов был всегда элегантен, внимательно относился к своей одежде. На автопортрете он изобразил себя в галстуке «бабочка». С 1924 года проживал в Латвии.

А.С. Голубкина (1864-1927) — скульптор, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Учителями Анны Голубкиной были известные скульпторы С.М. Волнухин, В.А. Беклемишев и др. В Париже её консультировал О. Роден. Однажды она встретилась с Л.Н. Толстым и запомнила его образ. Портрет Толстого (бронза) она изваяла по памяти. В Третьяковской галерее в зале 38 можно увидеть эту скульптуру. Портрет Голубкиной написал Н.П. Ульянов. Другие картины художника так же экспонируются в этом зале.

Н.П. Ульянов (1875-1949) учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были художники Н.Н. Ге, В.А. Серов и др.

Ульянов входил в различные объединения художников. К исторической живописи художника относится его картина «Лористон в ставке Кутузова».

Картина находится в Третьяковской галерее и была приобретена у автора в 1948 году. В этой картине заметно влияние художника Н.Н. Ге на творчество Ульянова. Композиция картины напоминает картину Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

И.Э. Грабарь (1871-1960) — действительный член Императорской Академии художеств (1913). Академик АН СССР, обучался в мастерской И.Е. Репина. Участник творческих объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников». С 1913 года являлся попечителем Третьяковской галереи, а затем ее директором. По его инициативе были созданы: Центральные реставрационные мастерские в Москве, Государственный институт искусствознания. Грабарь спас многие произведения древнерусского искусства. На почтовой марке (1972 г.) и блоке (2021 г.) показаны автопортреты художника.

«Автопортрет с палитрой (в белом халате)» (1934) и «Автопортрет в шубе» (1947). Разница в десять лет в написании автопортретов. Однако внешне он мало изменился. На картинах показан интеллигентный аккуратно одетый, уверенный в себе человек. Белый халат напоминает, что Грабарь не только художник, но и реставратор. На автопортрете 1947 года художнику 76 лет. Он запечатлел себя в дорогой шубе, полным сил и энергии.

С.В. Иванов (1864-1910) — художник, академик Императорской Академии художеств, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Тематика картин С.В. Иванова разнообразна. Цикл картин художник посвятил переселению безземельных крестьян из центральных губерний на окраины империи.

В конце 19-го века он обращается к исторической живописи. К этому периоду его творчества относится картина «Поход московитян. 16-й век», которая показана на марке, посвящённой 100-летию со дня рождения художника. Картина рассказывает о зимних походах Московского войска при Иване Грозном. Художник стремился показать силу и мужество участников похода. На картине заметно влияние Сурикова на творчество С.В. Иванова. Сравните картину В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» с картиной С.В.Иванова и вы убедитесь в этом.

А.А. Рылов (1870-1939) — художник-пейзажист, был членом объединения «Мир искусства» и «Союза русских художников», ученик А.И. Куинджи. С 1915 года Академик живописи. Родился в Вятской губернии, учёбу продолжил в Санкт-Петербурге. Подробно о художнике А.А. Рылове можно прочесть в статье «Мастер пейзажа» на сайте Филателия.РУ. На почтовом блоке 1972 года показана его картина «В голубом просторе». Картина поступила в галерею от автора в 1919 году.

К.Ф. Юон (1875-1958) — народный художник СССР, академик АХ СССР, был одним из организаторов «Союза русских художников». Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Живописи он учился у А. Архипова и Н. Касаткина.

Любимым жанром К.Ф. Юона был пейзаж, особенно зимний. На почтовой марке «Конец зимы. Полдень» показан лирический пейзаж, а на марке «Утро индустриальной Москвы» — индустриальный, который художник увидел из окна своей мастерской на улице Чкалова.

Особого внимания заслуживает картина Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 41-го года». Художник показал, что народ не сломлен и готов защищать свою Родину. В 1942 году работа над картиной была завершена и представлена коллегам. Эта работа получила всеобщее одобрение, а репродукции с картины многократно повторялись в учебниках.

Зал 39

В этом зале экспонируются картины художника М.В. Нестерова (1862-1942). Художественное образование Михаил Васильевич получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1876-1881, 1883-1886) и в Императорской Академии художеств.

Учителями Нестерова были художники: Перов, Саврасов, Чистяков. В 1898 году он был удостоен звания академика живописи. В 1942 году стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. На сайте Филателия.РУ коллекционер А.И.Сухарев рассказал о письмах Нестерова своим родным.

П.М. Третьяков был одним из первых, кто оценил художественный дар М.В. Нестерова и в 1890 году он приобретает (вопреки мнению некоторых художников) у автора его картину «Видение отроку Варфоломею». Эта работа вдохновила автора написать ещё несколько полотен, посвящённых житию Сергия Радонежского.

Творчество М.В. Нестерова требует глубокого осмысления, поэтому я советую филателистам прочесть статьи, посвящённые этому художнику.

В 1949 году отмечалось 100-летие со дня рождения академика, физиолога И.П. Павлова. В связи с юбилеем были выпущены две марки с его портретом работы М.В. Нестерова. Художник показал учёного во время его оживлённой беседы.

В 1939 году М.В. Нестеров познакомился со скульптором В.И. Мухиной и тогда же решил написать её портрет, который мы видим на почтовой марке 1989 г. На картине он показал Мухину во время её работы над скульптурой «Борея», которая должна была служить эскизом к проекту будущего памятника «Спасение челюскинцев». Проект не был осуществлён.

Марка вышла в связи со столетием со дня рождения В.И. Мухиной.

В своей заметке я использовал статьи, изложенные в книге «Третьяковская галерея. Путеводитель Русское искусство 11-начала 20 века. Москва 2021».

М.С. Бернер, Заслуженный энергетик России, филателист с 75-летним стажем

 

Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках

Экскурсия в Третьяковку. Часть II

Экскурсия в Третьяковку. Часть III

Экскурсия в Третьяковку. Часть IV

Экскурсия в Третьяковку. Часть V

Экскурсия в Третьяковку. Часть VI

Экскурсия в Третьяковку. Часть VII

Экскурсия в Третьяковку. Часть VIII  

Экскурсия в Третьяковку. Часть IX

Тайны Третьяковки



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков