Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Охотники за светом

2024-02-19 13:21:03, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

«Любая материя произошла от первичного вещества, а именно от светового потока»
Никола Тесла

Голландия середины XVII века представляла собой одну большую деревню, в которой все друг друга хорошо знали. Голландский художник Ян Вермеер, у которого свет играет особую роль в творчестве, был хорошо знаком с семейством Гюйгенсов. Антони ван Левенгук был его душеприказчиком (исполнителем завещания).

А еще это была эпоха просвещения с центром притяжения в городе Лейден. В этом слове есть корень «свет», но нет корня «свят», что символично. Мастерская Вермеера, кроме мольбертов и красок, была уставлена различными микроскопами. С их помощью Левенгук открывает целый, пока ни кем не изведанный, мир. Он впервые увидел бактерии, которых назвал «маленькими животными».

Христиан Гюйгенс имел необычное хобби – собственноручно шлифовать и полировать линзы. Эта не одна, но пламенная страсть позволила создавать не только микроскопы и телескопы, но и разработать теорию света. Исходя из его представлений, свет распространяется в виде волн «эфира». А луч света всегда перпендикулярен этим волнам.

Основы теории света заложил чуть раньше еще один голландец Виллеброрд Снел ван Ройен (Снеллиус). Нам он известен как первооткрыватель закона преломления света на границе двух прозрачных сред. Для этого оптического явления он математически связал угол падения луча света на поверхность и угол его преломления в другой по плотности среде.

Почему угол преломления отличается от угла падения, объяснил Пьер де Ферма́. Он ввел понятие наименьшего времени в оптике. Попадая в более плотную среду, луч света, неизбежно теряя скорость, сам выбирает из множества возможных путей тот, который требует наименьшего времени для его прохождения. Срабатывает всеобщий природный принцип наименьшего действия. Всегда ли человек ходит по прочерченным ландшафтным дизайнером дорожкам, особенно когда спешит? Нет, мы обязательно протопчем свою тропинку, срезая все углы. Дорог не существует, есть направление.

Еще Ферма́ знаменит одной из самых популярных теорем математики. Приведенное на марке уравнение не имеет решений в целых ненулевых числах, если n представлено натуральным числом больше двух. Теорему сумели доказать только в 1993 году. Но это было отступлением от темы.

Исаак Ньютон почти одновременно с Гюйгенсом публикует свое видение на природу света. По его мнению, свет представляет поток корпускул (частиц), идущих от источника света во все стороны. Если на их пути встречается, например, глаз, то последний ощущает эти частицы как свет. Волновая теория Гюйгенса не могла объяснить, почему свет способен давать четкие и резкие очерченные тени предметов. В свою очередь, теория Ньютона не давала ответа, почему частицы света не сталкиваются между собой, хотя их лучи могут пересекаться в пространстве. Ту же интерференцию, которую Ньютон получил в своих опытах с призматическими линзами, можно было объяснить волновой теорией. Но незыблемый авторитет Ньютона в конечном итоге взял верх – свет это частицы.

Неопределенное, двойственное положение в воззрениях на природу света закончилось в XIX веке. В 1801 году Томас Юнг открыл и объяснил интерференцию света. Разделив один поток света с помощью двух параллельных прорезей, он получил на экране полоску чередующихся светлых и темных линий потока света. Если бы свет представлял собой поток частиц, то результат был бы другим – просто две светлые линии. Этот опыт показал, что свет обладает волновыми свойствами.

В 1818 году Огюстен Жан Френель разработал теорию дифракции света. Свет может огибать препятствия за счет своих волновых свойств. Это же явление проявляется у звуковых волн, когда мы слышим шаги или разговор за углом.

Утверждение Гюйгенса о волновой природе света еще сильнее утвердилось, когда его сторонник шотландец Джеймс Максвелл неопровержимо доказал, что свет – это электромагнитные колебания. Свет прекрасно распространяется и в пустоте, никого «эфира» не требуется.

К концу XIX в. у физиков не осталось ни тени сомнения, что свет – это волновой процесс, и свой спор Ньютон Гюйгенсу проиграл. Но… Наука все время повторяет и повторяет это «но», не отдавая явного предпочтения ни одному окончательному, бесповоротному мнению. В 1888 году Александр Столетов открывает явление внешнего фотоэффекта. Действие электромагнитного излучения на вещество приводит к появлению электрического тока.

Опыты Лебедева показали, что свет обладает импульсом и оказывает давление на препятствие. Такими свойствами могут обладать только частицы электромагнитного поля. Позже их назовут фотонами, а переносчиком электромагнитного взаимодействия станет квант. Фотон движется со скоростью света и может существовать только в движении. Его нельзя остановить: либо он движется, либо его не существует. А пока он движется, можно разрушить, например, молекулы соли серебра и получить черно-белую фотографию. Или создать новые молекулы в процессе фотосинтеза растений. За создание теории фотоэффекта Альберт Эйнштейн в 1921 году получит Нобелевскую премию.

Окончательную точку в споре Гюйгенса и Ньютона поставил Артур Комптон (1927 год). Электроны, которые выбивает свет из вещества, могут проявлять волновые свойства – при рассеивании таких электронов наблюдается дифракция. Свет обладает корпускулярно-волновым дуализмом.

После начала эры квантовой физики, когда, казалось бы, с классической физикой уже все ясно, в начале 50-х годов ХХ века происходит уникальный случай. Нобелевская премия вручается ученому за развитие оптической микроскопии, основанной на волновой физике света. «Последним из Могикан» стал нидерландский физик Фриц Цернике. Эти упорные голландцы!

Почти все микроскопические живые объекты бесцветны и прозрачны. Их очень сложно увидеть. Можно использовать окрашивание, но оно часто убивает микроорганизм. Однако Цернике нашел, что свет, прошедший сквозь объект, и свет, прошедший мимо него обладает различием в фазе. Этот сдвиг по фазе позволил создать фазово-контрастный микроскоп, который применяют в микробиологии.

Всякому световому излучению присущи одновременно волновые и квантовые свойства. То, как поведет себя фотон – как волна или как частица – зависит от характера проводимого над ним исследования. Единство и борьба противоположностей. Что изображено на картинке? Ваза или чувства? Все зависит от того, на чем сфокусируется взгляд – на белом или черном.

Александр Платонов

 

Другие статьи автора: 

С радиацией по жизни

Коллекция без претензий

Что в имени моем тебе…

Из историии мореплавания

Все гениальное просто. Или нет?

Едут-едут по Пекину наши казаки

Созвездие кактусов

Исаак Ньютон и его яблоко

Певец русской природы

А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся

Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»

Красота и привлекательность Фибоначчи

Из истории изобретения автомобиля

Отсюдова и дотудова. Почему мы так измеряем

Первая энциклопедия математических знаний России

Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи

Самое непростое простое солнечное вещество

От Ламарка до… Ламарка

Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели

Гении великого вращения

Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность