Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Ледоколы в океане филателии. Часть II

2023-03-17 07:17:24, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Закончилась Великая Отечественная война. Ледокольный флот СССР потерял часть кораблей, часть в силу своего возраста не справлялась с поставленными задачами.

В 50-х годах прошлого века Советский Союз, восстанавливающийся после войны, крайне нуждался в транспортном сообщении. Для транспортировки грузов строились всё новые и новые транспортные суда, в том числе и усиленного ледового класса, но даже им требовалась ледокольная проводка. Для этих целей Советский Союз заказал на верфях г.Хельсинки серию ледоколов. Решено было использовать проект недавно построенного финского ледокола «Voima» и внести в него незначительные изменения.

Первым ледоколом серии, построенным по советскому заказу, стал «Капитан Белоусов», названный в честь того самого капитана ледокола «Иосиф Сталин», спасшего из ледового плена «Георгия Седова».

С 1954 до 1975 года «Капитан Белоусов» трудился в Арктике, после чего отправился в более теплые края. На Азовском море возникла необходимость в мощном ледоколе. Дело в том, что из-за своей мелководности Азов, по сложности ледокольных проводок, может сравниться с арктическими морями. В 1992 году, после распада СССР, ледокол отошел Украине. До недавних пор «Капитан Белоусов» принадлежал Мариупольскому морскому порту и оставался единственным ледоколом Украины. В настоящее время проследить его судьбу тяжело, но можно с уверенностью сказать, что это самый возрастной ледокол. В декабре 2023 года он отметит 80-летний юбилей. Хотя «Красину» более 100 лет, но функцию ледокола он перестал выполнять в возрасте 56 лет.

В те же годы, когда на финских верфях строился «Капитан Белоусов», на голландской верфи «De Schelde», по проекту советских ученых был построен дизель-электроход ледового класса «Лена», который был введен в эксплуатацию в марте 1954 года.

Это был первый корабль серии транспортных судов для автономного арктического плавания. Более широкую известность получило второе судно этой серии, носившего имя еще одной великой реки России – «Обь». Именно дизель-электроход «Обь» доставил участников первой Советской Антарктической экспедиции на шестой континент, что положило начало советских изучений в Антарктиде.

Дизель-электроход «Лена» также участвовал в первых двух советских Антарктических экспедиция. Но до того, как отправиться в декабре 1954 года к берегам Антарктиды, «Лена» успела совершить первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов. Судно продолжало трудиться для освоения и поддержания жизнедеятельности в Арктике и Антарктике до своего списания в 1983 году.

В ходе успешной эксплуатации ледоколов, построенных на финской верфи «Wärtsilä Hietalahti», в конце 50-х годов там вновь разметили заказ на изготовление новых ледоколов. И в 1960 году был введен в эксплуатацию ледокол «Москва», головное судно серии из пяти дизель-электрических ледоколов, названных в честь крупных советских городов.

Позже там же были построены «Ленинград», «Киев», «Мурманск» и «Владивосток». Последний из перечисленных можно увидеть на почтовой марке 1986 г.в., посвященной вызволению из ледового плена научного судна «Михаил Сомов».

Остальные ледоколы серии на почтовых марках не изображались, поэтому вернемся к описанию «Москвы». На момент сдачи это был самый большой и самый мощный неатомный ледокол в мире. В феврале 1985 года «Москва» была в центре международного внимания, когда стадо белух оказалось в ледяной ловушке, недалеко от Чукотки. Ледокол пробил канал в паковом льду и сумел вывести более 2000 китов в открытое море. В октябре 1961 года, «Москва» всего за 10 дней совершила переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. А это почти 11 000 км. В 1992 году судно постигла участь большинства кораблей морского флота СССР. Оно было списано и продано на металлолом.

В канун нового 1962 года, а именно 30 декабря 1961 года, на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде, был сдан в эксплуатацию ледокол «Василий Прончищев», который назвали в честь исследователя Арктики XVIII в. Судно использовалось в устье Северной Двины и на Белом море, поддерживая деятельность порта Архангельск, как фактически незамерзающего порта.

Позже входило в состав Экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических работ Северного морского пароходства. В 1988 году ледокол был задействован для исследований прибрежной зоны Ледовитого океана на маршруте Архангельск – Диксон – Тикси. Списан в 1989 году.

В 1962 году на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола, в городе с самым комсомольским именем – Комсомольске-на-Амуре, был введен в эксплуатацию дизель-электроход ледового типа «Амгуема».

Столь интересное для логопедов название взято по имени реки, которая протянулась на 498 км по полуострову Чукотка.

Всего было построено 15 ледоколов этого типа. Десять в Комсомольске-на-Амуре, а последние пять на Херсонском судостроительном заводе. Последним, из этой серии, в 1975 году, был построен «Михаил Сомов». И если про него полно информации, и про три дрейфа, и про Антарктические экспедиции, то, про судьбу первого из серии, ледокола «Амгуема», известно немного.

Можно сказать неизвестно НИЧЕГО. После ввода в эксплуатацию в 1962 году трудился в Дальневосточном морском пароходстве, списан в 1987 году. История ледоколов в филателии повторила их историю в жизни.

«Михаилу Сомову» посвящено несколько марок и блоков, а «Амгуема» отражена однажды, на марке 1977 г.в.

Продолжая успешное сотрудничество с Хельсинкской верфью «Wärtsilä», в 1975 году там был построен дизельный полярный ледокол «Адмирал Макаров».

Это был второй в серии из трех ледоколов, построенных в Финляндии по заказу СССР. Все три получили имена ранее существовавших ледоколов. Годом ранее был заложен «Ермак», а годом позже «Красин». Все три и сегодня продолжают трудовую вахту в Арктике. Изображенный на марке 1978 г.в. ледокол был назван в честь талантливого полководца, одного из разработчиков первого арктического ледокола «Ермак» - Степана Осиповича Макарова.

С момента ввода в эксплуатацию и до 2017 года «Адмирал Макаров» был приписан к порту Владивостока, после чего был переведен в Мурманск, где и продолжает свою трудовую вахту. До 1966 года под таким именем в Арктике работал пароход-ледокол, который до 1958 года назывался «Вячеслав Молотов».

Это были все НЕ атомные ледоколы, которых своим вниманием удостоила почта СССР и РФ. Им на смену стали приходить более мощные и современные ледоколы – атомные. Речь про них пойдет в следующей статье.

Иллюстрации автора

В.Н. Агарков

Продолжение следует...

 

Другие статьи автора

День Советской пожарной охраны

Ледоколы в океане филателии

Ледоколы в океане филателии. Часть II  

Атомные ледоколы в океане филателии 

Миллион разных, разных роз...

Ордена Российской империи

Государственные награды Российской Федерации

Государственные награды СССР

Антарктида. Сюжеты на марках

Исследование Антарктиды

Фауна Антарктиды

Северный полюс. Они были первыми  

Салют, пионерия!!!

Итог работы — первая книга! 

Современные труженики Арктических морей  

Обучая – изучаем!  

Новый год в советской филателии

Новогодние марки в России! 

Россия-Гвинея  

Китайский новый год в филателии

Профессия - пожарный  

Пожарная техника в филателии  

Спорт в пожарной охране  

Филателистический букет из орхидей  

 

Интервью с В. Агарковым

Любовь к маркам осталась с детства




Комментарии к статье:
2023-12-27 08:28:55, Владимир Александрович
Прочитал обе части с большим удовольствием. Спасибо! Всегда привлекали марки на тему полярных исследований.
2024-07-19 21:27:22, Андрей Уваров
Очень интересная статья про ледоколы и полярников. Тоже собираю марки про Арктику и Антарктику. Спасибо за интересные статьи!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!