В настоящее время, в одном из залов пожарно-технической выставки в Санкт-Петербурге выставлена экспозиция В.Н. Агаркова «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах». Один из разделов посвящен истории развития пожарной техники.
С момента образования пожарной охраны и до начала ХХ века добраться до места возгорания пожарные могли только пешим образом или на лошадях.
Пеший пожарный обоз
Конный пожарный обоз являлся основной силой профессиональной пожарной охраны. Его выезд был очень впечатляющим. Сверкая ослепительной медью, неудержимой лавиной неслись к месту пожара конные обозы. Улицы наполнялись тревожным гулом, стуком сверкающих подков, храпом коней, звоном бубенчиков, воплями фурманов.
Конный пожарный обоз
Впереди пожарного обоза лихо скакал всадник (скачок), пронзительным звуком трубы вселяя во встречных тревогу. За ним летела запряженная парой рысаков открытая пролетка брандмейстера с кучером на высоких козлах. Следом за брандмейстером четверка лошадей несла, будто по воздуху, тяжелую линейку с командой рослых топорников. А дальше, закусив удила, могучие кони в сверкающих сбруях мчали вереницу повозок с пожарными трубами, баграми, лестницами и бочками с водой.
Обоз спешит на помощь
Стук и грохот повозок на железных шинах по булыжным мостовым стоял невообразимый, в домах дрожали стекла, а обыватели бросались к окнам или устремлялись на улицу, чтобы увидеть мчащийся пожарный обоз. Каждая пожарная часть гордилась своими конями, за которыми старательно ухаживали. В России, в каждой пожарной части кони были одного цвета. Где-то белые, где-то гнедые. Сейчас на пожарных машинах написан номер пожарной части. А тогда только по цвету лошадей и определяли из какой части обоз.
В Монголии не знали о российских правилах при выборе лошадей
Между всеми снарядами и инструментами, употребляемыми для тушения пожара, самое главное место занимает пожарная труба, так как вокруг нее сосредоточивается деятельность пожарной команды на пожаре.
Пожарная труба
Пожарная труба являлась прототипом пожарного насоса, только приводилась она в действие вручную. После появления теплового двигателя, который преобразовывал энергию нагретого пара в механическую работу, ручной привод пожарных труб был заменен на механический. В марте 1841 года в Нью-Йорке была опробована первая паровая пожарная машина, созданная английским инженером Полом Ходжом. В России первые паровые пожарные насосы начал выпускать в 1863 году машиностроительный завод Акционерного общества «Густав Лист». Эти насосы имели мощность около 15 л.с.
Паровой насос
Личный состав прибывал к месту пожара на пожарной линейке. Линейкой раньше называли конный экипаж, с продольной перегородкой, в которой пассажиры сидели спиной друг к другу, боком к направлению движения.
Пожарная линейка
Весной 1904 года в мастерских фирмы «П.А. Фрезе и Ко» был построен первый в России пожарный автомобиль. В конструкции применялся одноцилиндровый двигатель «De Dion Bouton», мощностью 9 л.с. Вращательный момент на колеса передавался посредством цепной передачи. Автомобиль поступил в Александро-Невскую пожарную часть Санкт-Петербургской пожарной команды. Его боевая работа началась всего спустя 2,5 часа после его появления. 10 июня 1904 года он был доставлен в пожарную часть в 19:00, а уже в 21:30, в полном снаряжении выехал на пожар.
«Фрезе» — первый отечественный пожарный автомобиль
В начале июля 1904 года в столичной пожарной команде появляется второй автомобиль. Его изготовили на заводе «Г.А.Лесснер». Он имел двухцилиндровый мотор «системы Даймлера» и представлял собой трубо-линеечный ход (автолинейку с ручным насосом). Автолинейка была рассчитана на 14 человек, брандмейстер и «машинист» размещались на «козлах», так называли водительское сиденье. Полезная нагрузка автомобиля доходила до 120 пудов (около 2 т).
«Лесснер» на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге
В 1910 году компания Benz полностью выкупила южно-германскую автомобильную фабрику SAF, которая до этого выпускала технику под маркой «Gaggenau», по названию города, в котором располагались цеха. В них Benz стала выпускать исключительно армейские и грузовые автомобили, а также длиннобазные автобусы и грузо-пассажирские машины под маркой Benz-Gaggenau. В 1915 году, в городе Киеве, один из таких автобусов был переделан в пожарный автомобиль, который был передан Старо-киевской пожарной части, где и прослужил более 15 лет.
Пожарный автомобиль переделанный из автобуса «Benz-Gaggenau»
В 1869 году, в городе Риге был создан Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), который специализировался на выпуске железнодорожных вагонов. В 1908 году завод освоил выпуск трамваев, самолетов и автомобилей. Через четыре года на заводе стали выпускать легкие грузовые автомобили, с различными кузовами – почтовые фургоны, инкассаторские, санитарные и пожарные автомобили. В 1913 году на 4-ой международной выставке в Петербурге вместе с другими экспонатами РБВЗ демонстрировался пожарный автомобиль Д24/40, построенный для Петровского пожарного отделения Санкт-Петербурга. До нашего времени сохранилось лишь два автомобиля «Руссо-Балт», легковой в московском Политехническом музее и пожарный в рижском Моторном музее.
Пожарный автомобиль «Руссо-Балт»
После образования СССР, вновь вернулись к вопросу выпуска пожарной техники. Первый пожарный автомобиль, полностью изготовленный из отечественных деталей, был собран в июле 1926 года на Ленинградском заводе «Промет». Основным компонентом этого пожарного автомобиля стали полуторные шасси грузовика АМО Ф-15. Первая машина получила название «подстволовой» и оснащалась насосом заднего расположения производительностью 20 л/с.
Первый советский пожарный автомобиль
В 1931 – 1932 годах, после открытия Московского и Горьковского автомобильных заводов, пожарные автомобили стали выпускать на отечественных шасси ГАЗ-АА (автонасос ПМГ-1) и ЗИС-11 (автонасос ПМЗ-1). Автонасос ПМЗ-1 был оснащен двухступенчатым насосом высокого давления Д-20. На нем был смонтирован бак первой помощи объемом 360 литров воды. Автонасос был снабжен задней и двумя боковыми катушками пожарных рукавов, стендером, разветвлением, ломовым инструментом и другим снаряжением, размещенным в боковых ящиках. Наверху машины крепились всасывающие рукава, трех- или двухколенная лестница и одна штурмовка, иногда лестница-палка.
ПМЗ-1 — «Пожарная машина ЗиС — Первая»
После Великой Отечественной войны началась разработка конструкций новых типов пожарных машин. На Прилукском и Новоторжском заводах противопожарного оборудования создаются специализированные пожарные машины на базе ГАЗ и ЗИС (позже ЗИЛ), включая автонасосы, автоцистерны, машины пенного и углекислотного тушения. С 1950 года начинается серийный выпуск новых модификаций пожарных машин.
Первая послевоенная отечественная автоцистерна на базе автомобиля ГАЗ-51
Отечественные автонасосы и автоцистерны характеризовались довольно высокой производительностью, надежностью и хорошо продуманным конструктивным решением. В частности, автоцистерны на базе ЗИЛ-131 и Урал-375 были оборудованы стационарными лафетными стволами для подачи воды при движении автомобиля. Самой удачной и надежной автоцистерной советского периода стал автомобиль АЦ-40 (131) 137. Такая машина вывозила до 2400 литров воды и до 150 литров пенообразователя. В 1978 году в гарнизоны стали поступать автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б. На них емкость для воды вмещала 2350 литров, а бак для пены – 165 литров.
Автоцистерны на базе автомобиля ЗИЛ
В конце 60-х годов Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО) провел весьма важную работу по определению стандартного типажа пожарных автомобилей, подлежащих производству отечественными заводами в 1970 – 1980 годах. Предусматривался выпуск автоцистерн тяжелого типа, особенно в безводных районах, а также для тушения пожаров, требующих большого количества воды. Для работы в труднодоступных местах в качестве базового использовались автомобили повышенной проходимости.
Эволюция отечественной пожарной техники
Всего в соответствии с планом Управления пожарной охраны страны до 1980 года было выпущено 29 моделей пожарных автомобилей различного назначения: автомобили порошкового тушения, аэродромной службы, автомобили воздушно-пенного тушения, установки турбореактивного тушения нефтяных и газовых фонтанов, машины газодымозащитной службы, коленчатые подъемники и другие.
Специальные пожарные автомобили
Советская пожарная техника была проста в обслуживании и надежна в эксплуатации, именно за эти качества ее ценили не только в нашей стране, но и за рубежом.
Советские пожарные автомобили имели высокую оценку за рубежом
Первая в мире автолестница с автоматическим приводом была выпущена в 1916 году. Уроженец немецкого города Ульм, (земля Баден-Вюртемберг), Конрад Дитрих Магирус знал о работе пожарных не понаслышке – он и сам был профессиональным пожарным. Так что, в основе созданной в 1864 году компанией «Feuerwehr– Requisiten – Fabrik C.D.Magirus» авто-лестницы, лежит собственный опыт ее создателя. Компания производила оборудование для противопожарной техники, особо прославившись различными конструкциями пожарных лестниц. Ими были созданы многие уникальные конструкции – первая раскладная лестница, первая поворотная лестница, первая автолестница, первая лестница с гидроприводом и многое другое. И сегодня «Magirus» изготавливает самые современные и надежные пожарные автомобили, автолестницы и пожарные насосы.
Пожарная автолестница «Magirus»
До Великой Отечественной войны автолестницы в СССР не выпускались. Нужды пожарной охраны в этом виде техники удовлетворялись за счет закупок за рубежом, чаще всего германских фирм «Magirus» и «Metz». Немецкое качество позволяло эксплуатировать их не один десяток лет, что нельзя было сказать про вывозившие их автомобили. Со временем шасси меняли на отечественные. Чаще всего для этого использовали грузовик ЗИС-6. Только в 1950 году, в городе Торжке, Тверской области, было создано особое конструкторское бюро (ОКБ-7), которое, в числе первых проектов разработало автоматическую пожарную автолестницу с гидроприводом, а Новоторжский завод противопожарного оборудования освоил их производство. С 1970 года на этом заводе стали выпускать пожарную автолестницу АЛ-30 (131), которая стала самым массовым специальным пожарным автомобилем в стране.
Самый массовый пожарный автомобиль и сегодня в строю
И сегодня во многих пожарных частях, как в России, так и на территории бывших республик СССР, можно встретить этот автомобиль в боевом расчете.
Владислав Николаевич Агарков
Иллюстрации автора
Другие статьи автора
Ледоколы в океане филателии
Ледоколы в океане филателии. Часть II
Атомные ледоколы в океане филателии
Миллион разных, разных роз...
Ордена Российской империи
Государственные награды Российской Федерации
Государственные награды СССР
Антарктида. Сюжеты на марках
Исследование Антарктиды
Фауна Антарктиды
День Советской пожарной охраны
Северный полюс. Они были первыми
Салют, пионерия!!!!
Итог работы — первая книга!
Современные труженики Арктических морей
Обучая – изучаем!
Новый год в советской филателии
Новогодние марки в России!
Россия или Гвинея Биссау
Китайский Новый год в филателии
Профессия - пожарный
Пожарная техника в филателии
Филателистический букет из орхидей
Спорт в пожарной охране
Пожарная охрана в России
Интервью с В. Агарковым
Любовь к маркам осталась с детства