Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

История Сталинградского театра

2024-02-06 16:14:55, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

2 февраля мы отметили 81-ю годовщину победы в Сталинградской битве. Члены КЮФ (Клуб юных филателистов) города-героя Волгограда представляют вашему вниманию свои работы, в которых они рассказывают о подвиге Советского народа.

*  *  *

Здесь розы прямо в городе цветут,
И слышится их чудный аромат.
На пристани танцуют и поют,
И песни тут победные звучат!

Театр музыкальный как король:
Фасад на Волгу смотрит свысока,
Здесь Грея дожидается Ассоль,
Спешит Дубровский навестить отца.

Музеи здесь историю хранят,
Мамаева кургана не забыть,
Величием и силой он объят,
Здесь каждый должен голову склонить.

А время мчит стремительно вперёд…
Но с гордостью вам скажет стар и млад,
Что в городе-герое он живёт!
Царицын, Сталинград и Волгоград! 

ВОЛГОГРАД. Мельничек Настя, г. Минск

2 февраля — дань памяти грозным годам войны, 200-м дням и ночам героической обороны разрушенного города и Сталинградской победы. Каждый клочок земли здесь отстаивали кровью и жизнью. Никто из живущих в городе не остался в стороне. Мы всегда будем помнить бессмертный подвиг города восставшего из руин и давшего начало решающему победному перелому в ходе Великой Отечественной войны.

«...Здесь, в Сталинграде, была спасена человеческая культура — об этом нельзя никогда забывать — и здесь же стихийные силы природы будут подчинены воле и разуму ...», — писал Константин Паустовский.

Многие вновь отстроенные здания и целые мемориальные комплексы несут в себе историю тех дней. Чаще всего на почтовой миниатюре, посвященной моему городу, можно встретить монументальный образ Родины-Матери, что стоит на главной высоте Мамаева Кургана. И на одной из скульптур мемориала высечена основная фраза-призыв-приказ Сталинградской битвы: «ЗА ВОЛГОЙ ДЛЯ НАС ЗЕМЛИ НЕТ!».

Здесь склоняются в земном поклоне благодарности и памяти жители и гости города. Но тем не менее, мне сегодня хотелось бы обратить внимание на еще одно здание. Его обитатели все время войны своей деятельностью стремились поддержать силу духа и надежду у жителей города и сохранили часть его культуры.

На Центральной Набережной, над Волгой, правее пропилей, если смотреть с реки, особняком стоит здание с колоннами — Волгоградский музыкальный театр – правопреемник 2-го Государственного Сталинградского рабочего театра, созданного постановлением Нижневолжского крайкома ВКП(б) от 8 декабря 1931 года, Сталинградского краевого театра музыкальной комедии и Волгоградского областного театра музыкальной комедии.

В ноябре 1932 года в старинном здании театра «Конкордия», что располагалось на живописном берегу реки Царица, впервые поднялся занавес Сталинградского театра музыкальной комедии. Труппа в полном составе вышла на сцену в оперетте Н. Стрельникова «Холопка». Молодой театр заявил о себе ярко и талантливо. Большая подготовительная работа позволила Сталинградской музкомедии в первый же сезон представить зрителю 13 премьерных спектаклей.

Так началась биография Волгоградского музыкального театра, который имеет большую и яркую творческую историю, неразрывно связанную с культурой нашего города и страны.

Сегодня – это старейший музыкальный театр на Волге, отметивший 92-й сезон, имеющий незабываемые военные страницы в своей биографии. Его современный облик можно увидеть на немаркированном конверте 2017 года выпуска с видовым изображением Набережной.

Фото А. Ижаковского, художник-дизайнер М. Корнеева

Страшная весть о начале войны Сталинградский театр музыкальной комедии застала на гастролях в городе Кирове. Когда коллектив вернулся домой, 26 человек сразу ушли добровольцами на фронт, среди них был и режиссер Юрий Ерофеев, погибший на Ленинградском фронте в первый год войны. А те, кто остался, продолжали свою работу в новых суровых буднях…

Кроме плановых спектаклей актеры давали концерты в воинских частях и госпиталях, дежурили в качестве санитаров и вместе со всеми жителями участвовали в укреплении оборонительных линий.

23 августа 1942 года театр должен был выехать на гастроли в Казань. Все декорации, костюмы и личные вещи сотрудников были погружены на пароход. Труппа давала последний спектакль перед отъездом. Выбор на постановку «Дама в зеленом» пал потому, что декорации было легко собрать и доставить на пароход, но выехать не успели. В этот теплый вечер ворвался вой немецких самолетов... началась массированная бомбардировка города, беспрерывно длившаяся до 28 августа.

Воздушная тревога и пожары... Пароход со всем сценическим имуществом сгорел на пристани еще в первый вечер массированного налёта…, ничего не осталось. И только ночью 30 августа, под бомбёжкой и обстрелом врага, артисты отдельными группами эвакуировались на левый берег Волги.

Встреча уцелевшей труппы состоялась в Камышине. Последним пароходом добрались до Казани, где был получен приказ об эвакуации в Омск, там коллектив театра начал восстанавливать свои творческие силы. Помощь поступала от разных театров страны: из Красноярска и Свердловска прислали ноты, Большой театр выделил костюмы… Работа вновь началась.

Но будучи в эвакуации сталинградцы с большим напряжением следили за военными сводками из родного города. Сбор от первых десяти спектаклей и свои личные средства коллектив направил на строительство самолета «Сталинградский артист» для авиаэскадрильи «Героический Сталинград».

Позже Сталинградский театр музыкальной комедии получил правительственную телеграмму: «Москва, 1035 54, 3-5-43. Прошу передать сотрудникам Сталинградского театра музыкальной комедии, внесшим 100, 590 и 7470 руб. облигациями госзаймов на строительство самолета «Сталинградский артист» для авиаэскадрильи «Героический Сталинград», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

2 февраля 1943 года немецко-фашистские войска в Сталинградской битве были РАЗГРОМЛЕНЫ!!! Сталинградскими артистами было принято единогласное решение о возвращении, как только это станет возможным, несмотря на предложение Омска остаться насовсем. Первая бригада прибыла в Сталинград в июне 1943-го. Но полностью труппа смогла вернуться лишь в августе 45-го. Невозможно было узнать улицы родного города: от вокзала до Волги, куда бы ни падал взгляд — руины и площади, заваленные обломками, в центре ни одного целого здания.

Но ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЛАСЬ. Несмотря на разруху и холод, давались спектакли в предоставленном помещении отремонтированного, но неотапливаемого цеха Тракторного завода. И зал был всегда переполнен зрителями закутанными в тулупы и в валенках... Концертами и спектаклями театр обслуживал все районы Сталинграда, совмещая профессиональную деятельность с участием в «черкасовских бригадах», восстанавливая город из руин.

Театр стремился показать зрителю новые, содержательные спектакли, рассказывающие о светлой и счастливой жизни в будущем, а город постепенно отстраивался. В 1946 году было восстановлено здание бывшего Дворца физкультуры на набережной Волги. Его в 1904 году строили царицынские купцы как Клуб общественного собрания...

Первыми послевоенными премьерами Сталинградской музкомедии стали балет «Бахчисарайский фонтан» Б. Астафьева и опера В. Энке «Любовь Яровая». Все дни были расписаны: по выходным — спектакли на предприятиях, в среду, четверг и пятницу — выезды в Сарепту и Бекетовку, а по понедельникам сцену предоставлял Сталинградский драматический театр им.Горького, также потерявший свой дом в дни сражений, и временно расположенный в том самом здании Общественного собрания на Набережной, что сейчас занимает Волгоградский музыкальный театр. Полноправным хозяином этого здания Музыкальный театр стал только в 1952 году.  

Полноправным хозяином этого здания Музыкальный театр стал только в 1952 году. Спектакли военной тематики, несущие память о подвиге и суровых буднях, о неиссякаемой силе духа советских людей, о силе любви и настоящей дружбе, помогающих выживать и побеждать, всегда были в его репертуаре и остаются по сей день: это музыкальная комедия «Сталинград-42» Н.Минха, оперетты «Поют сталинградцы» и «Севастопольский вальс» Константина Листова, музыкальная комедия «Небесный тихоход» и героическая музыкально-драматическая фантазия «Два бойца» Марка Самойлова. Последние три спектакля идут и в наши дни.

Изображения Волгоградского музыкального театра можно увидеть в сериях марок 47-го и 50-го годов выпуска, посвященных восстановлению Сталинграда, но в силу временного пребывания в этом здании Драматического театра подписи на данных марках соответственно обозначают театр им.Горького, что привносит некоторую историческую путаницу, и изначально привело к моему недоумению, ведь балконной террасы я никогда не видела в здании Драматического театра, которое располагается в центре города, напротив центрального почтамта. Балконные террасы присущи именно зданию на Набережной.

1947г. Почтовая марка СССР с перфорацией, номиналом 60 копеек. Серия «Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР».
В серии 11 марок. Тираж 1 000 000 шт.

Два сезона назад Волгоградский музыкальный театр отметил свое 90-летие и я, как филателист и поклонница, мечтаю к 100-летию Музтеатра увидеть его вновь на почтовой миниатюре, но уже под именем Волгоградского музыкального театра... Поживем - увидим. А вдруг?

Выпуск 1950 г №1445-1448. Серия «Восстановление Сталинграда», состоит из 4-х марок.
Здание театра им.Горького (ныне Волгоградского музыкального театра до изменения фасада) выполнено в красно-терракотовой гамме

Анна Полушкина

Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны

Как мы пришли в Филателию!

Дорогу осилит идущий...

Наш Сталинград. Помним и гордимся



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов