Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Итальянский футуризм

2024-03-26 13:02:38, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 1914 году в Россию приехал лидер итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти.

Прошло много лет со дня этого события, и мы не можем не отметить, что оно имеет ярко выраженный филателистический аспект – одному только Маринетти посвящено две итальянские почтовые миниатюры, а к юбилею вышел еще и блок Сан-Марино, отражающий многообразие творчества футуристов.

 

Филиппо Томмазо Маринетти

И если добавить к этим выпускам многочисленные почтовые документы в футуристическом стиле, например, прошедшие почту конверты с фирменной символикой, получится очень интересный ряд марок и цельных вещей.

Итак, итальянский футуризм…

На его представителей при жизни обрушивались волны критики. Сложная символика футуристических образов, попытки осмыслить мир со всем обилием происходящих в нем событий через технику, сквозь призму философских представлений о динамике – все это стало поводом для уничтожающей критики современников. Например, с именем Джино Северини связана целая эпоха в истории итальянского изобразительного искусства, а его оригинальное творчество до сих пор не истолковано до конца, не объяснено учеными как феномен синтеза искусств.

 Джино Северини. Фото 1913 года

Взглянем на групповой снимок итальянских футуристов. На нас смотрят люди разного возраста. На снимке отсутствует Джакомо Балла – член первой в Италии футуристической группировки, который имел самое прямое отношение к музыке, балету и сценографии. Без него не появились бы знаменитые «механические балеты» Фернана Леже. А самой заметной фигурой в группе без сомнения является Ф.-Т. Маринетти. Он в центре группы, а слева на снимке – Джино Северини. Его работы, посвященные балету, современники называли динамическими иероглифами (не исключено, что это словосочетание придумал сам художник). Попробуем понять, достаточно ли емко это понятие отражало внутренние устремления футуристов.

Джино Северини – один из самых ярких представителей итальянского футуризма, художник, стоявший у колыбели этого движения и являвшийся свидетелем выхода в свет первых футуристических манифестов. Мало кто из итальянских футуристов так ревностно относился к теме танца, как он.

Филиппо Томмазо Маринетти. Поэма Zang Tumb Tuuum, обложка, 1912 г.

Футуристы стремились впитать в себя огромный современный мир, полный технических новшеств и головокружительных научных открытий. Они не мыслили жизни без стремительного движения, которое обогащает мир новой, не виданной доселе динамикой.

Художники круга Маринетти хотели передать свое ощущение современности каждому из изображаемых персонажей. Причем это касалось не только людей, но и персонифицированных предметов быта. У зрителя возникало впечатление, что самолету приятно лететь по небу, раскинув стальные руки-крылья.

Транспорт стремительно развивался. Футуристы так откровенно любовались самолетами и океанскими лайнерами, что решили одним махом покончить с культурой прошлого, призывая уничтожить музеи, взорвать столицы европейской цивилизации. За это их и осуждали в странах, где бережно относятся к памятникам старины, например, в России. И хотя многие оценки, данные футуристам в прошлом, кажутся сегодня чересчур категоричными, на деле они своими руками не уничтожили ни одного художественного памятника. Провозглашая отказ от классических ценностей культуры, они не смогли уйти от своего собственного (иногда весьма значительного) культурного багажа.

Это касается и знакомства футуристов с хореографией. Сам Маринетти уделял пластике движений исключительно важную роль. Иногда он читал лекции о будущем мирового искусства. При этом он по-актерски вел себя на сцене, используя оригинальнейшую систему жестов, и у аудитории оставалось впечатление, что Маринетти исполняет какой-то экзотический танец.

Маринетти хотел, чтобы во время футуристических вечеров участники чувствовали себя максимально свободно в плане выбора манеры двигаться. Здесь часто исполнялись шуточные танцы, и постепенно их стали связывать не только с авиацией и автомобильным транспортом, но и с хореографией. А вот о связях футуризма с почтой написано пока мало. А ведь они прославляли новейшие виды коммуникаций, например, беспроволочный телеграф.

Футуризм оказал огромное влияние на оформление спортивных марок. Десятки раз художники разных стран прибегали к разложению движения спортсменов на фазы, а это один из излюбленнейших приемов футуризма.

В середине ХХ века важнейшим художественным явлением, связанным с космической темой стало творчество уже упоминавшегося нами выдающегося художника-авангардиста Франтишека Купки. Потерпев неудачу в результате попытки сделать карьеру художника в Италии, он попал во Францию, где познакомился с идеями Е. Блаватской и Р. Штейнера. В ранних работах художника небо наполнено возвышенной спиритуалистической символикой.

Ф. Купка начинал с академических картин. В начале ХХ века он вступил в группировку «Де Пюто», в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии Купка стал изображать тонкую ауру человека, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. Идея многомерности космического пространства, его необозримости воплощена в картинах Купки поистине новаторскими средствами. В 1937 году в Праге состоялась совместная выставка А. Мухи и Ф. Купки, ставшая символом художественного диалога Франции и Чехословакии.

В 1968 году на марке бывшей ЧССР была воспроизведена картина художника «Девушка из кабаре». В этом произведении сливаются воедино модерн и футуризм. Художник прожил долгую жизнь и скончался в год запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Во многих странах (например, в США) Купка является непререкаемым и высочайшим авторитетом в живописи на космическую тему.

Отечественная почта также не оставила футуризм без внимания. В собраниях филателистов имеются конверты, посвященные В.Хлебникову и Д.Бурлюку, а приезду Маринетти в Россию был посвящен малотиражный клубный конверт.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  

Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  

Коллаж в филателии

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

Прошло шестьдесят лет...

Марки рассказывают о стиле граффити

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки