Когда мы говорим о праздновании 450-летия Уфы, то сразу представляем крупные мероприятия, запланированные руководством города и республики, или долгожданный ввод в строй дорог и прочих сооружений. Но есть и, на первый взгляд, незаметные, широко не распространяемые инициативы наших земляков.
Как, например, выпуск силами местных филателистов серии почтовых открыток «450 лет Уфе. Город в картинах художников-земляков». Это их подарок соотечественникам, сделанный по зову сердца. Редактирует серию, в которой сегодня вышло уже шесть карточек, Алексей Иванович Сухарев, увлекающийся этим уходящим в прошлое хобби уже много лет. Покупал марки на последние копейки.
Алексей Иванович — коренной уфимец, родившийся в Нижегородке в 1946 году. У его мамы Натальи Корниловны было восемь или девять детей, однако выжили только трое. Как говорила сама его мать, очень набожная женщина: «Бог дал, Бог взял».
Наш собеседник, как рассказывали ему родители, появился на свет в бане по-черному, поначалу не дышал и был синим. Землячка тетя Феня, которая в тот момент была рядом, взяла младенца за ноги, встряхнула и тот, наконец, заорал. «Ну все, жить будешь», — молвила она. И все первые годы жизни Леша (или Ленька, как его называли по недоразумению) вместе со своими родными буквально выживал.
Отец Иван Евлампиевич вернулся с фронта без ноги. Впрочем, работал не покладая рук. Рубил избы, выкладывал печи, а плата была – еда да выпивка. От тяжелой работы и злоупотребления спиртным умер, не дожив до 60 лет. Маленький Ленька все время хотел есть, и с удовольствием питался иногда и лепешками из гнилого картофеля, который собирала мама с его братом и сестрой весной на полях у Козареза. А жила семья в маленькой деревянной избушке 20-25 метров с русской печью.
В школу № 24 Алексей пошел в семь лет и был отнюдь не паинькой. Впрочем, очень любил читать и учиться, а после окончания сразу устроился учеником электромонтера на почтовый ящик № 139 (позже — завод «Гидравлика») – нужно было зарабатывать деньги, чтобы помогать маме. После года работы был призван в Советскую Армию, где отучился в Казанской школе младших авиационных специалистов и применял свои знания в авиаполку в Домбаровке (Оренбургская область). Во время службы писал заметки для армейской газеты «На страже».
После трёхлетней срочной службы Алексей вернулся на «Гидравлику» и почти сразу стал корреспондентом заводской газеты «За коммунистический труд», позже — комсомольским работником. Одновременно заочно учился на филфаке Башкирского госуниверситета. Долгие годы он посвятил работе инструктором в органах КПСС, а также возглавлял первое и третье уфимские педучилища, школу № 70.
Алексей Иванович вспоминает, что коллекционированием марок увлекся еще в школе. Там был своего рода клуб по переписке с ребятами из других стран — Китая, Польши, Венгрии, Болгарии. Вступил в переписку и Алексей.
А марки с заграничных конвертов потом отмачивал и хранил между страниц школьных тетрадей. Чтобы покупать марки, экономил те копейки, что мама давала на пирожки. Потом накопил деньги на первый альбом-кляссер. Он прошел с юношей всю армию.
Увлечение марками сопровождало Алексея Ивановича всю жизнь, впрочем, в бытность директором учебных учреждений особо его не афишировал. Зато в 2008 году, когда трудовые будни остались позади, его избрали председателем Башкирского республиканского общества филателистов, которое он возглавлял около 10 лет.
Все эти годы он активно писал на темы коллекционирования (около 300 статей), выпустил книжки «О марках — без помарки», «Общество филателистов Башкирии: события и факты из жизни РОО ОФБ (1967-2017 гг.)» и цветной каталог немаркированных почтовых карточек, изданных обществом в 2012-2019 годах (в соавторстве с Азатом Фазлыахметовым). Около десяти лет — с 2010 по 2021 годы — ежемесячно выпускал бюллетень «Коллекционер Башкирии», в котором знакомил читателей с интересными фактами, коллекциями марок и открыток, событиями мира филателии и филокартии.
Хранители памяти
— Тот, кто занимается коллекционированием предметов — будь то марки, значки или монеты, — знает историю, какой она была в реальности, — уверен Алексей Сухарев. — Это книгу можно переписать в угоду кому-то, а вещь — свидетельство настоящей истории. Ее уже не изменишь.
Например, у коллеги Алексея Ивановича — салаватского коллекционера Рината Сайфутдинова — имелась подборка дореволюционных открыток, которые кавалерийский офицер Владимир Радкевич отправлял своей жене, Шурочке, с фронта — шла Первая Мировая война. Всего он отправил около двух тысяч открыток, к сожалению, у нашего коллекционера оказалось в руках только 19. Однако и имеющихся хватило Алексею Сухареву, позаимствовавшему на время отрытки у товарища, написать о них любопытную статью для московского журнала «Филателия».
В статье «Ах, какая бы это была история!..» он на основе писем офицера попытался воссоздать жизнь зажиточной российской семьи. Например, об отношении к супруге говорил сам выбор открыток — красивых и, видимо, недешевых, иллюстрированных картинами известных художников. Все письма были пронумерованы, причем, послание могло не поместиться на одну карточку, итогда офицер брал следующую, а то и несколько. А некоторые из открыток имели цензурный штамп фиолетового цвета — воинская почта тщательно проверялась.
Башкирские филателисты и сами стремятся к сохранению исторической памяти. В 2022 году они начали выпускать клубные почтовые карточки с воинами участниками СВО, первыми получившими там звание Героя России посмертно.
Вообще, собственные почтовые карточки Общество филателистов Башкортостана начало издавать в 2012 году. Первой была открытка к 150-летию Михаила Нестерова с репродукцией его картины «Послушницы на берегу реки». Ее напечатал небольшим тиражом Ринат Сайфутдинов и принес на клубную встречу. А самая последняя вышла в январе 2024 года.
Она посвящена 90-летию со дня рождения Муртазы Рахимова, первого президента Башкортостана. Ей присвоен каталожный номер 327. На самом деле, карточек было больше, просто не все они нумеровались, и некоторые тиражи допечатывались.
За эти годы на «башкирских» открытках прошла череда исторических и культурных деятелей, примечательных событий. Ряд из них издавался с привлечением музея почты УФПС РБ, госкомитета по предпринимательству и туризму, организаций «Боевое братство», «Российский союз ветеранов».
Выпускались и серии открыток: «Шедевры из запасников» (о художниках Башкирии), «Туристические маршруты «Terra Bashkiria», «К 75-летию Победы. Кавалеры ордена Победы» (сейчас последняя представляет большую редкость из-за маленького тиража — чуть более 200 экземпляров каждой).
А когда Владимир Путин подписал указ о праздновании юбилея столицы Башкирии, местные филателисты решили издать уже названную выше серию о 450-летии Уфы. Идеей заразил всех Вячеслав Березин. Он предлагает темы, подбирает иллюстрации. А Алексей Сухарев — своего рода, редактор, как говорит сам, «дает добро на печатание» и оплачивает тираж.
— Потом энное количество забирают у меня по себестоимости пятеро любителей почтовых карточек, — рассказывает Алексей Иванович. — Но большая часть тиража остается у меня. Я отправляю их по стране и городу как открытыми письмами — открытками, так и чистыми в конвертах — коллекционерам. Нередко пишу к ним пояснения, рассказываю, что изображено на карточках.
В прошлом году башкирские филателисты издали шесть открыток в этой серии с репродукциями картин Георгия Прокшина, Ралифа Ахметшина, Эдуарда Ханнанова и Дарьи Митты. В этом году выйдет еще несколько.
Потерянная культура
Общество филателистов Башкортостана официально перестало существовать в 2021 году — Алексей Иванович уже в годах (ему – 77) и сегодня, собрав внушительную коллекцию в 8-9 тысяч марок (точную цифру назвать затрудняется), посвящает свое время, в основном, подготовке к изданию педагогических записок о работе в школе и колледже и отдельной книжки «Моя филателия». Книгу «Сипайловская вотчина, или К истории Уфимского педучилища № 3» он уже издал в прошлом году. Да и филателистов в республике осталось совсем немного — около 30 человек. Молодежи среди них почти что и нет.
— Чтобы серьезно заниматься филателией нужно иметь определенный интеллект, образование, усидчивость, дисциплинированность, — объясняет Алексей Сухарев. — А молодые люди сегодня всю жизнь проводят в гаджетах, говорят: зачем, мол, учиться, когда все есть в интернете...
Да и культура писать письма, отправлять открытки, добавим от себя, уходит впрошлое. Куда проще напечатать пару строк в мессенджере, щелкнуть по кнопке и знать, что твое сообщение моментально дойдет до адресата.
Вот только эти байты информации моментально растворятся в информационном пространстве. А письма и открытки былых эпох останутся — подписанные чернилами, наполненными теплом людей, которые отправляли весточки и подолгу ждали ответа. Тем ценнее становилось ожидание, тем радостнее было получить заветное письмо от друга... Поэтому сегодня так жаль, что мы почти потеряли эту культуру — писать письма и отправлять открытки по почте. Или надежда еще есть?..
Мария Сныткина, фото Александра Данилова