Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

О художнике, путешествиях и почтовых конвертах

2024-03-13 15:08:35, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня мы хотим познакомить вас с художником А.В. Березиным. Алексей Владимирович — живописец, график работающий в жанре портрета, пейзажа, станковой графики и книжной иллюстрации.

В творчестве автор опирается на академическую школу, традиции русского реализма, работая в классических жанрах. Основная тема творчества художника — человек в контакте с природой, гармония с ландшафтом и городом.

Помимо этого, Алексей Владимирович рисует конверты, которые отправляет в разные страны мира, оставляя на них свои впечатления. Об этом он сам рассказывает в своей статье.

*  *  *

Художник и странствия… Эта тема давно прослеживается в культуре человечества: запечатлеть пейзажи, города и континенты стараются все творческие исследователи из разных уголков земли.

«Московский почтамт»

«Путешествующий художник»… Это определение относится к множеству мастеров, которых вдохновляло знакомство с новыми странами. Они создавали зарисовки увиденного на холстах, в блокнотах и альбомах. Мы можем встретить художников-первооткрывателей, путешествующих вместе с мореплавателями, художников-документалистов, отправляющихся в творческие командировки, художников-космонавтов, художников-фронтовиков.

С XVII и до середины прошлого века существовал особый жанр путевых заметок, в котором живописцы и рисовальщики создали не только изобразительные, но и литературные описание быта и жизни разных уголков света, возможность увидеть которые доступна далеко не всем. Художники, как правило, превращают походные зарисовки в полноценные, большие произведения или творческие репортажи - отчеты, а бывает так, что оригинальной идеей художника становится путешествие рисунка от места его создания по дорогам страны, лентам отделений связи, в сумке почтальона до финальной точки – почтового ящика адресата.

Это рассказ о современном московском художнике, которого вдохновили странствия и любовь к графическому рисунку. А объединила эти два увлечения, создала новую творческую среду почта, отправляя каждый раз конверт с авторским изобразительным посланием на нем.

Путешествуя по России и Европе, художник Алексей Березин оставляет свои впечатления не в альбоме, как это делают обычно художники, а на почтовых конвертах, которые выполняют роль основы - бумажного листа. Еще во время обучения в Российской академии живописи, ваяния и зодчества начинающий художник много работал в жанре пейзажа, ощутил притяжение станковой графики и новых выразительных возможностей этого жанра, где быстрые штрихи или линия способны передать увиденное.

Идея изобразить пейзаж или городской вид именно на конверте появилась случайно: такое послание стало подарком домашним и друзьям из поездки. Отправить походную зарисовку по почте из того уголка страны, где сейчас находишься, и было оригинальной идеей автора, определившей впоследствии его творческий интерес. Сначала это были единичные рисунки, а потом появилась целая серия, которая сложилась в настоящий документальный проект.

После того как рисунок появляется на конверте, он совершает свое дальнее путешествие, к нему добавляются марки, почтовые штампы, пометки, он попадает получателю уже совсем другим, со своей новой почтовой историей.

А были ли художники, которых привлек и вдохновил чистый почтовый конверт как основа для их рисунка? Творческие эксперименты, создания смелых художественных форм, новых пластических решений в жанре графики привлекали мастеров с начала ХХ века во всем мире. Художники пробовали декорировать и оформлять в том числе и конверты, связывая изображение с темой послания, превращая их в оригинальный подарок адресату.

Знаменитый европейский художник Эгон Шиле (1890-1918) был одним из первых создателей рисунков на чистом почтовом конверте. Нам известны изумительные рисунки-послания 1941 по 1954 гг. на конвертах, выполненные Анри Матиссом (1869-1954) и адресованные его другу писателю и художнику Андре Рувейру (1879-1962).

В 50-х годах прошлого века американский художник Рей Джонсон (1927—1995) решил отправлять фрагменты своих картин по почте, пригласив к сотрудничеству графиков, пытавшихся найти свой путь в экспериментах с художественной формой, позже он основал общество «Сеть, искусство по переписке» и «Нью-йоркскую, корреспондентскую школу искусств», превратив авторское оформление конвертов и открыток в целое направление изобразительного искусства, называющееся «Мэйл-арт» (Mail-art). Эта художественная школа дала старт увлечению новым «почтовым искусством», соединившим художников любителей и профессионалов по всему миру.

С появлением оригинальных творческих идей, замыслов и выставок художники активно объединяются в клубы и сообщества, такие как международный союз «IUOMA», «Аrtistamp», «Stampart», и теперь уже можно уверенно говорить об утвердившемся виде искусства в глобальном масштабе. Сегодня это художественное явление продолжает активно жить и развиваться, превратившись в массовое течение «Посткроссинг» (Postcrossing), связавшее все континенты, людей разных возрастов и профессий.

«Москва. Красная площадь» 

У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь естественно подводит его к теме, близкой его интересам, которая становится его открытием.

В творчестве Алексея Березина появилась идея оригинального художественного повествования посредством рисунка и почтового конверта. Этот замысел оказался настолько удачным, что указал дальнейший путь мастеру графики: появился свой почерк, каждая новая работа, новый конверт - это продолжение его открытия.

«Москва. Высоко-Петровский монастырь»

Творческим принципом Березина является именно живая зарисовка с натуры, впечатление от увиденного, которое для художника стало целенаправленным, спроецированным на конкретное место и время действия, глубоко личностным и эмоциональным. В созданной серии рисунков на конвертах соединились изобразительное искусство и филателия. Художник творчески подходит к выбору марок, иногда целых блоков, подбирая тематические изображения стран и городов, в которых сделан рисунок, а почтовые штампы дополняют композицию, создавая необычные графические решения.

«Москва. Высоко-Петровский монастырь»

На конвертах запечатлены парадные панорамы Санкт-Петербурга, виды Красной площади Москвы, старинные церкви и монастыри Нижнего Новгорода, Смоленска, Рязани, Орла, Сергиева Посада, Александрова и других русских городов. Каналы и архитектура Копенгагена, соборы и дворцы Барселоны, шведские домики с дерном на крышах Лунда и Мальме.

Для каждого рисунка художник выбирает свой формат: для быстрой и небольшой зарисовки – маленький конверт, для более детально проработанного и законченного графического произведения – большой. Он рисует на конвертах светлых оттенков: белых, бежевых, цвета топленого молока и слоновой кости,- но иногда берет черные или красные, на которые наклеивает вставки из белой бумаги, и получается рисунок в рамке-паспарту.

«Свято-Троицкая Сергиева лавра»

Рисунки выполнены в разных графических манерах: где-то мы увидим контурный и линейный рисунок, а где-то художник использует штриховку и тон. Основой всегда служит конверт, но художественные материалы всегда разные: карандаш, уголь, тушь, капиллярные ручки. При создании быстрого контурного рисунка художник пользуется перьевой ручкой. Линия в нем живая, ее характер постоянно меняется: она то тонкая, легкая, почти незаметная, то плотная и упругая, она оставляет на конверте свободный след впечатления и настроения художника.

«Вид площади И.Сусанина. Кострома»  

В данной манере выполнены рисунки из Москвы, Самары, Тулы, Владимира, Александрова и других городов. (Илл.1, 1(1),1(2),1(3),1(4),1(5)) Яркий пример контурного рисунка - вид площади Ивана Сусанина в Костроме, (Илл.2) доминантой которой выступает пожарная каланча с помещениями гауптвахты, построенная в 20-30–е годы XIX века. Контурный рисунок в данном случае подчеркивает правильность и четкость, характерную для архитектуры позднего классицизма.

Почти во всех своих рисунках Алексей Березин захватывает и останавливает мимолетные моменты повседневной жизни, отдельные сцены, людей, проходящих мимо. Художник, несомненно, обладает даром пытливого наблюдения за окружающим миром. Соборы Московского Кремля, отражающиеся в стеклянных стенах Дворца Съездов, – классический линейный рисунок.

«Государственный Кремлевский дворец»

В нем соединились декоративность и монументальность. Линия здесь пластичная и объемная, она формирует пространство, подчеркивает структуру архитектурных форм, передает фактуру предметов и материалов.

В рисунке Смоленской крепостной стены художник использует штриховку, работая мягким карандашом.(Илл.4)

«Крепостная стена. Смоленск»

Эта техника дает возможность передать глубину пространства, показать тональные и светотеневые отношения. Художник применяет различные штрихи: от легких, едва заметных, до широких и насыщенных, каждый из которых имеет свое направление и движение, что делает рисунок живым. Вид одного из соборов Троице-Сергеевой лавры на черном конверте художник выполняет тушью и кистью.

Рисунок построен на контрасте легких и воздушных архитектурных форм с насыщенным и выразительным передним планом, изображающим деревья.

Собор Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле, построенный в XVII столетии, художник рисует углем. 

«Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле»  

Уголь дает мягкий бархатный тон. С его помощью можно сделать быстрый обобщенный тональный рисунок без проработки отдельных деталей, создать воздушную перспективу. Большая часть рисунков выполнена в интересной авторской манере, где причудливо переплетающимися линиями создается, "лепится" объем и пространство. В такой манере художник изобразил храм, стоящий на высоком берегу реки Волги в Нижнем Новгороде. 

Множеством линий передаются не только архитектурные формы, но и водная гладь, движение и трепет воздуха. Недавно художник стал использовать для большей выразительности непростой художественный материал- акварель, с присущей ей текучестью, быстротой, яркостью, рисунки приобрели цвет и стали выглядеть живописными картинами. Это новое творческое решение привнесло в графический ряд конвертов разнообразие, и тема путевых зарисовок обогатилась новой цветной гранью.

«Панорама Санкт-Петербурга»

Рязанский кремль, волжские дали - все эти и многие другие акварели могут быть оформлены в рамы как законченные самостоятельные работы и предстать перед зрителем полноценными выставочными произведениями. Источник, питающий творчество,- это живая жизнь художника со своим временем, городами и, главное, с людьми.

Эта серия рисунков Алексея Березина достигла двух сотен единиц, и это количество все растет, впереди художника ждут новые пути, новые страны и новые города, из которых рисунки начнут движение по почтовым магистралям! Ну а сегодня художник считает, что главное путешествие и яркий рисунок у него впереди.

Автор конвертов художник Алексей Березин




Комментарии к статье:
2024-03-14 11:44:17, Сухарев А.И.
Благодарность большая автору! Такое сочетание - живопись на конверте - редко встречается в филателии. Но об этом художнике узнает не так большой круг любителей "малой" живописи. Обратило бы внимание на эту деятельность энтузиаста А.В. Березина АО "Марка"! Чтобы сотни тысяч людей в России любовались талантом живописца.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!