Сегодня мы хотим познакомить вас с художником А.В. Березиным. Алексей Владимирович — живописец, график работающий в жанре портрета, пейзажа, станковой графики и книжной иллюстрации.
В творчестве автор опирается на академическую школу, традиции русского реализма, работая в классических жанрах. Основная тема творчества художника — человек в контакте с природой, гармония с ландшафтом и городом.
Помимо этого, Алексей Владимирович рисует конверты, которые отправляет в разные страны мира, оставляя на них свои впечатления. Об этом он сам рассказывает в своей статье.
* * *
Художник и странствия… Эта тема давно прослеживается в культуре человечества: запечатлеть пейзажи, города и континенты стараются все творческие исследователи из разных уголков земли.
«Московский почтамт»
«Путешествующий художник»… Это определение относится к множеству мастеров, которых вдохновляло знакомство с новыми странами. Они создавали зарисовки увиденного на холстах, в блокнотах и альбомах. Мы можем встретить художников-первооткрывателей, путешествующих вместе с мореплавателями, художников-документалистов, отправляющихся в творческие командировки, художников-космонавтов, художников-фронтовиков.
С XVII и до середины прошлого века существовал особый жанр путевых заметок, в котором живописцы и рисовальщики создали не только изобразительные, но и литературные описание быта и жизни разных уголков света, возможность увидеть которые доступна далеко не всем. Художники, как правило, превращают походные зарисовки в полноценные, большие произведения или творческие репортажи - отчеты, а бывает так, что оригинальной идеей художника становится путешествие рисунка от места его создания по дорогам страны, лентам отделений связи, в сумке почтальона до финальной точки – почтового ящика адресата.
Это рассказ о современном московском художнике, которого вдохновили странствия и любовь к графическому рисунку. А объединила эти два увлечения, создала новую творческую среду почта, отправляя каждый раз конверт с авторским изобразительным посланием на нем.
Путешествуя по России и Европе, художник Алексей Березин оставляет свои впечатления не в альбоме, как это делают обычно художники, а на почтовых конвертах, которые выполняют роль основы - бумажного листа. Еще во время обучения в Российской академии живописи, ваяния и зодчества начинающий художник много работал в жанре пейзажа, ощутил притяжение станковой графики и новых выразительных возможностей этого жанра, где быстрые штрихи или линия способны передать увиденное.
Идея изобразить пейзаж или городской вид именно на конверте появилась случайно: такое послание стало подарком домашним и друзьям из поездки. Отправить походную зарисовку по почте из того уголка страны, где сейчас находишься, и было оригинальной идеей автора, определившей впоследствии его творческий интерес. Сначала это были единичные рисунки, а потом появилась целая серия, которая сложилась в настоящий документальный проект.
После того как рисунок появляется на конверте, он совершает свое дальнее путешествие, к нему добавляются марки, почтовые штампы, пометки, он попадает получателю уже совсем другим, со своей новой почтовой историей.
А были ли художники, которых привлек и вдохновил чистый почтовый конверт как основа для их рисунка? Творческие эксперименты, создания смелых художественных форм, новых пластических решений в жанре графики привлекали мастеров с начала ХХ века во всем мире. Художники пробовали декорировать и оформлять в том числе и конверты, связывая изображение с темой послания, превращая их в оригинальный подарок адресату.
Знаменитый европейский художник Эгон Шиле (1890-1918) был одним из первых создателей рисунков на чистом почтовом конверте. Нам известны изумительные рисунки-послания 1941 по 1954 гг. на конвертах, выполненные Анри Матиссом (1869-1954) и адресованные его другу писателю и художнику Андре Рувейру (1879-1962).
В 50-х годах прошлого века американский художник Рей Джонсон (1927—1995) решил отправлять фрагменты своих картин по почте, пригласив к сотрудничеству графиков, пытавшихся найти свой путь в экспериментах с художественной формой, позже он основал общество «Сеть, искусство по переписке» и «Нью-йоркскую, корреспондентскую школу искусств», превратив авторское оформление конвертов и открыток в целое направление изобразительного искусства, называющееся «Мэйл-арт» (Mail-art). Эта художественная школа дала старт увлечению новым «почтовым искусством», соединившим художников любителей и профессионалов по всему миру.
С появлением оригинальных творческих идей, замыслов и выставок художники активно объединяются в клубы и сообщества, такие как международный союз «IUOMA», «Аrtistamp», «Stampart», и теперь уже можно уверенно говорить об утвердившемся виде искусства в глобальном масштабе. Сегодня это художественное явление продолжает активно жить и развиваться, превратившись в массовое течение «Посткроссинг» (Postcrossing), связавшее все континенты, людей разных возрастов и профессий.
«Москва. Красная площадь»
У каждого художника наступает такой момент, когда жизнь естественно подводит его к теме, близкой его интересам, которая становится его открытием.
В творчестве Алексея Березина появилась идея оригинального художественного повествования посредством рисунка и почтового конверта. Этот замысел оказался настолько удачным, что указал дальнейший путь мастеру графики: появился свой почерк, каждая новая работа, новый конверт - это продолжение его открытия.
«Москва. Высоко-Петровский монастырь»
Творческим принципом Березина является именно живая зарисовка с натуры, впечатление от увиденного, которое для художника стало целенаправленным, спроецированным на конкретное место и время действия, глубоко личностным и эмоциональным. В созданной серии рисунков на конвертах соединились изобразительное искусство и филателия. Художник творчески подходит к выбору марок, иногда целых блоков, подбирая тематические изображения стран и городов, в которых сделан рисунок, а почтовые штампы дополняют композицию, создавая необычные графические решения.
«Москва. Высоко-Петровский монастырь»
На конвертах запечатлены парадные панорамы Санкт-Петербурга, виды Красной площади Москвы, старинные церкви и монастыри Нижнего Новгорода, Смоленска, Рязани, Орла, Сергиева Посада, Александрова и других русских городов. Каналы и архитектура Копенгагена, соборы и дворцы Барселоны, шведские домики с дерном на крышах Лунда и Мальме.
Для каждого рисунка художник выбирает свой формат: для быстрой и небольшой зарисовки – маленький конверт, для более детально проработанного и законченного графического произведения – большой. Он рисует на конвертах светлых оттенков: белых, бежевых, цвета топленого молока и слоновой кости,- но иногда берет черные или красные, на которые наклеивает вставки из белой бумаги, и получается рисунок в рамке-паспарту.
«Свято-Троицкая Сергиева лавра»
Рисунки выполнены в разных графических манерах: где-то мы увидим контурный и линейный рисунок, а где-то художник использует штриховку и тон. Основой всегда служит конверт, но художественные материалы всегда разные: карандаш, уголь, тушь, капиллярные ручки. При создании быстрого контурного рисунка художник пользуется перьевой ручкой. Линия в нем живая, ее характер постоянно меняется: она то тонкая, легкая, почти незаметная, то плотная и упругая, она оставляет на конверте свободный след впечатления и настроения художника.
«Вид площади И.Сусанина. Кострома»
В данной манере выполнены рисунки из Москвы, Самары, Тулы, Владимира, Александрова и других городов. (Илл.1, 1(1),1(2),1(3),1(4),1(5)) Яркий пример контурного рисунка - вид площади Ивана Сусанина в Костроме, (Илл.2) доминантой которой выступает пожарная каланча с помещениями гауптвахты, построенная в 20-30–е годы XIX века. Контурный рисунок в данном случае подчеркивает правильность и четкость, характерную для архитектуры позднего классицизма.
Почти во всех своих рисунках Алексей Березин захватывает и останавливает мимолетные моменты повседневной жизни, отдельные сцены, людей, проходящих мимо. Художник, несомненно, обладает даром пытливого наблюдения за окружающим миром. Соборы Московского Кремля, отражающиеся в стеклянных стенах Дворца Съездов, – классический линейный рисунок.
«Государственный Кремлевский дворец»
В нем соединились декоративность и монументальность. Линия здесь пластичная и объемная, она формирует пространство, подчеркивает структуру архитектурных форм, передает фактуру предметов и материалов.
В рисунке Смоленской крепостной стены художник использует штриховку, работая мягким карандашом.(Илл.4)
«Крепостная стена. Смоленск»
Эта техника дает возможность передать глубину пространства, показать тональные и светотеневые отношения. Художник применяет различные штрихи: от легких, едва заметных, до широких и насыщенных, каждый из которых имеет свое направление и движение, что делает рисунок живым. Вид одного из соборов Троице-Сергеевой лавры на черном конверте художник выполняет тушью и кистью.
Рисунок построен на контрасте легких и воздушных архитектурных форм с насыщенным и выразительным передним планом, изображающим деревья.
Собор Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле, построенный в XVII столетии, художник рисует углем.
«Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе в Ярославле»
Уголь дает мягкий бархатный тон. С его помощью можно сделать быстрый обобщенный тональный рисунок без проработки отдельных деталей, создать воздушную перспективу. Большая часть рисунков выполнена в интересной авторской манере, где причудливо переплетающимися линиями создается, "лепится" объем и пространство. В такой манере художник изобразил храм, стоящий на высоком берегу реки Волги в Нижнем Новгороде.
Множеством линий передаются не только архитектурные формы, но и водная гладь, движение и трепет воздуха. Недавно художник стал использовать для большей выразительности непростой художественный материал- акварель, с присущей ей текучестью, быстротой, яркостью, рисунки приобрели цвет и стали выглядеть живописными картинами. Это новое творческое решение привнесло в графический ряд конвертов разнообразие, и тема путевых зарисовок обогатилась новой цветной гранью.
«Панорама Санкт-Петербурга»
Рязанский кремль, волжские дали - все эти и многие другие акварели могут быть оформлены в рамы как законченные самостоятельные работы и предстать перед зрителем полноценными выставочными произведениями. Источник, питающий творчество,- это живая жизнь художника со своим временем, городами и, главное, с людьми.
Эта серия рисунков Алексея Березина достигла двух сотен единиц, и это количество все растет, впереди художника ждут новые пути, новые страны и новые города, из которых рисунки начнут движение по почтовым магистралям! Ну а сегодня художник считает, что главное путешествие и яркий рисунок у него впереди.
Автор конвертов художник Алексей Березин