Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

История создания одной исторической картины

2023-04-07 13:05:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

19 октября 1812 года, наполеоновская армия покинула сожжённую и разорённую Москву. 100 тысяч человек — всё, что осталось от Великой армии — вышли из Москвы единой колонной, растянувшейся на 16 километров. С собой солдаты прихватили приблизительно 40 тысяч повозок, набитых доверху трофеями и припасами. Эта сильно перегруженная армия ещё не знала, что время играет против неё.

Этому эпохальному историческому событию предшествовало ещё одно, которое позже нашло отражение в литературе и живописи, а ещё позже — в кинематографе и филателии. Первоначально Наполеон был уверен, что занятие Москвы остановит войну, позволит ему продиктовать России такие условия мира, которые надолго обеспечат Французской империи прочное положение в Европе и полное господство над её народами, а соответственно и мировое господство. Но всё пошло не так. Беспокоило Наполеона и отсутствие достоверных известий о русской армии.

Армия Кутузова представляла собой реальную силу, что убедительно доказывала Бородинская битва, не считаться с ней было безумием. Достигнув долгожданной цели, наполеоновская армия превращалась в мародёров, впереди предстояла зима в разорённом и сожжённом городе. Очень скоро Наполеон понял, что оказался в ловушке и нужно торопиться с заключением мира. Он дважды отправлял письма с предложением о заключении мира императору Александру I. Не получив ответа, Наполеон отправил 23 сентября (5 октября) в ставку Кутузова своего генерал-адъютанта Жака Александра Бернара Ло де Лористона с предложением заключить мир и дать ему, Лористону, пропуск для проезда в Петербург на переговоры с Александром I от имени Наполеона.

Картина Н.П. Ульянова «Лористон в ставке Кутузова»  

В знаменитом же письме было следующее: «Князь Кутузов! Посылаю к Вам одного из моих генерал-адъютантов для переговоров о многих важных делах. Хочу, чтобы Ваша светлость поверили тому, что он Вам скажет, особенно, когда он выразит Вам чувства уважения и особого внимания, которые я с давних пор питаю к Вам. Не имея сказать ничего другого этим письмом, молю Всевышнего, чтобы он хранил Вас, князь Кутузов, под своим священным и благим покровом. Наполеон».

Однако часовые переговоры Лористона и Кутузова оказались для Наполеона напрасными. Кутузов отвёл упреки Наполеона в том, что русские люди воюют «не по правилам». «Они войну сию почитают равно как бы нашествие татар, — объяснил фельдмаршал, — я не в состоянии переменить их воспитание». Заключить перемирие Кутузов отказался: «Я буду проклят потомством, если во мне будут видеть первопричину какого бы то ни было соглашения... Таково теперешнее настроение моего народа». Кутузов ответил также, что не имеет полномочий заключать мир или перемирие.

«О мире и думать не следует до тех пор, пока французы не покинут всю территорию России… Теперь он [Наполеон] считает, что со взятием Москвы его поход окончился, а мы полагаем, что война только начинается, и Наполеон скоро убедится в этом». После чего князь Волконский был направлен к российскому государю с донесением о предложении Наполеона. Однако и эта попытка закончилась ничем.

Позже, в заключении на острове Святой Елены, Наполеон скажет: «Я должен был бы умереть сразу после вступления в Москву…». Это был апогей его славы. В русской кампании всё шло вопреки его замыслам и чётким расчётам. Наполеон не смог навязать противнику своей воли, европейских правил игры, не он управлял этой войной. Русские действовали «не по правилам».

Именно этот важный, судьбоносный исторический момент, происшедший в ставке Кутузова, после которого Наполеон решился покинуть Москву, запечатлел известный советский художник Н.П. Ульянов. В центре его картины «Лористон в ставке Кутузова» француз изображён в виде стоящей в избе фигуры в синем мундире с золотым шитьём и эполетами, с красной лентой через плечо, держащей в руках шляпу с белым плюмажем. Кутузов изображён в виде сидящей фигуры в зелёном расстёгнутом сюртуке с красным воротником и отворотом и золотыми эполетами, держащей в руках письмо Наполеона. В центре — окно избы, за которым полыхают огни военного лагеря русской армии.

Николай Павлович Ульянов (1875–1949) — русский и советский живописец, график, художник театра. Педагог. Автор мемуаров, эссе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Лауреат Сталинской премии III степени (1948). Ульянов приступил к работе над картиной в 1944 году. Для образа Кутузова художнику позировал народный артист СССР М.М. Тарханов, для Лористона — артист и режиссёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко П.И. Румянцев.

Известный советский писатель Валентин Пикуль в сборнике «Генерал на белом коне» так охарактеризовал полотно художника: «…картину "Лористон в ставке Кутузова" наш замечательный мастер живописи Н.П. Ульянов создал в тяжкие годы Великой Отечественной войны, когда враги вновь встревожили историческую тишину Бородинского поля. Его картина служила грозным предупреждением захватчикам, которых в конечном счёте ожидал такой же карающий позор и такое же беспощадное унижение, какие выпали на долю зарвавшегося Наполеона и его надменных приспешников…».

Почтовая марка СССР с репродукцией исторической картины Н.П. Ульянова «Лористон в ставке Кутузова» была издана в 1975 году в серии «100-летие советских художников» в форме листа из 16 марок и 4 купонов. Дизайнер: И.В. Мартынов. Тираж марки составил 5 миллионов 100 тыс.  экземпляров. К выпуску были изданы КПД и карточка для картмаксимума.

Марина Сафонова

Источник: rusmarka.ru



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!