Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Юморист Джек Фоллоуз и почта

2023-06-23 10:04:15, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Джек Фоллоуз – английский самодеятельный художник-юморист, прославившийся дружескими отношениями с почтовой службой. Работая в жанре юмористического рисунка и карикатуры, Фоллоуз отмечал многие события, связанные с авиапочтой, например, полеты самолетов и вертолетов с почтовыми мешками на борту. Как он их отмечал?

Во-первых, присутствовал при встрече этих самолетов и вертолетов (или при отправке), а во-вторых, выпускал к датам этих полетов свои “собственные” авторские конверты и открытки…

В зрелые годы Фоллоуз всерьез увлекся идеей частных почтовых выпусков, его привлекал жанр самодельной малотиражной авторской открытки. Для него площадь такой открытки была территорией абсолютной свободы и ему очень хотелось выпустить что-либо самому. Постепенно его заинтересовал такой объект коллекционирования как flown cover (букв. “конверт, побывавший в полете”) и он стал разрабатывать юмористические открытки и конверты, в оформлении которых обыгрывалась их будущая “воздушная Одиссея”. Если открытка прибывала на ракете в слегка деформированном состоянии или с обгорелыми краями, то это ценилось очень высоко, так как обугленный край считался наглядным свидетельством того, что письмо было в полете.

Фоллоуз не уставал рекламировать эти полеты. Он то рисовал изящных барышень начала ХХ века в длинных платьях, которые наблюдают за летательными аппаратами сидя на холме, то придумывал образы толстяков, влюбленных в авиацию и с некоторой завистью смотрящих на парящие в воздухе бипланы. Не прошел он и мимо стиля ретро с его культом авиационной техники начала ХХ века (отсюда шрифт, стилизованный под старину). По стилю эти работы напоминали произведения знаменитого чешского художника-сказочника Йозефа Лады и в будущем коллекционерам и историкам почты, которым нравится Фоллоуз и его юмор, еще предстоит проанализировать это удивительное сходство.

То, что Фоллоуз не был профессиональным художником, нашло отражение в особом наивно-примитивном стиле его работ, иногда называемом в Англии ясный стиль (или, буквально, “ясно прорезанный стиль”): clearcut style. Не все его шутки отличались тонким юмором. Порой он даже был грубоват в своем ироничном отношении к жизни, даже в некрологе на художника (!) было сказано: “Он не был джентльменом”. И он мог действительно не соответствовать традиционному облику английского солидного джентльмена, но теперь это не так важно.

Художник давно ушел из жизни, но осталось его оригинальное творчество. Ведь его произведения полюбились коллекционерам, о них существует большая литература, пусть чаще всего в жанре небольшой заметки или очерка, но по настоящему многочисленная и созданная неравнодушными к истории почты людьми.

В пожилом возрасте Фоллоуз связал свою судьбу с английским коллекционерским клубом РЭФЛЕТ СТЭМП КЛАБ. Этот клуб не имел своего офиса и все отношения между членами были “сетевыми”. Заработанные от продажи малотиражных открыток деньги часто шли на благотворительные цели.

На страницах журнала, издаваемого этим клубом, (он назывался РЭФЛЕТ МЭГЭЗИН) печатались объявления о новых авторских изданиях мистера Фоллоуза, которые нередко выставлялись на благотворительные аукционы. Многие работы Фоллоуза в разных жанрах, от ярлыка до иллюстрированной книги, объявлялись коллекционерским объектом сезона (это значит, что журнал РЭФЛЕТ предлагал приобрести их как благотворительные товары).

Коллекционеры активно откликались на такие объявления, ибо они стремились приобрести открытки работы Фоллоуза и погасить их в тех городах, где происходили изображенные художником события. К середине 1980-х годов Фоллоуз уже перепробовал все возможности, которые давали художнику занятия графическими искусствами. Он был автором микроплакатов, открыток, веселых карикатур. Недоставало только экспериментов в области оформления книги. И такой случай представился. Редакция журнала РЭФЛЕТ решила опубликовать сборник рассказов одного из членов клуба – Рэга Клементса. Фоллоузу было поручено проиллюстрировать этот сборник штриховыми рисунками и сделать цветную обложку. Для российского читателя этот сборник является небезынтересным.

В одном из рассказов мистер Клементс повествует о том, что как-то раз он возвращался с филателистической выставки ФИЛАТЕК (1964) и в поезде решил проверить, как на франко-германской границе относятся к русским. Он прикинулся русским и назвал себя мистером Клементским из России. Полицейские начали тщательнейшим образом проверять паспорт “русского путешественника”, и он последним покинул вагон. Джек Фоллоуз воспроизвел эту сцену, обогатив тем самым английскую Россику. Но вернемся к конвертам и открыткам.

С упомянутым выше журналом РЭФЛЕТ переписывался петербургский коллекционер Владимир Потапенко. Он создал уникальную коллекцию марок и конвертов, посвященных собакам. Редакция журнала прислала ему конверт работы Джека Фоллоуза, посвященный… собаке Баскервилей. Этот красивый конверт занял достойное место в собрании петербургского собирателя. Только вот Фоллоуз был добряком и поэтому собака получилась не очень страшной. В 2008 году в Петербурге, в Галерее В.П.Третьякова была устроена выставка силуэтных открыток. Среди них был сюжет Д.Фоллоуза о Второй мировой войне с изображением развалин английского города после бомбардировки.

 

Художник изготавливал не только открытки, но также еще и самодельные почтовые ярлыки и многоцветные авторские марки, которые продаются сегодня на аукционах как в листах, так и наклеенные на конверты и прошедшие почту рядом со стандартными марками...

И по сей день самые разные произведения Фоллоуза (как оригинальные, так и напечатанные в типографиях) всплывают на аукционах и экспонируются на выставках. Они представляют большой интерес и пользуются спросом. Юмор Джека Фоллоуза востребован коллекционерами и историками почты и продолжает жить.

Но были и живописцы, которые продолжали нести по жизни лучшие традиции наивного искусства. Например, многие художники детской книги предположили, что наивное искусство подходит для оформления книг для малышей и создали немало оригинальных иллюстраций. Так осуществилась мечта многих примитивистов увидеть мир глазами ребёнка. Надеюсь, что лучшие из этих иллюстраций мы увидим на знаках почтовой оплаты.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!