Искусство почтовой марки имеет более чем полуторавековую историю, и искусствоведам, а также всем поклонникам почтовой марки есть что обобщать и анализировать. Широкие связи между филателистами, международный обмен и выставочная деятельность требуют от современных коллекционеров не только собственно филателистических знаний, но и определенной ориентации в сфере искусствоведческих понятий, в области искусства почтовой графики.
Тема почтового дизайна отнюдь не является новой в отечественной литературе. И в прошлом книгоиздатели предпринимали весьма успешные попытки дать филателистам нечто вроде компаса для ориентации в мире искусства почтовой графики. Трудно собирать марки, не зная ничего об их художественной стороне. Тем ценнее то, что отечественная филателистическая литература всегда отдавала должное художникам, создавшим марку, всегда указывала имя художника в каталогах (а так делается далеко не во всех странах мира, так что можно утверждать, что советские издатели книг по филателии высоко ставили художника).
Родоначальником филателистического искусствознания или просто литературы по искусству почтовой марки можно считать академика А.А. Сидорова, который еще в двадцатые годы серьезно, с большим знанием дела писал о почтовой графике.
Ровно сто лет назад, в 1923 году, академик Сидоров опубликовал интереснейшую брошюру «Русская графика за годы революции», в которой был серьёзный филателистический раздел. Алексей Алексеевич предвидел долгую и интересную жизнь почтовой марки, и его предсказания сбылись – сегодня почтовая миниатюра воспринимается как полноценное произведение графического искусства.
Книга братьев Уильямс «Почтовая марка, ее история и признание», будучи переведена на русский язык (1964 г.), стала настоящей ласточкой эпохи оттепели. Впервые в отечественной литературе появилась книга, в которой о буржуазной графике говорили как о признанной системе ценностей. Известно, что этот труд использовался в учебных институтах Москвы и Петербурга при преподавании таких дисциплин как «прикладная графика» и «художественно-техническое оформление печатной продукции».
Проходит всего четыре года, и появляется монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1967, год поступления в продажу – 1968). Это издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладает знак почтовой оплаты.
Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании. Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги она ни в коей мере не показалась бы устарелой. Она в полном смысле слова опередила время. В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за марками и тщательно изучали разновидности. Мы позволим себе утверждать, что в глазах филателистов эстетический облик был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. В. Бродский разворачивает сознание читателя к художественной стороне марки, увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.
Год спустя после выхода в свет монографии В.Бродского филателисты получают книгу Б.М. Кисина «Cтрана филателия». Это была в высшей степени новаторская книга, давшая читателям немало полезной информации. Были в книге и настоящие прорывы если не в будущее, то на передний край современности.
Достаточно сказать, что автор, объясняя юным читателям принципы композиции знака почтовой оплаты, провел в книге анализ композиционной структуры картины Марка Шагала «Свадьба» (и это в период, когда о Шагале почти не писали). Автор предлагал юным читателям внимательно рассмотреть марки с репродукциями картин, в которых композиция строится по одной или нескольким диагоналям и от этих схем перейти к строению современной марки. До Б.Кисина таких смелых экспериментов ни в одной филателистической книге не «ставил» ни один автор.
Назовем и некоторые другие издания. Книга А. Гдалина «Филателистическая Пушкиниана» познакомила филателистов, любящих литературоведческую тематику, с лучшими образцами зарубежной почтово-филателистической Пушкинианы. В коллекции самого Александра Давидовича на пушкинскую тему тесно переплетены отечественные и зарубежные материалы, поэтому нередко иностранные марки, повод выпуска которых не был связан с Пушкинианой, становились наглядными иллюстрациями к тем или иным разделам Пушкинской темы. Читатель увидел на страницах книги А. Гдалина много запоминающихся зарубежных почтовых миниатюр, через которые автор донес до читателя особенности зарубежной графической Пушкинианы.
И, наконец, брошюра И.Я.Вакса «Нарисовал художник марку» (1978). Совсем небольшая книжка, с определенным идеологическим окрашиванием и значительным перевесом в сторону отечественного материала, но в ней множество интересных фактов, хорошие цветные иллюстрации. Жаль, что сегодня дети не имеют аналогичного пособия. Невольно думается, что школьники, выросшие на книге И.Вакса, став сегодня взрослыми, должны сохранить уважение и к искусству прикладной графики в целом, и к почте как носителю художественных традиций.
Но есть и одно монографическое издание. Книга А. Котырева о творчестве художника А. Калашникова «Почтовая марка и художник» стала очень важной вехой в истории филателистического искусствознания.
Отметим, что это единственная книга по искусству почтовой марки, которая имеет суперобложку. Но это не самое главное. Важно, что на страницах книги читатели нашли наряду со знакомыми филматериалами ещё и интереснейшие эскизы марок и конвертов, которые выгодно дополнили рассказ о художнике.
Существуют и качественные искусствоведческие издания о художнике Владиславе Ковале, но до филателистических магазинов они не дошли.
Эти подарочные книги – сокровища их обладателей-коллекционеров.
Есть и издания, которые косвенно относятся к филателистическому искусствоведению. Очень интересным фактом в истории филателии нашей страны является упоминание о марках в книгах экспортного издательства «Аврора», основанного в Ленинграде в 1969 году.
Назовем здесь два издания: книгу М.Ю. Германа «Сердцем слушая революцию» (в которой были качественные воспроизведения марок первых послереволюционных лет) и альбом Т.Ф. Верижниковой «И.Я. Билибин», выдержавший уже три издания.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что стиль оформления книг по филателии быстро меняется. Многие книги, не имеющие отношения к изобразительному искусству, оформлены так красиво, что смотрятся именно как изящные искусствоведческие издания. Так было и в прошлом, но редко. Нельзя не вспомнить замечательный труд Е.П. Сашенкова «Почтовые сувениры космической эры», в котором филателистические сведения удачно сочетаются с фактами, представляющими марки и другие филматериалы как произведения искусства.
Перечисленные нами книги были изданы достаточно давно и стали если не библиографической редкостью, то, во всяком случае, малодоступными изданиями. Чувствуется, что традиция прервана. Интересным событием стала изданная В. Загорским книга о проектах марок, но это опять-таки раритетное подарочное издание. Чувство надежды на будущее возрождение интереса к теме оставляет и книга Е. Обухова об ошибках на марках. Нередко это ошибки художника, поэтому искусствоведам есть о чем подумать, читая эту интересную книгу.
Но нет у нас монографий о Р. Зарриньше, В. Завьялове, И. Дубасове и советских граверах на металле (а ведь это уникальная школа). Нет и монографии о Романовской серии (к счастью, есть прекрасные статьи Л.П. Рыльковой, но их давно уже пора опубликовать отдельной книгой. Существующая литература по вопросам марочной графики явно недостаточна для ориентации в мире почтового искусства, и хочется верить, что ситуация изменится к лучшему.
Современный компьютеризованный мир стремительно развивается, появляются новые средства и системы связи. Меняется и облик почтовых документов, стиль оформления марок.
Важно, что марка обладает удивительным свойством притягивать новейшие технические достижения (не только в области полиграфии). Получается, что марка чутко реагирует на новые изобретения и открытия, отражает уровень развития техники и культуры своей эпохи. Некоторые новейшие дизайнерские и полиграфические новшества не просто существенно модифицируют облик почтовой марки, а обогащают ее новыми художественными качествами.
В связи с этим как историческая канва развития почтовой графики, так и обзор новейших стилистических приемов, которыми пользуются почтовые дизайнеры, призваны дать коллекционерам некоторые путеводные нити в расшифровке непростого языка графического искусства.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления