Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Филателия в искусствоведческой литературе

2023-08-21 15:14:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Искусство почтовой марки имеет более чем полуторавековую историю, и искусствоведам, а также всем поклонникам почтовой марки есть что обобщать и анализировать. Широкие связи между филателистами, международный обмен и выставочная деятельность требуют от современных коллекционеров не только собственно филателистических знаний, но и определенной ориентации в сфере искусствоведческих понятий, в области искусства почтовой графики.

Тема почтового дизайна отнюдь не является новой в отечественной литературе. И в прошлом книгоиздатели предпринимали весьма успешные попытки дать филателистам нечто вроде компаса для ориентации в мире искусства почтовой графики. Трудно собирать марки, не зная ничего об их художественной стороне. Тем ценнее то, что отечественная филателистическая литература всегда отдавала должное художникам, создавшим марку, всегда указывала имя художника в каталогах (а так делается далеко не во всех странах мира, так что можно утверждать, что советские издатели книг по филателии высоко ставили художника).

Родоначальником филателистического искусствознания или просто литературы по искусству почтовой марки можно считать академика А.А. Сидорова, который еще в двадцатые годы серьезно, с большим знанием дела писал о почтовой графике.

Ровно сто лет назад, в 1923 году, академик Сидоров опубликовал интереснейшую брошюру «Русская графика за годы революции», в которой был серьёзный филателистический раздел. Алексей Алексеевич предвидел долгую и интересную жизнь почтовой марки, и его предсказания сбылись – сегодня почтовая миниатюра воспринимается как полноценное произведение графического искусства.

Книга братьев Уильямс «Почтовая марка, ее история и признание», будучи переведена на русский язык (1964 г.), стала настоящей ласточкой эпохи оттепели. Впервые в отечественной литературе появилась книга, в которой о буржуазной графике говорили как о признанной системе ценностей. Известно, что этот труд использовался в учебных институтах Москвы и Петербурга при преподавании таких дисциплин как «прикладная графика» и «художественно-техническое оформление печатной продукции».

Проходит всего четыре года, и появляется монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1967, год поступления в продажу – 1968). Это издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладает знак почтовой оплаты.

Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании. Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги она ни в коей мере не показалась бы устарелой. Она в полном смысле слова опередила время. В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за марками и тщательно изучали разновидности. Мы позволим себе утверждать, что в глазах филателистов эстетический облик был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. В. Бродский разворачивает сознание читателя к художественной стороне марки, увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.

Год спустя после выхода в свет монографии В.Бродского филателисты получают книгу Б.М. Кисина «Cтрана филателия». Это была в высшей степени новаторская книга, давшая читателям немало полезной информации. Были в книге и настоящие прорывы если не в будущее, то на передний край современности.

Достаточно сказать, что автор, объясняя юным читателям принципы композиции знака почтовой оплаты, провел в книге анализ композиционной структуры картины Марка Шагала «Свадьба» (и это в период, когда о Шагале почти не писали). Автор предлагал юным читателям внимательно рассмотреть марки с репродукциями картин, в которых композиция строится по одной или нескольким диагоналям и от этих схем перейти к строению современной марки. До Б.Кисина таких смелых экспериментов ни в одной филателистической книге не «ставил» ни один автор.

Назовем и некоторые другие издания. Книга А. Гдалина «Филателистическая Пушкиниана» познакомила филателистов, любящих литературоведческую тематику, с лучшими образцами зарубежной почтово-филателистической Пушкинианы. В коллекции самого Александра Давидовича на пушкинскую тему тесно переплетены отечественные и зарубежные материалы, поэтому нередко иностранные марки, повод выпуска которых не был связан с Пушкинианой, становились наглядными иллюстрациями к тем или иным разделам Пушкинской темы. Читатель увидел на страницах книги А. Гдалина много запоминающихся зарубежных почтовых миниатюр, через которые автор донес до читателя особенности зарубежной графической Пушкинианы.

И, наконец, брошюра И.Я.Вакса «Нарисовал художник марку» (1978). Совсем небольшая книжка, с определенным идеологическим окрашиванием и значительным перевесом в сторону отечественного материала, но в ней множество интересных фактов, хорошие цветные иллюстрации. Жаль, что сегодня дети не имеют аналогичного пособия. Невольно думается, что школьники, выросшие на книге И.Вакса, став сегодня взрослыми, должны сохранить уважение и к искусству прикладной графики в целом, и к почте как носителю художественных традиций.

Но есть и одно монографическое издание. Книга А. Котырева о творчестве художника А. Калашникова «Почтовая марка и художник» стала очень важной вехой в истории филателистического искусствознания.

Отметим, что это единственная книга по искусству почтовой марки, которая имеет суперобложку. Но это не самое главное. Важно, что на страницах книги читатели нашли наряду со знакомыми филматериалами ещё и интереснейшие эскизы марок и конвертов, которые выгодно дополнили рассказ о художнике.

Существуют и качественные искусствоведческие издания о художнике Владиславе Ковале, но до филателистических магазинов они не дошли.

Эти подарочные книги – сокровища их обладателей-коллекционеров.

Есть и издания, которые косвенно относятся к филателистическому искусствоведению. Очень интересным фактом в истории филателии нашей страны является упоминание о марках в книгах экспортного издательства «Аврора», основанного в Ленинграде в 1969 году.

Назовем здесь два издания: книгу М.Ю. Германа «Сердцем слушая революцию» (в которой были качественные воспроизведения марок первых послереволюционных лет) и альбом Т.Ф. Верижниковой «И.Я. Билибин», выдержавший уже три издания.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что стиль оформления книг по филателии быстро меняется. Многие книги, не имеющие отношения к изобразительному искусству, оформлены так красиво, что смотрятся именно как изящные искусствоведческие издания. Так было и в прошлом, но редко. Нельзя не вспомнить замечательный труд Е.П. Сашенкова «Почтовые сувениры космической эры», в котором филателистические сведения удачно сочетаются с фактами, представляющими марки и другие филматериалы как произведения искусства.

Перечисленные нами книги были изданы достаточно давно и стали если не библиографической редкостью, то, во всяком случае, малодоступными изданиями. Чувствуется, что традиция прервана. Интересным событием стала изданная В. Загорским книга о проектах марок, но это опять-таки раритетное подарочное издание. Чувство надежды на будущее возрождение интереса к теме оставляет и книга Е. Обухова об ошибках на марках. Нередко это ошибки художника, поэтому искусствоведам есть о чем подумать, читая эту интересную книгу.

Но нет у нас монографий о Р. Зарриньше, В. Завьялове, И. Дубасове и советских граверах на металле (а ведь это уникальная школа). Нет и монографии о Романовской серии (к счастью, есть прекрасные статьи Л.П. Рыльковой, но их давно уже пора опубликовать отдельной книгой. Существующая литература по вопросам марочной графики явно недостаточна для ориентации в мире почтового искусства, и хочется верить, что ситуация изменится к лучшему.

Современный компьютеризованный мир стремительно развивается, появляются новые средства и системы связи. Меняется и облик почтовых документов, стиль оформления марок.

Важно, что марка обладает удивительным свойством притягивать новейшие технические достижения (не только в области полиграфии). Получается, что марка чутко реагирует на новые изобретения и открытия, отражает уровень развития техники и культуры своей эпохи. Некоторые новейшие дизайнерские и полиграфические новшества не просто существенно модифицируют облик почтовой марки, а обогащают ее новыми художественными качествами.

В связи с этим как историческая канва развития почтовой графики, так и обзор новейших стилистических приемов, которыми пользуются почтовые дизайнеры, призваны дать коллекционерам некоторые путеводные нити в расшифровке непростого языка графического искусства.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна

Михаилу Шемякину – 80 лет

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!