Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве одного из самых известных художников начала XX века, представителя экспрессионизма — Амедео Модильяни.
* * *
Обзор мирового художественного авангарда следует начать с имени Амедео Модильяни. Творчеству Модильяни посвящено много красочных почтовых миниатюр, выпущенных во многих странах мира. Авторы проектов марок нередко обводят репродукцию золотым ободком, подчеркивая, что эти картины за короткий срок стали художественными сокровищами. Среди модильяниевских выпусков немало малых листов и блоков.
Ничто не предвещало, что этот художник станет живой легендой. Амедео Модильяни родился в итальянском городе Ливорно в 1884 году в семье коммерсанта. Модильяни-старший торговал углем и древесиной. Семья отнюдь не была богатой и претерпевала различные жизненные тяготы – нужду, болезни главы семейства.
Амедео Модильяни, 1918 год
Амедео рос слабым и болезненным ребенком. Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. В 1899 году он начал обучаться живописи в академии Гульельмо Микели. В разные годы жизни на А. Модильяни влияли П.Сезанн и П. Пикассо. Постепенно художник выработал свой неповторимый стиль, поразивший современников.
Что напоминают нам марки, репродуцирующие картины художника? Расцвет творчества Модильяни совпал с волной моды на африканскую скульптуру. Париж лидировал в этом модном поветрии. Магазины колониальных товаров ломились от произведений африканского искусства. Устраивались выставки экзотических статуй из черного дерева, которые на время заслонили предшествующую волну японской моды.
В обиход вошло понятие «искусство негров», в которое входили, прежде всего, скульптура из черного дерева (иногда выше человеческого роста) и резьба по дереву. «Черный Орфей» и «Черная Венера» – обнаженные фигуры черных натурщиков становились символом двадцатых годов. Дань негритянской теме отдали П. Пикассо и А. Матисс.
Крупнейшим представителем этого стиля среди парижского авангарда был румынский скульптор Константин Бранкуси, творчество которого c завидной полнотой отражено на румынских марках (для сравнения скажем, что в России марок с авангардистскими скульптурами почти нет). Бранкуси может быть образно назван Модильяни от скульптуры – так много у них общего.
Поклонники Черной Венеры много работали с обнаженной натурой, и малые листы, посвященные Модильяни, часто состоят из марок, репродуцирующих обнаженных красавиц. Но есть на марках и портреты, в том числе автопортреты. Меньше всего повезло скульптурам Модильяни, которых на филателистических объектах, к сожалению, пока нет.
Модильяни был эмоциональной и увлекающейся натурой. Бедность и неприятие его творчества многими современниками становилось причиной многочисленных скандалов.
Ладо Гудиашвили, Грузия, 2019 г
Выдающийся грузинский художник Ладо Гудиашвили (ему посвящена марка СССР), который не только был знаком с Модильяни, но и очень гордился этим знакомством, вспоминал, что однажды, сидя в кафе, Модильяни нарисовал двух женщин и хотел продать им рисунок, но дамы отрицали наличие сходства и даже стали смеяться над неестественно вытянутыми формами. Художник протянул рисунок Гудиашвили и сказал: «Возьми себе. Они, дуры, ничего не понимают в этом».
Художник предчувствовал, что его до сей поры не понятым работам настанет свой черед. Нищета, непризнание окружающих и творческая неудовлетворенность сделали свое дело.
Художник много пил и этим приближал свою кончину. Он ушел из жизни 25 января 1920 года. Вскоре после смерти художника спутница Модильяни Жанна Эбютерн покончила с собой, выбросившись из окна. На ее могиле написано «Жанна Эбютерн. Верная спутница Модильяни, не пожелавшая пережить разлуку с ним».
Портрет (1919) и фотография Жанны Эбютерн
Помимо Л. Гудиашвили художник был знаком как минимум с тремя знаменитыми россиянами – Сергеем Дягилевым, Львом Бакстом и Анной Ахматовой (все три великих имени, к счастью, нашли отражение в филателистических материалах).
О встрече Модильяни с Ахматовой ученые ведут наиболее горячие споры, предметом которых является вопрос: кто на кого в большей степени влиял из двух знаменитых людей? В этой истории немало неизученных страниц. Ахматова оставила очерк о Модильяни, но не любила известный фильм Жака Беккера «Монпарнас, 19», в котором роль Модильяни сыграл молодой Жерар Филип.
Душе художника явно неспокойно в мире ином, так как его творчество часто становится объектом фальсификаций. В начале восьмидесятых годов пронеслась весть, что несколько скульптур Модильяни были найдены… на дне канала на родине художника в Ливорно. Это было настоящей сенсацией. Европа уже давно открыла для себя не только Модильяни, но и его гениального собрата по профессии К. Бранкуси. Излишне говорить, что могло означать такое сенсационное открытие для мировой науки, ведь новые скульптуры могли бы помочь полнее постичь творческую манеру Модильяни. Но вскоре найденные скульптуры были признаны поддельными.
Модильяни впервые пришел к советским любителям искусства в виде репродукций, открыток и отдельных упоминаний о художнике. Затем вышел фильм Жака Беккера «Монпарнас, 19», который имел большой успех в советском прокате. А у филателистов имеется советская марка, репродуцирующая одно из полотен грузинского живописца Ладо Гудиашвили.
Ладо Гудиашвили. Сборщицы чая, 1964 г
Итак, творчество Модильяни довольно хорошо отражено в разнообразных коллекциолнных материалах. У филателистов давно сложился свой взгляд на этого талантливейшего художника, ведь ему посвящено множество самых разнообразных почтовых выпусков.
90 лет со дня смерти художника Амедео Модильяни, почтовый блок Мозамбик, 2010г.
Марки, посвященные творчеству Модильяни, очень популярны. Хочется верить, что со временем и в России появятся почтовые выпуски, посвященные великому итальянцу. Это мог бы быть, например, почтовый или хотя бы сувенирный конверт с репродукцией одного из графических портретов Анны Андреевны Ахматовой, которых у Модильяни было несколько. Можно заранее предсказать такому конверту большой успех у коллекционеров.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Другие статьи цикла:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления