Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба

2023-09-29 14:13:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 1936 году мой отец Севастьянов Михаил Иванович работал слесарем на заводе «Краснолит» и учился летать в Краснодарском аэроклубе. В комитете комсомола завода он отвечал за спортивную работу и с гордостью носил знак «Ворошиловский стрелок».

В ноябре 1936 года отец закончил учебу в Краснодарском аэроклубе и на родном заводе был премирован книгой В.Паже «Авиация и воздухоплавание» (Москва-Ленинград, 1934). В ней говорилось: «Книга "Авиация и воздухоплавание в вопросах и ответах"  представляет собой переработанный и значительно дополнительный перевод известного труда майора Воздушного корпуса США В. Паже. В результате переработки и дополнений книга не только знакомит советского читателя с одним из лучших образцов иностранной авиатехнической литературы, но и отвечает запросам широких кругов трудящейся молодежи Советского Союза, давая в живой и понятной форме основные сведения по авиации и воздухоплаванию и знакомя с достижениями нашей страны в этих отраслях техники...».

23 июня 1941 года мой отец был призван в Красную Армию, в учебный авиаполк, где вспоминал свою учебу в аэроклубе...

Служил в эскадрилье связи Зак.Фронта, после ранения в 1942-1943 гг. перегонял американские «Аэрокобры» из Тегерана в Баку, затем служил в 15-й перегонной эскадрильи, перегонял самолеты с Казанского авиазавода на фронт...

В июле-августе 1945 года участвовал в подготовке воздушного Парада Победы, который должен был состоятся 19 августа. Он летал в лозунге «СЛАВА СТАЛИНУ» в развилке буквы «У». Это был самый сложный групповой полет (94 самолёта в воздухе) в истории мировой авиации, но из-за непогоды Парад так и не состоялся...

Его мама, моя бабушка, Клавдия Семеновна, во время немецкой оккупации, с августа 1942 по февраль 1943 года, жила в Краснодаре. Она смогла спрятать вещи отца, в том числе и его книги. Сегодня одна из них —  «Авиация и воздухоплавание», стоит у меня на книжной полке.

Один из разделов — был посвящен дирижаблям. О них в книге сказано: «В конце первой пятилетки дирижаблестроения: уже созданы четыре мягких корабля (В-1, В-2, В-3 и В-4) и первый полужесткий корабля В-5».

Читаем в книге:

Вопрос. Назовите основные типы дирижаблей?

Ответ. Дирижабли делятся на три главные группы: мягкие, полужесткие и жесткие.

Вопрос. Что такое мягкий дирижабль?

Ответ. Это матерчатый мешок обтекаемой формы, наполненный газом. Мягкий дирижабль сохраняет свою форму лишь благодаря совместному давлению воздуха и газа внутри мешка. Пассажиры и моторы размещены в гондоле, подвешенной к дирижаблю на тросах...

Вопрос. Что такое полужесткий дирижабль?

Ответ. Это дирижабль, в котором корпус крепится к дюралюминиевой раме; к этой же раме крепятся пассажирские и моторные кабины. Носовая часть полужестких дирижаблей часто покрывается листовым дуралюмином для лучшего сохранения обтекаемой формы. Сохранение формы у этих дирижаблей так же зависит от давления газа и воздуха внутри оболочки.

Вопрос. Что такое жесткий дирижабль?

Ответ. В жестком дирижаблей форма корпуса определяется жестким остовом из легкого металла. Таким образом форма сохраняется независимо от давления газа. Газ содержится в ряде отдельных камер и мешков (отсеков); рама покрыта тканью. Кабины — моторные, пассажирские и управления прикреплены к остову дирижабля, а не к газовым мешкам, как в мягком дирижабле.

Внутри дирижабля имеются проходы, обеспечивающие свободный доступ ко всем частям корпуса и к отдельным газовым отсекам.

Жесткая конструкция, являющаяся наиболее сложной и дорогой, выгодна лишь в применении к большим дирижаблям.

Вопрос. Что такое цельно-металлический дирижабль?

Ответ. Это дирижабль, полностью выполненный из металла. Впервые идея цельно-металлического дирижабля была выдвинута советским учёным К.Э. Циолковским и Дирижаблестрой приступил к практическому осуществлению идеи т. Циолковского.

Вопрос. Каковы транспортные возможности дирижабля?

Ответ. О них можно судить хотя бы по следующим примерам:

а) в 1926 г. итальянский дирижабль «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс, покорив участок Шпицберген — Северный полюс — Теллер (Аляска), общим расстоянием в 5700 км без посадки в 71 час;

б) в 1929 г. дирижабль «Граф Цеппелин» - ЛЦ — 127 совершил кругосветный перелёт, проведя в самом перелёте 12 суток и покорив с тремя остановками расстояние в 35000 км. Этот дирижабль в нормальных рейсах свыше 20 раз пересек океан и покорил около 600 000 км.

Вопрос. Является ли дирижабль и самолёт конкурентами?

Ответ. Нет, ни в какой мере. Дирижабль не конкурент самолёта. Дирижабль и самолёт не заменяют, а лишь дополняют друг друга.

Если сравнить дирижабль определенной мощности и кубатуры с соответствующим самолётом, то станут совершенно ясными выгодные и невыгодные стороны эксплуатации дирижабля и самолёта. Так, самолёт, имеющий винтомоторную группу мощностью в 2400 л.с., способен поднять около 8 т полезной нагрузки и находится в беспрерывном полёте в течение 10 часов. При этом радиус действия такого самолёта равен 1800 км.

Дирижабль кубатурой в 70 000 м3, винтомоторная группа которого даёт общую мощность в 1600 л.с., может поднять 38 т. полезного груза и провезти в беспрерывном полёте 118 часов. Радиус действия такого дирижабля составляет около 7000 км. Единственное в чём такой дирижабль уступает самолёту, - это в скорости: в то время как скорость самолёта достигает нескольких сот километров в час, в зависимости от типа, дирижабль способен дать не больше 100-120 км/час…

Дирижабль жёсткого типа имеют громадные объемы и очень большие размеры: от 100 до 240 м в длину при объёме от 25000 до 200000 м3.. Радиус действия их очень велик; есть дирижабли, способные совершить полёт вокруг земли без посадки… Английский жесткий дирижабль конструкции цеппелина совершил полёт из Англии до Минеолы (Техас) и обратно.

Дирижабль «Лос-Анжелес», построенный в Германии и приобретенный США, совершил успешный полёт из Германии в Америку через Атлантический океан (путь в 8000 км был пройден в 80 ч. 45 м.).

Вопрос. Какова область будущего применения дирижаблей?

Ответ. Дирижабли, особенно жёсткого типа, будут применятся для перевозки пассажиров, почты и грузов на дальние расстояния… Дирижабль, который имеет большую грузоподъёмность по сравнению с его собственным весом, чем самолёт, явится в будущем, по мнению многих авторитетов, туристическим воздушным кораблём.

Вопрос. Какое применение имеют дирижабли в СССР?

Ответ. У нас в СССР это дело является молодым. Мы ещё несколько лет назад не имели ни дирижаблей, ни верфей для их постройки, ни необходимых кадров специалистов: конструкторов и водителей.

В чрезвычайно короткий срок (2-3 года) под напором советской общественности были собраны кадры старых воздухоплавателей, к которым прикрепили советскую молодежь: развернулось проектирование и постройка с начало нескольких мягких, а затем и полужестких дирижаблей. Испытания первого советского полужесткого дирижабля В-5 показали, что техника этого сложнейшего дела нами освоена. В скором времени мы будем свидетелями постройки жестких дирижаблей, этих колоссальных воздушных кораблей.

Использование дирижаблей – удобного в условиях огромной территории Союза транспортного средства – намечается у нас в СССР чрезвычайно всесторонне. Благодаря тому, что дирижабль может покрывать без посадки громадные расстояния и удаляется от базы на тысячи километров, чрезвычайно ценно его использовать для исследовательских работ в условиях трудно-проходимых местностей, каковыми являются, например, все побережье Северного Ледовитого океана и земли, лежащие к северу от этого побережья».

Ещё немного истории

Крестным отцом больших дирижаблей был граф Фердинанд фон Цеппелин (1838-1917) который в начале XX века начал строить в Германии огромные жесткие дирижабли, которые в честь графа стали называть «цеппелинами».

За период с 1900 по 1916 гг. в Германии было построено 176 дирижаблей, которые активно использовали в годы Первой мировой войны.

Так один из самых больших боевых цеппелинов L-70 имел следующие данные: длина – 211,5 м, объём 62200 м3, потолок – 7000 м, скорость – до 131 км/ч, грузоподъемность – 39200 кг, экипаж – 25 человек, бомбовая нагрузка – 3650 кг.

Для сравнения самый большой самолет Великой войны «Илья Муромец» имел максимальную скорость – 120 км/ч, потолок – 3500 м, экипаж – 5-7 чел. боевую нагрузку – 490 кг, то есть в 7 раз меньшую чем L-70.

После поражения Германии в войне в стране сохранилась мощная база по строительству дирижаблей. И в 20-е-30 годы на ней строились дирижабли как для Германии, так и для других стран.

Самый знаменитый из них был дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин» построенный в 1928 году.

«Граф Цеппелин» совершил много уникальных полётов. В том числе на Северный полюс, вокруг Земного шара, трансатлантические перелёты из Европы в Северную и Южную Америку …

В 1930 году «Граф Цеппелин» прилетал в СССР, и в 1931 году, по пути к Северному полюсу, в Арктике произошла встреча дирижабля с ледоколом «Малыгин».

В июле 1931 года в СССР вышли четыре марки, посвященные этой встрече.

Еще в 1928 году в Германии вышли три первые марки, посвященные дирижаблю. А затем на этих марках в 1930, 1931 и 1933 годах были сделаны надпечатки, посвященные полётам дирижабля «Граф Цеппелин».

Марки, посвящённые полётам LZ-127, вышли во многих странах мира и ныне представляют большую ценность для коллекционеров.

В 1936 году отправился в свой первый рейс через Атлантику другой знаменитый дирижабль LZ-129 «Гандербург», полёты которого, в отличие от «Графа Цеппелина», окончились трагически. В 1937 году в Нью-Джерси США он был уничтожен пожаром…

После гибели «Гандербурга» эра цеппелинов в конце 30-х годов стала заканчиваться и их окончательно вытеснили с неба самолёты.

Вторая жизнь дирижаблей?!

С момента гибели «Гинденбурга» прошло более 85 лет. Ныне самолёты и их младшие братья вертолёты заняли все ниши в воздушном пространстве.

Действительно, если во время Первой мировой скорость цеппелинов была сопоставима со скоростью самолётов, а грузоподъёмность и дальность полётов во много раз больше, то сейчас скорость самолетов во много раз больше скорости дирижаблей, а дальность полёта и грузоподъемность сопоставима или даже больше, чем у цеппелинов.

Возможно, дирижабли могли бы занять свою нишу в грузовых и пассажирских воздушных перевозках, особенно, в пустынных районах Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана… Можно достаточно быстро наладить массовое производство малых (мягких) и средних (полужестких) дирижаблей производство которых значительно дешевле и проще строительства самолётов. И возможно, тогда мы вновь увидим плывущие в небе воздушные корабли?!

Михаил Севастьянов. г.Краснодар

 

Другие статьи автора:

История на марках. Герб Советского Союза

Первые Герои Советского Союза на почтовых марках

Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа

Стратостаты и стратонавты на почтовых марках  

 

Статьи по теме

Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках

Гиганты неба. Курс на Арктику

Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!