Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба

2023-09-29 14:13:44, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В 1936 году мой отец Севастьянов Михаил Иванович работал слесарем на заводе «Краснолит» и учился летать в Краснодарском аэроклубе. В комитете комсомола завода он отвечал за спортивную работу и с гордостью носил знак «Ворошиловский стрелок».

В ноябре 1936 года отец закончил учебу в Краснодарском аэроклубе и на родном заводе был премирован книгой В.Паже «Авиация и воздухоплавание» (Москва-Ленинград, 1934). В ней говорилось: «Книга "Авиация и воздухоплавание в вопросах и ответах"  представляет собой переработанный и значительно дополнительный перевод известного труда майора Воздушного корпуса США В. Паже. В результате переработки и дополнений книга не только знакомит советского читателя с одним из лучших образцов иностранной авиатехнической литературы, но и отвечает запросам широких кругов трудящейся молодежи Советского Союза, давая в живой и понятной форме основные сведения по авиации и воздухоплаванию и знакомя с достижениями нашей страны в этих отраслях техники...».

23 июня 1941 года мой отец был призван в Красную Армию, в учебный авиаполк, где вспоминал свою учебу в аэроклубе...

Служил в эскадрилье связи Зак.Фронта, после ранения в 1942-1943 гг. перегонял американские «Аэрокобры» из Тегерана в Баку, затем служил в 15-й перегонной эскадрильи, перегонял самолеты с Казанского авиазавода на фронт...

В июле-августе 1945 года участвовал в подготовке воздушного Парада Победы, который должен был состоятся 19 августа. Он летал в лозунге «СЛАВА СТАЛИНУ» в развилке буквы «У». Это был самый сложный групповой полет (94 самолёта в воздухе) в истории мировой авиации, но из-за непогоды Парад так и не состоялся...

Его мама, моя бабушка, Клавдия Семеновна, во время немецкой оккупации, с августа 1942 по февраль 1943 года, жила в Краснодаре. Она смогла спрятать вещи отца, в том числе и его книги. Сегодня одна из них —  «Авиация и воздухоплавание», стоит у меня на книжной полке.

Один из разделов — был посвящен дирижаблям. О них в книге сказано: «В конце первой пятилетки дирижаблестроения: уже созданы четыре мягких корабля (В-1, В-2, В-3 и В-4) и первый полужесткий корабля В-5».

Читаем в книге:

Вопрос. Назовите основные типы дирижаблей?

Ответ. Дирижабли делятся на три главные группы: мягкие, полужесткие и жесткие.

Вопрос. Что такое мягкий дирижабль?

Ответ. Это матерчатый мешок обтекаемой формы, наполненный газом. Мягкий дирижабль сохраняет свою форму лишь благодаря совместному давлению воздуха и газа внутри мешка. Пассажиры и моторы размещены в гондоле, подвешенной к дирижаблю на тросах...

Вопрос. Что такое полужесткий дирижабль?

Ответ. Это дирижабль, в котором корпус крепится к дюралюминиевой раме; к этой же раме крепятся пассажирские и моторные кабины. Носовая часть полужестких дирижаблей часто покрывается листовым дуралюмином для лучшего сохранения обтекаемой формы. Сохранение формы у этих дирижаблей так же зависит от давления газа и воздуха внутри оболочки.

Вопрос. Что такое жесткий дирижабль?

Ответ. В жестком дирижаблей форма корпуса определяется жестким остовом из легкого металла. Таким образом форма сохраняется независимо от давления газа. Газ содержится в ряде отдельных камер и мешков (отсеков); рама покрыта тканью. Кабины — моторные, пассажирские и управления прикреплены к остову дирижабля, а не к газовым мешкам, как в мягком дирижабле.

Внутри дирижабля имеются проходы, обеспечивающие свободный доступ ко всем частям корпуса и к отдельным газовым отсекам.

Жесткая конструкция, являющаяся наиболее сложной и дорогой, выгодна лишь в применении к большим дирижаблям.

Вопрос. Что такое цельно-металлический дирижабль?

Ответ. Это дирижабль, полностью выполненный из металла. Впервые идея цельно-металлического дирижабля была выдвинута советским учёным К.Э. Циолковским и Дирижаблестрой приступил к практическому осуществлению идеи т. Циолковского.

Вопрос. Каковы транспортные возможности дирижабля?

Ответ. О них можно судить хотя бы по следующим примерам:

а) в 1926 г. итальянский дирижабль «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс, покорив участок Шпицберген — Северный полюс — Теллер (Аляска), общим расстоянием в 5700 км без посадки в 71 час;

б) в 1929 г. дирижабль «Граф Цеппелин» - ЛЦ — 127 совершил кругосветный перелёт, проведя в самом перелёте 12 суток и покорив с тремя остановками расстояние в 35000 км. Этот дирижабль в нормальных рейсах свыше 20 раз пересек океан и покорил около 600 000 км.

Вопрос. Является ли дирижабль и самолёт конкурентами?

Ответ. Нет, ни в какой мере. Дирижабль не конкурент самолёта. Дирижабль и самолёт не заменяют, а лишь дополняют друг друга.

Если сравнить дирижабль определенной мощности и кубатуры с соответствующим самолётом, то станут совершенно ясными выгодные и невыгодные стороны эксплуатации дирижабля и самолёта. Так, самолёт, имеющий винтомоторную группу мощностью в 2400 л.с., способен поднять около 8 т полезной нагрузки и находится в беспрерывном полёте в течение 10 часов. При этом радиус действия такого самолёта равен 1800 км.

Дирижабль кубатурой в 70 000 м3, винтомоторная группа которого даёт общую мощность в 1600 л.с., может поднять 38 т. полезного груза и провезти в беспрерывном полёте 118 часов. Радиус действия такого дирижабля составляет около 7000 км. Единственное в чём такой дирижабль уступает самолёту, - это в скорости: в то время как скорость самолёта достигает нескольких сот километров в час, в зависимости от типа, дирижабль способен дать не больше 100-120 км/час…

Дирижабль жёсткого типа имеют громадные объемы и очень большие размеры: от 100 до 240 м в длину при объёме от 25000 до 200000 м3.. Радиус действия их очень велик; есть дирижабли, способные совершить полёт вокруг земли без посадки… Английский жесткий дирижабль конструкции цеппелина совершил полёт из Англии до Минеолы (Техас) и обратно.

Дирижабль «Лос-Анжелес», построенный в Германии и приобретенный США, совершил успешный полёт из Германии в Америку через Атлантический океан (путь в 8000 км был пройден в 80 ч. 45 м.).

Вопрос. Какова область будущего применения дирижаблей?

Ответ. Дирижабли, особенно жёсткого типа, будут применятся для перевозки пассажиров, почты и грузов на дальние расстояния… Дирижабль, который имеет большую грузоподъёмность по сравнению с его собственным весом, чем самолёт, явится в будущем, по мнению многих авторитетов, туристическим воздушным кораблём.

Вопрос. Какое применение имеют дирижабли в СССР?

Ответ. У нас в СССР это дело является молодым. Мы ещё несколько лет назад не имели ни дирижаблей, ни верфей для их постройки, ни необходимых кадров специалистов: конструкторов и водителей.

В чрезвычайно короткий срок (2-3 года) под напором советской общественности были собраны кадры старых воздухоплавателей, к которым прикрепили советскую молодежь: развернулось проектирование и постройка с начало нескольких мягких, а затем и полужестких дирижаблей. Испытания первого советского полужесткого дирижабля В-5 показали, что техника этого сложнейшего дела нами освоена. В скором времени мы будем свидетелями постройки жестких дирижаблей, этих колоссальных воздушных кораблей.

Использование дирижаблей – удобного в условиях огромной территории Союза транспортного средства – намечается у нас в СССР чрезвычайно всесторонне. Благодаря тому, что дирижабль может покрывать без посадки громадные расстояния и удаляется от базы на тысячи километров, чрезвычайно ценно его использовать для исследовательских работ в условиях трудно-проходимых местностей, каковыми являются, например, все побережье Северного Ледовитого океана и земли, лежащие к северу от этого побережья».

Ещё немного истории

Крестным отцом больших дирижаблей был граф Фердинанд фон Цеппелин (1838-1917) который в начале XX века начал строить в Германии огромные жесткие дирижабли, которые в честь графа стали называть «цеппелинами».

За период с 1900 по 1916 гг. в Германии было построено 176 дирижаблей, которые активно использовали в годы Первой мировой войны.

Так один из самых больших боевых цеппелинов L-70 имел следующие данные: длина – 211,5 м, объём 62200 м3, потолок – 7000 м, скорость – до 131 км/ч, грузоподъемность – 39200 кг, экипаж – 25 человек, бомбовая нагрузка – 3650 кг.

Для сравнения самый большой самолет Великой войны «Илья Муромец» имел максимальную скорость – 120 км/ч, потолок – 3500 м, экипаж – 5-7 чел. боевую нагрузку – 490 кг, то есть в 7 раз меньшую чем L-70.

После поражения Германии в войне в стране сохранилась мощная база по строительству дирижаблей. И в 20-е-30 годы на ней строились дирижабли как для Германии, так и для других стран.

Самый знаменитый из них был дирижабль LZ-127 «Граф Цеппелин» построенный в 1928 году.

«Граф Цеппелин» совершил много уникальных полётов. В том числе на Северный полюс, вокруг Земного шара, трансатлантические перелёты из Европы в Северную и Южную Америку …

В 1930 году «Граф Цеппелин» прилетал в СССР, и в 1931 году, по пути к Северному полюсу, в Арктике произошла встреча дирижабля с ледоколом «Малыгин».

В июле 1931 года в СССР вышли четыре марки, посвященные этой встрече.

Еще в 1928 году в Германии вышли три первые марки, посвященные дирижаблю. А затем на этих марках в 1930, 1931 и 1933 годах были сделаны надпечатки, посвященные полётам дирижабля «Граф Цеппелин».

Марки, посвящённые полётам LZ-127, вышли во многих странах мира и ныне представляют большую ценность для коллекционеров.

В 1936 году отправился в свой первый рейс через Атлантику другой знаменитый дирижабль LZ-129 «Гандербург», полёты которого, в отличие от «Графа Цеппелина», окончились трагически. В 1937 году в Нью-Джерси США он был уничтожен пожаром…

После гибели «Гандербурга» эра цеппелинов в конце 30-х годов стала заканчиваться и их окончательно вытеснили с неба самолёты.

Вторая жизнь дирижаблей?!

С момента гибели «Гинденбурга» прошло более 85 лет. Ныне самолёты и их младшие братья вертолёты заняли все ниши в воздушном пространстве.

Действительно, если во время Первой мировой скорость цеппелинов была сопоставима со скоростью самолётов, а грузоподъёмность и дальность полётов во много раз больше, то сейчас скорость самолетов во много раз больше скорости дирижаблей, а дальность полёта и грузоподъемность сопоставима или даже больше, чем у цеппелинов.

Возможно, дирижабли могли бы занять свою нишу в грузовых и пассажирских воздушных перевозках, особенно, в пустынных районах Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного Ледовитого океана… Можно достаточно быстро наладить массовое производство малых (мягких) и средних (полужестких) дирижаблей производство которых значительно дешевле и проще строительства самолётов. И возможно, тогда мы вновь увидим плывущие в небе воздушные корабли?!

Михаил Севастьянов. г.Краснодар

 

Другие статьи автора:

История на марках. Герб Советского Союза

Первые Герои Советского Союза на почтовых марках

Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа

Стратостаты и стратонавты на почтовых марках  

 

Статьи по теме

Гиганты неба: история отечественного дирижаблестроения в советских почтовых марках

Гиганты неба. Курс на Арктику

Гиганты неба. «5 в 4», или Энтузиазм в «экспортном варианте»



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина