Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо

2023-12-07 14:46:13, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».

В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве Пабло Пикассо.

 *  *  *

Пабло Пикассо по праву считается одним из крупнейших художников ХХ века, в его творчестве отразились многие важнейшие направления и тенденции изобразительного искусства двадцатого столетия. Нет ничего удивительного в том, что работам художника в разных жанрах и техниках посвящено множество почтовых миниатюр.

Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге в семье учителя рисования. Он рано обратился к изобразительному искусству и поступил сначала в художественную школу в Барселоне, а затем продолжил художественное образование в Мадриде. Пикассо генетически связан как с французской, так и с итальянской культурой.

В 1950-е годы в русском языке закрепилось произношение имени художника с ударением на последнем слоге – ПикассО, а сегодня уже принята двойная норма – ПикАссо и ПикассО.

Будучи страстной и увлекающейся натурой, художник смело осваивал разные техники и манеры, работал в различных материалах. Он чувствовал себя в равной степени свободно в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Марки и блоки с репродукциями работ Пикассо всегда мгновенно раскупались. Маркоиздатели давно поняли это, и сегодня можно написать книгу о творчестве знаменитого испанца, которая была бы целиком проиллюстрирована марками.

Почтовые администрации разных стран мира отдали дань всем периодам творчества художника – голубому, розовому, кубистическому, авиньонскому и другим. Не оставлен без внимания и самый ранний период творчества Пикассо – период символизма и модерна.

Позволим себе предположить, что интерес к закономерностям строения художественной формы закрепился у Пикассо в самый ранний – мадридский период, когда на испанских живописцев влияли мэтры академизма И.Сулоага и Х.Соролья.

Обычно, когда говорят о художниках, которые революционизировали изобразительный язык искусства ХХ века, имя Пикассо называют рядом с именем Матисса. Но марки и блоки разных стран показывают нам, что в области отношения к формотворчеству они очень разные. И Пикассо, и Матисс проявляли интерес к абрисным, силуэтным формам. Но Матисс был профессиональным декупажистом – вырезальщиком из цветной бумаги, и до нас дошли целые циклы таких декупажей, а Пикассо создал всего несколько силуэтных графических работ. Марки наглядно доказывают, что художника пленяло многоцветье мира.

Скорее всего, интерес Пикассо к силуэту был продиктован общей тенденцией к копированию и развитию традиций африканской скульптуры, которая в начале ХХ века пользовалась очень большой популярностью в Европе.

Как и при разработке модильяниевской темы, при создании тематической коллекции о творчестве Пикассо нельзя обойтись без африканских марок с изображением произведений традиционной африканской скульптуры. В 1966 году в ЧССР вышла марка с репродукцией знаменитой картины «Герника».

Это – работа знаменитого чешского мастера гравюры на стали Йозефа Герчика – непревзойденного виртуоза в этой области. Ему удалось с удивительной деликатностью передать все особенности оригинала. Марка была признана лучшей в Европе почтовой миниатюрой 1966 года. О ней писали филателистические журналы разных стран.

Очень популярны и марки, репродуцирующие полотно «Авиньонские девушки». Это кубистическое полотно стало хрестоматийным примером разложения формы на составные части. Здесь опять-таки хорошо видно влияние африканской скульптуры. В 2007 году было торжественно отмечено 100-летие создания этой столь важной для истории искусства картины.

Рассматривая марки с репродукциями этого полотна, можно поразмышлять о том, разлагает ли кубизм форму или, наоборот, побуждает зрителя познать единство форм в совокупности их составных частей.

В СССР неоднократно подчеркивалось, что Пикассо – пламенный антифашист, борец за мир и член Коммунистической партии Франции.

Его портреты воспроизведены на марке 1973 года и блоке 1991 года (немаловажно, что блок имеет многочисленные разновидности по тону, причем это касается как самой марки с портретом художника, так и полей блока с изображением голубя мира).

«Голубка» П. Пикассо, 1949 год

Характерно, что первая марка, вышедшая в эпоху социализма, имеет ярко-красный фон, а блок 1991 года уже начисто лишен каких-либо элементов коммунистической символики и атрибутики.

Двадцать пятого февраля 2010 года в Москве открылась большая выставка произведений Пикассо из музея художника во Франции.  Это событие стало одним из самых значительных в культурной жизни России начала 2010 года.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

 

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов