Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве Пабло Пикассо.
* * *
Пабло Пикассо по праву считается одним из крупнейших художников ХХ века, в его творчестве отразились многие важнейшие направления и тенденции изобразительного искусства двадцатого столетия. Нет ничего удивительного в том, что работам художника в разных жанрах и техниках посвящено множество почтовых миниатюр.
Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге в семье учителя рисования. Он рано обратился к изобразительному искусству и поступил сначала в художественную школу в Барселоне, а затем продолжил художественное образование в Мадриде. Пикассо генетически связан как с французской, так и с итальянской культурой.
В 1950-е годы в русском языке закрепилось произношение имени художника с ударением на последнем слоге – ПикассО, а сегодня уже принята двойная норма – ПикАссо и ПикассО.
Будучи страстной и увлекающейся натурой, художник смело осваивал разные техники и манеры, работал в различных материалах. Он чувствовал себя в равной степени свободно в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Марки и блоки с репродукциями работ Пикассо всегда мгновенно раскупались. Маркоиздатели давно поняли это, и сегодня можно написать книгу о творчестве знаменитого испанца, которая была бы целиком проиллюстрирована марками.
Почтовые администрации разных стран мира отдали дань всем периодам творчества художника – голубому, розовому, кубистическому, авиньонскому и другим. Не оставлен без внимания и самый ранний период творчества Пикассо – период символизма и модерна.
Позволим себе предположить, что интерес к закономерностям строения художественной формы закрепился у Пикассо в самый ранний – мадридский период, когда на испанских живописцев влияли мэтры академизма И.Сулоага и Х.Соролья.
Обычно, когда говорят о художниках, которые революционизировали изобразительный язык искусства ХХ века, имя Пикассо называют рядом с именем Матисса. Но марки и блоки разных стран показывают нам, что в области отношения к формотворчеству они очень разные. И Пикассо, и Матисс проявляли интерес к абрисным, силуэтным формам. Но Матисс был профессиональным декупажистом – вырезальщиком из цветной бумаги, и до нас дошли целые циклы таких декупажей, а Пикассо создал всего несколько силуэтных графических работ. Марки наглядно доказывают, что художника пленяло многоцветье мира.
Скорее всего, интерес Пикассо к силуэту был продиктован общей тенденцией к копированию и развитию традиций африканской скульптуры, которая в начале ХХ века пользовалась очень большой популярностью в Европе.
Как и при разработке модильяниевской темы, при создании тематической коллекции о творчестве Пикассо нельзя обойтись без африканских марок с изображением произведений традиционной африканской скульптуры. В 1966 году в ЧССР вышла марка с репродукцией знаменитой картины «Герника».
Это – работа знаменитого чешского мастера гравюры на стали Йозефа Герчика – непревзойденного виртуоза в этой области. Ему удалось с удивительной деликатностью передать все особенности оригинала. Марка была признана лучшей в Европе почтовой миниатюрой 1966 года. О ней писали филателистические журналы разных стран.
Очень популярны и марки, репродуцирующие полотно «Авиньонские девушки». Это кубистическое полотно стало хрестоматийным примером разложения формы на составные части. Здесь опять-таки хорошо видно влияние африканской скульптуры. В 2007 году было торжественно отмечено 100-летие создания этой столь важной для истории искусства картины.
Рассматривая марки с репродукциями этого полотна, можно поразмышлять о том, разлагает ли кубизм форму или, наоборот, побуждает зрителя познать единство форм в совокупности их составных частей.
В СССР неоднократно подчеркивалось, что Пикассо – пламенный антифашист, борец за мир и член Коммунистической партии Франции.
Его портреты воспроизведены на марке 1973 года и блоке 1991 года (немаловажно, что блок имеет многочисленные разновидности по тону, причем это касается как самой марки с портретом художника, так и полей блока с изображением голубя мира).
«Голубка» П. Пикассо, 1949 год
Характерно, что первая марка, вышедшая в эпоху социализма, имеет ярко-красный фон, а блок 1991 года уже начисто лишен каких-либо элементов коммунистической символики и атрибутики.
Двадцать пятого февраля 2010 года в Москве открылась большая выставка произведений Пикассо из музея художника во Франции. Это событие стало одним из самых значительных в культурной жизни России начала 2010 года.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления