Понятие «Оп-арт» связано с именем французского художника венгерского происхождения Виктора Вазарели (1908 - 1997), размещавшего на бумаге множество одинаковых геометрических фигур и создававшего тем самым интереснейший оптический эффект.
Оп-арт отличается от поп-арта обилием одинаковых деталей, призванных создавать интересный оптический эффект. Вазарели родился в венгерском городе Печ в семье фермера. К изобразительному искусству он пришел не сразу, ибо вначале хотел посвятить себя медицине. Но страсть к изобразительному искусству взяла верх. Вначале он увлекся графическим дизайном и вскоре создал свое собственное бюро рекламной графики.
Шли годы, и художник стал философски трактовать геометрические орнаменты, обыгрывать их семантику. Новаторские открытия Вазарели быстро завоевали популярность.
Многократное повторение одной и той же геометрической формы, одного и того же изображения, создает особый музыкальный ритм. Представители обыденного сознания часто спрашивают у филателистов: «А зачем Вам сразу четыре марки? А какой смысл покупать целыми листами?». Точных ответов на эти вопросы пока нет, ибо «формула очарования» квартблока не разгадана.
Отметим, что до нас не дошли сведения, какое впечатление производили на художника целые листы почтовых марок. Повлияли ли образы такого типа на изобретение поп-арта?
На заре филателии считалось, что покупать марки листами и квартблоками можно только ради целей самообогащения. Но шли годы, и поп-арт доказал, что у человека есть странная потребность увидеть тот или иной предмет в тиражированном исполнении. Лист марок как раз и удовлетворяет эту потребность, а квартблок демонстрирует некое удивительное единство четырех марок в единой «монтажной сборке».
Вазарели умер больше десяти лет назад, а его удивительный метод сочетания однородных изобразительных элементов является удивительно современным, созвучным сегодняшнему дню. Этот метод продолжает существовать в бытовом дизайне, промышленной эстетике и, конечно же, в оформлении печатной продукции.
К сожалению, самому Вазарели посвящены пока лишь одна марка Венгрии и одна марка Франции. Но вглядимся в сотни конвертов и марок, выпущенных во многих странах мира, – многократное повторение геометрических «музыкальных фраз» создает поистине завораживающий эффект.
Использование оптических эффектов, возникающих при многократном воспроизведении геометрических фигур, получило название оп-арт. Интересно, что сам марочный лист с его многократным повторением одной и той же марки является своеобразным произведением оп-арта.
Оп-арт по-прежнему оказывает значительное влияние на эстетику конвертов и марок. Интересно, что в сфере почтового дизайна художественные открытия Вазарели сочетаются с новаторским формотворчеством Малевича – композиции из повторяющихся квадратов встречаются нам на фирменных конвертах и на конвертах первого дня. Используются эти элементы и при рекламе филателистической продукции.
Оп-арт взят на вооружение в Великобритании, США и в других странах. Повторяющиеся изображения создают странный, завораживающий ритм. Можно предположить, что у этого направления большое будущее.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления