Каждый коллекционер хранит свои марки в альбоме. Хотя есть исключения. Кто-то кладет в конверты, в коробочки, «под подушку» и даже в банковскую ячейку…Но мы сегодня поговорим о кляссерах. Современных альбомах для марок. Как они появились? Как видоизменялись с годами?
С появлением почтовых марок появилось и новое увлечение для человечества – их коллекционирование. Поиск, приобретение, раскладывание, любование…и разочарование от их порчи. Следовательно, для укладывания и любования марки нужно было грамотно и красиво хранить, и чтобы не было разочарования. Так появились альбомы для наклеивания марок.
Полагают, что первый альбом был придуман и издан в феврале или марте 1862 года Джастин Lallier, французским археологом. Он не содержал никаких иллюстраций, и расположение марок было несовершенно. Однако этот альбом выдержал четырнадцать изданий вплоть до 1876.
В 1866 году в Лондоне было осуществлено первое издание альбома Оппен. До его опубликования, английские коллекционеры использовали французские альбомы с английским названием страниц, и некоторые из более ранних немецких альбомов с двойным текстом. Альбом Оппен в Англии сразу же стал популярен, почти полностью вытеснив французские и немецкие . И лишь через несколько лет появились альбомы Альфреда Смита & Co., и Стэнли Гиббонс & Co.
В Америке первый альбом для марок Appleton был издан в начале 1863 года и был достаточно удачлив. Титульный лист был украшен разрезом земного шара. Страны хоть не размещались в алфавитном порядке, но под главами разных континентов. Северная Америка разумеется была поставлена первой, а затем - Южная Америка, Европа, Азия, Африка и Океания в указанном порядке. В начале каждого подразделения фигурировала карта континента, в начале каждой страны указывалось название, площадь, население и название крупнейшего города, а также краткий каталог своих марок. Ниже были разлинованы пространства для марок.
На многих альбомах тех лет места для наклеивания марок были напечатаны как ячейки для всех существовавших в то время почтовых знаков мира, каждая в форме соответствующей марки и с обозначением ее номинала и цвета. И начиная с 1870 гг. начались попытки размещать в тех клетках изображения самих знаков почтовой оплаты, однако рисунки эти часто были довольно грубые. В самых роскошных альбомах конца XIX — начала XX вв. на нечетных страницах были ячейки для марок и иллюстрации, а на четных -выписки из каталогов и технические данные. У них были роскошные сафьяновые переплеты и тяжелые бронзовые замки.
В России широко известны были альбомы Кирхнера под редакцией И. И. Кревинга ( инициатор и составитель первого иллюстрированного альбома для марок на русском языке, издаваемого в разных форматах фирмой Отто Кирхнера). Альбомы продавались в конторе фирмы на Малой Морской, 14 и Большой Пушкарской в Санкт-Петербурге.
Однако, у альбомов для наклеивания марок обнаружились недостатки. Марки прикреплялись к страницам альбомов с помощью маленьких кусочков бумаги (правильный подход), или же непосредственно клеем марки (самый простой, при этом варварский не культурный метод). Хоть в дальнейшем бумажки для наклеивания (наклейки) и совершенствовались, их складывали пополам и смачивали, затем приклеивали одной половиной к верхней части марки (с обратной стороны), а другой - к листу.
Наклейки самого лучшего качества покрывались двойным слоем клея, и при отрывании от марок почти не повреждали их, хотя какие-то следы все-таки оставались. Но все же вероятность повреждений марок была высока, особенно в тех случаях, когда марки вынуждены были перемещаться из альбомов. Меняли хозяина. Либо владелец решал украсить ими другой более новый альбом.
характерный пример листа альбома после перемещений марок.
Естественно, появилась идея как хранить марки НЕ наклеивая их. И эта идея в 1889 году пришла в голову Льюис Кэрролл, автору Приключения Алисы в стране чудес. «Удивительная книга для почтовых марок». Кэролл сделал ее карманного формата, чтобы удобно было носить с собой. Внутри было 12 секций для марок разного достоинства.
Но автор Алисы – известный выдумщик, добавил в Книгу «Живописные сюрпризы» и еще и 9 мудрых советов. На обложке изображен был образ Алисы, держащей плачущего ребенка герцогини, иллюстрация, которая не появляется в книгах Кэрролла. Фокус был в том, что когда Вы берете в руки марку из ячейки и тащите ее, ребенок превращается в свинью. На оборотной стороне Книги была иллюстрация Чеширского кота.
Девять мудрых советов как писать письма являются самородками остроумия , они представлены в форме бесед между Кэрроллом и читателем, что делает их чтение занимательным
Там мысли о том, как начать, продолжать и закончить письмо, золотое правило как писать разборчиво и многое другое, что заставило бы и сегодня работников всех почтовых отделений аплодировать.
Кстати сказать, идея раскладывать марки в ячейки по номиналам, была использована на практике в настольных и переносных коробочках, которые я сам видел в некоторых музеях старинного быта.
А что же с кляссерами? В 20 веке иллюстрированные альбомы все более совершенствуются, популярность их только растет. Всем известны сохранившиеся изданные в СССР альбомы для марок начиная с 1918 года. Тиражи этих альбомов исчислялись десятками тысяч. Но постепенно к профессионалам от филателии и коллекционерам приходило понимание, что неиспользованные марки (негашеные) встречаются значительно реже и сохранность их (внешний вид) куда лучше и приятнее гашеных. И разность в цифрах оценки в каталогах между чистыми и гашеными марками все больше стала отражать именно редкость марки, а не факт ее возможного использования по номиналу для почтовых нужд. Попутно выяснилось, что марок не наклееных («первозданных») осталось существенно меньше наклеенных в многочисленных альбомах. О неаккуратности наклейки мы уже говорили.
После второй мировой войны в Европе появилась страсть к неиспользованным чистым маркам, которой затем заразился весь мир. Дилеры поощряли ее, устанавливая существенную разницу в цене между марками со следами наклеек и без них. Один из обходных путей был брать нетронутые марки только из краев или углов листа, вырезать их вместе с кусками полей и приклеивать наклейки к получившимся кромкам.
Второй путь сохранности марок был казалось бы на поверхности. Марки нужно вкладывать не приклеивая. У меня сохранились страницы из альбомов, где полоски для вкладывания были сделаны из такой же плотной бумаги, как сам лист альбома. Марки из них выглядывали лишь частично, что конечно же не могло радовать желающих любоваться полным изображением на марке.
Кляссеры, в которых такие полоски стали уже прозрачными, появились на рубеже 1940-1950-х годов. Технологии изготовления и крепления пленки были еще настолько не совершенны, что к моему удивлению я обнаружил информацию о патенте на подобный кляссер датированный лишь 1966 годов?! Разумеется мы знаем, что в Европе и Америке кляссеры были уже широко распространены в 1950-е годы. И даже отдельные коллекционеры в СССР каким то путем приобретали в те годы альбомы из ГДР, Польши, а затем – Румынии. Свои же кляссеры мы начали производить лишь в 1960-х годах.
За эти годы кляссеры совершенствовались, их вес и габариты уменьшались, а число листов увеличивалось. Они «обрастали» приятными на ощупь обложками, мягкими под кожу. Прокладочные страницы из пергаменты становились более прозрачными, а потом и появились полностью прозрачные пластиковые.
Следует отметить, что и иллюстрированные альбомы не пропали. Только коллекционеры теперь не наклеивали сами марки, а вкладывали их в специально изготовленные ячейки с подложкой для наклеивания и сверху прозрачной защитной пленкой. Фирмы производители сориентировались под потребности коллекционеров, и затем уже в альбомах места под марки стали делать в виде полностью прозрачных кармашек (клемташи), под которыми оставалось видно цветное изображение марки.
……………..
«добрый день. альбомы получили, большое спасибо!!!
дети довольны аки слоны» (Евгений, Ростов-на-Дону)
.............................
(фото Лиды, Ростов- на –Дону)
К сожалению, мы не Льюис Кэрролл. И не располагаем возможностями сделать каждый альбом для ребенка индивидуальным и с сюрпризом. Но поверьте, подобные отзывы нам очень приятны, и радость Лиды (на фото) – это тот самый лучик теплого света, который каждый родитель ощущал, сидя в обнимку с ребенком и читая ему «Алису в стране чудес».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О будущем альбомов для марок мы обязательно еще поговорим, а пока
Предлагаем Вам поучаствовать в нашем очередном опросе:
Какие альбомы вы предпочитаете использовать?
- только иллюстрированные
- кляссер большой
- кляссер компактный
- кляссеры СССР
- дорогой красивый альбом
- все равно